Семинар-практикум "Развитие речи и речевого общения дошкольников"
материал

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка. Повышение уровня педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_molodogo_roditelya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Материал проведения «Школы молодого родителя».

Тема: «Развитие речи и речевого общения дошкольников».

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель: Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений с родителями дошкольников, способствующих гармоничному развитию личности ребенка.

Повышение уровня педагогической культуры родителей.

Задачи:

  1. Просвещение родителей в области речевого общения дошкольников.
  2. Привлечение родителей к активному участию в предложенных играх, заданиях.
  3. Изучение опыта работы с детьми в формировании культуры речевого общения.

Ход:

- Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Всем известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.

Нельзя отрицать, что культура речи – показатель общей культуры человека. А.П. Чехов утверждал, что «для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». Современные средства массовой коммуникации далеко не всегда являются образцом хорошей устной и письменной речи. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что некоторые печатные издания и каналы телевидения оказывают негативное влияние на речевое развитие подрастающего поколения.

Самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонными словами, если ударения и произношения «режут слух».

Взрослым нужно стараться говорить ясно, спокойно, сдержанно, не повышая голоса. За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной речи собеседник становится нетерпелив. Не привлекателен язык, в котором пестрят междометия: «ага», «ого» и другие.

В дошкольном учреждении воспитанники овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение, то есть понимание речи и активная речь развиваются постепенно. Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Так, на первом году жизни малыш отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. В таком общении закладываются основы будущей речи. Если к 1,5 годам ребенок использует в активной речи около 100 слов, то к двум годам словарь увеличивается до 300 слов и более. Но главное событие в развитии речи заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка сидит», «машина едет» и прочие.

- Современные исследователи правильность речи соотносят с речевой грамотностью. Давайте для примера рассмотрим употребление некоторых глаголов в соответствии с нормами литературного языка. Например, надеть – одеть.

Глагол надеть обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или по отношению к другому лицу: надеть пальто, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть наволочку на подушку.

Глагол одеть обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

Следующий глагол есть – кушать.

Слово кушать в русском языке не употребляется в форме 1 лица (не говорят: я кушаю, мы кушаем; желательно – я ем, мы едим). В 3-м лице этот глагол употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки, при вежливом приглашении к еде (кушайте, пожалуйста). Таким образом, каждое слово содержит в себе определенный смысл, поэтому нужно стараться точно и осторожно подбирать слова.

- Прослушайте, пожалуйста, как автор написал о значении слов:

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно войска за собой повести». (Автор неизвестен)

- Наверное, это вполне оправданно.

- А сейчас предлагаю вашему вниманию стихотворение, в котором можно проследить насколько каждое слово содержательно.

«Жизнь в 100 словах».

- Колыбель. Пеленки. Плач. Слово. Шаг. Простуда. Врач. Беготня. Игрушки. Брат. Двор. Качели. Детский сад. Школа. Двойка. Тройка. Пять. Мяч. Подножка. Гипс. Кровать. Драка. Кровь. Разбитый нос. Двор. Друзья. Тусовка. Форс. Институт. Весна. Кусты. Лето. Сессия. Хвосты. Пиво. Водка. Джин со льдом. Кофе. Сессия. Диплом. Романтизм. Любовь. Звезда. Руки. Губы. Ночь без сна. Свадьба. Теща. Тесть. Капкан. Ссора. Клуб. Друзья. Стакан. Дом. Работа. Дом. Семья. Солнце. Лето. Снег. Зима. Сын. Пеленки. Колыбель. Стресс. Любовница. Постель. Бизнес. Деньги. План. Аврал. Телевизор. Сериал. Дача. Вишни. Кабачки. Седина. Мигрень. Очки. Внук. Пеленки. Колыбель. Стресс. Давление. Постель. Сердце. Почки. Кости. Врач. Речи. Гроб. Прощанье. Плач.

- Мы продолжаем, и обратимся к пословицам.

Игра «Продолжи пословицу». Вам будет предложено начало пословицы, а вы из имеющихся вариантов, найдите верное продолжение и объясните смысл пословицы.

  1. Ласковое слово человеку, … (что солнце в ненастье).
  2. Дурное слово - … (что грязная вода).
  3. Говорит, что … (топором слова вырубает).
  4. С умным разговаривать, что … (меду напиться).

- В общении с детьми  полезными будут упражнения на подбор определения к тому или иному слову или синонимов, т.е. близких по значению слов. При этом нет необходимости употреблять сами термины. Ребенку можно назвать слово и спросить: «Каким словом его заменить, чтобы смысл не изменился?»

- Уважаемые родители, подберите, пожалуйста, синонимы к слову:

  • чудесный;
  • большой.

- А теперь, по степени возрастания качества от слова «микроскопический».

        - У ребенка в процессе общения необходимо формировать правильное звукопроизношение, использование ударений, регулирование темпа речи, громкости и т.д. С этой целью применяются скороговорки.

  1. Произнесите скороговорку медленно и тихо:

«Дубовый столб стоит столбом,

В него баран уперся лбом.

Хотя не жаль барану лба,

Но лбом не сбить ему ствола».

  1. Скажите скороговорку быстро и громко.

- Также можно использовать игры на подбор рифм, например:

  1. Рисовал художник ламу,

И картинку вставил в … (раму).

  1. В блеске солнечных лучей

По земле бежит … (ручей).

- Большое внимание педагогами уделяется умению детей составлять предложения. Например, закончите предложение: «Мне нравится общаться с дочкой (сыном), потому что …  

- Следующая игра «Комплимент». Мы по кругу будем передавать мягкую игрушку в виде сердца и при этом говорить соседу что-то доброе, будь то комплимент, напутствие или пожелание. Ну и, конечно, не забудьте от души улыбнуться, ведь улыбка – составляющий элемент в общении людей.

- Спасибо. Мы сегодня затронули только некоторые моменты развития речи воспитанников. Только в благоприятной речевой среде можно сформировать речевую культуру подрастающего поколения. Роль родителей в данном случае очень велика. Ведь речь человека – это великое чудо. Без языка человек вообще перестает быть человеком.

- Совершенствуйте свою речь и больше общайтесь со своими детьми.

Проект решения семинара – практикума:

1. Педагогам продолжать работу по развитию речи детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах дошкольного учреждения.

2. Разместить в родительских уголках групп практические рекомендации на закрепление речевых навыков дошкольников.

3.  Принимать активное участие в речевом развитии ребенка.

Использованная литература:

  1. Горб Р.А., Исанченкова И.М. Воспитание детей в условиях семьи и детского сада.- СПб.: Детство – Пресс. – 2003.
  2. Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития. –М., 2001.
  3. Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. - 2000. № 6. С.-54.
  4. Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. - 2003. № 8. С.-104, 111.
  5. Дошкольное воспитание. – Научно-методический журнал. - 2003. № 9. С.-100.
  6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. – Ярославль, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и речевого общения старших дошкольников с ОНР

Пересказ сказки   В.Сутеева  «Это что за птица?» в рамках лексической темы « Птицы»...

«Книги посвященные вопросам развития речи и речевому общению дошкольников»

«Книги посвященные вопросам развития речи и речевому общению дошкольников»...

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника

Презентация для показа на консультации для родителей...

«Развитие самостоятельной фразовой речи и речевого общения у дошкольников посредством реализации педагогических технологий при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

При эффективном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей у  детей успешно формируются разные виды речи: повествовательная, описательная, рассудительно-доказательная, развиваются коммуникати...

Технологии развития устной речи и навыков речевого общения дошкольника.​

В данной презернтации представлены картинки с заданиями для  успешного обучения пересказу по заданной теме....

Развитие речи и речевое общение дошкольников в различных видах деятельности

Значимость речи в жизни ребенка - это общение со взрослыми, овладение нормами поведения, приобщения к деятельности и получение информации. Овладение родным языком является одним из важных приобретений...