Агрессивные дети
план-конспект занятия на тему

Шум Ирина Александровна

Агрессивные дети: психодиагностика и коррекция. Составить рекомендации родителям, педагогам агрессивного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12._agressivnye_deti.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

12. Агрессивные дети: психодиагностика и коррекция. Составить рекомендации родителям, педагогам агрессивного ребёнка.

Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) — устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) - свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.

Агрессия – это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. Агрессивность – это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.

Виды агрессивности.

Проявления агрессии (агрессивности) разнообразны. Агрессия (агрессивность) бывает:

  • Физическая и вербальная

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта; вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

  • Прямая или косвенная

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека, косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

  • Защитная или провоцирующая

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия. Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

  • Здоровая (обоснованная) и необосновання (деструктивная)

Границы агрессии (агрессивности) бывает трудно определить. Для кого-то агрессивностью представляется то, что другие назовут просто энергичностью. Если агрессия имеет основания, выглядит привлекательно и вызывает симпатии, она может получить название здоровой агрессивности.

  • Враждебная и инструментальная

Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия.

Причины агрессивного поведения у ребенка

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих.

Причина

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки

Подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости между занятиями»

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

Беседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры, налаживание эмоционального контакта с ребенком

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

Игры и занятия на снижение тревожности и формирования адекватной самооценки

4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

Беседа с родителями, направление к психологу

5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный  потенциал в положительное русло:  -  проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок – ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц давать варианты и образцы    миролюбивых способов общения – обсуждать книги, предусмотренные программой – перевод драк в конструктивное     русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ

6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

- подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния    – психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение                      – обучение приемам саморасслабления         – разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Одной  из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  1. Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  2. Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  3. Организаторские способности;
  4. Широта кругозора;
  5. Позитивная оценка взрослого и т.д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже, отвергают его, то агрессивность, вызванная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого – неудовлетворенная потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и в форме протеста против запрета каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.

Способы коррекции агрессивного поведения.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими. В зависимости от выявленных причин необходимо делать несколько акцентов:
изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
изменение стиля взаимодействия с детьми;
развитие коммуникативных умений взрослых, окружающих ребенка.
Независимо от причин агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

  1.     Если это возможно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  2.     Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
  3.    Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
  4.    Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  5.     Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Задачи психокоррекционной работы агрессии детей

  • развитие умения понимать состояния другого человека;
  • развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
  • обучение ауто-релаксации;
  • обучение способам снятия напряжения;
  • развитие навыков общения;
  • формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
  • Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
  • использовать физические силовые упражнения;
  • рвать бумагу;
  • нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;
  • использовать «мешочек для криков»;
  • поколотить стол надувным молотком и т.д.

Советы взрослым против агрессии ребенка

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми, показывает использование изотерапии (игры с водой и глиной, рисование пальцами, ладошками, ступнями.)

С целью коррекционного реагирования агрессии можно ставить с детьми  спектакли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.) Можно использовать подвижные игры, способствующие  коррекционному реагированию агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения.
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители и педагоги.

Взрослым, окружающим ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение.

Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах. После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включить в коллективную для того, чтобы ребенок получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.

Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка, не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают...

Агрессивные дети. Психокоррекционная работа с агрессивным ребенком.

Агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее. Агрессивный ребенок часто чувствует себя...

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.

В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей....

Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев....

Консультация для педагогов «Агрессивные дети. Как помочь агрессивным детям?»

В консультации дается определение понятию "Агрессия" и видам агрессии. Рассказывается о том, какой он "Агрессивный ребенок"? Причины агрессивного поведения. Направления работы с аг...

Агрессивные дети. Игры с агрессивными детьми.

Как играть с агрессивными детьми.На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнени...