Консультация "Развиваем память и внимание дошкольников"
консультация (подготовительная группа) на тему

Осипова Ирина Алексеевна

Консультация-практикум  для родителей с подбором игр для развития памяти и внимания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВНИМАНИЕ!

Больше всего дети страдают от отсутствия или недоразвития внимания. Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте: предмете, событии, образе, слове. Внимание ребёнка зависит от "настройки" его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание – это усилие ума и всех рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния. Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно, как и учить письму, счёту, чтению. За вниманием следует запоминание, развитие памяти. Чтобы развить внимание ребёнка, можно проводить игры и игровые упражнения.

Сколько чего?

Взрослый просит ребёнка осмотреть комнату в квартире или площадку, на которой вы играете, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву "К", или "Т", или "С", можно не целые предметы, а их части. Затем назвать предметы круглые или прямоугольные, квадратные. Далее – деревянные, металлические, стеклянные. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.

Найди букву

Если ребёнок знает буквы (или несколько букв), предложите ему такую игру. В книжке с крупным шрифтом (например, "Мойдодыр", но можно и в другой) нужно просматривать слова, подчеркивая (карандашом) без пропусков букву "а" ("о") в течение 5 мин. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребёнку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете контролировать успех вашего ребёнка.

Выберите другую букву и выполните упражнение снова.

Найди буквы

Можно усложнить задание. Букву "о", например, обвести в кружок, а букву "п" – в квадрат, треугольник, подчеркивать, зачёркивать и т. д.

Выполни уговор

Взрослый и ребёнок становятся друг против друга и договариваются о следующем: когда взрослый кланяется – ребёнок отворачивается, когда будет простирать руки к ребёнку – он будет скрещивать их на груди; взрослый грозит пальцем – ребёнок кланяется, взрослый топнет ногой – ребёнок тоже топает.

Перед началом надо провести трёхминутную "репетицию". Играют до первой ошибки, затем меняются ролями.

Игра "Муха"

Нарисуйте большой квадрат (10 х 10 см) и разделите его на девять клеточек. В центре сидит "муха". Она совершает движение по квадрату "вверх" или "вниз", "влево" или "вправо". Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где "муха"? В правом центре и т.д. Сначала ребёнок пальцем водит по центрам маленьких квадратиков, слушая команды. Потом можно мысленно совершать действия.

http://xn--307-mdd3bn9a.xn--p1ai/images/stories/konsyltachi/2014/02201404.jpg

 Игровое упражнение «Кто внимательный?»

Необходимо внимательно прослушать сказку «ЛИСЕНОК И ЛЯГУШОНОК» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «Л»:

«В лесу, в большой луже, жил аленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да еще и дразнился:

- Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом, долго смотрел, как лягушонок лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20412_c6142797ee4af2e5a226970ba8a38e9c.jpg.jpg- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».

«Шифровка»

Посмотрите на слайд. Обратите внимание на линии, отслеживая их глазами, определите, каким буквам соответствуют цифры. Запишите получившиеся слова.
- Какие слова у вас получились? (Кораблик, Солнышко).

Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запретное число и вовремя подпрыгнет.

Игра «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

Например, паро – воз, теле – фон и т.д.

Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

«Летает - не летает». Если летает – хлопаем, если не летает – топаем.

Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.

«Съедобное – несъедобное»

ПАМЯТЬ

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки  считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницей всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела перестаёт быть человеком. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. Психолог Т. Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И всё-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Выделяют три типа памяти:

1. Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.

2. Словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины.

3. Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации: кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго. Долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.

Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.

Память разделяется ещё на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть – к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы.

Такая память носит название непроизвольной. 

Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высокоразвитую зрительную память, а у спортсменов развита память на движения (двигательная).

Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит).

Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, то предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать интерес ребенка к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходить быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ

Предложите ребенку записать сказку. Вы читаете сказку или рассказ (для начала лучше небольшой – состоящий из 4 – 5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получается, и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребенок еще не знает. Сделать это можно и с помощью картинок. Вы берете бумагу и карандаш и рисуете квадрат (рамочку). Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамочке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите, что так можно записать начало сказки. Затем рисуете еще одну рамку, рядом с первой (можно соединить их стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2 – 3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа.

http://xn--307-mdd3bn9a.xn--p1ai/images/stories/konsyltachi/2014/02001406.jpg

Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала их лучше сочинить самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост). В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, а потом самостоятельно.

Для того, чтобы развивать память дошкольников, можно использовать следующие игры и упражнения.

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают.

Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.

"Сделай, как я!" (со спичками или счётными палочками) - развитие памяти и внимания.

     Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

     Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество  палочек постепенно увеличивается до 12-15.

     Примечание: в принципе, использовать можно не только спички и счётные палочки, но и пуговицы, бусинки, карандаши и т.д.

Запомни слова

Возьмите существительное "сок". Ребёнок повторяет "сук". Вы добавляете слово "стол" – он повторяет "сок""стол". Вы предлагаете ещё одно слово – "лимон", и ребёнок вспоминает –"сок""стол""лимон" и т. д. Постарайтесь увеличивать количество слов.

Это упражнение надо выполнять ежедневно 2–3 раза, стараясь каждый раз увеличивать количество слов.

Слова для запоминания: лев, трос, баран, огород, верблюд, бубен, дуб, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, луг, сноп, хвост, сверло, батарея, гусеница, дом, банк, рынок, собака, морковь, проспект, сок, река, канал, кирпич, пустыня, седло, нос, бусы, акула, гнездо, запятая, трапеция.

Слова для запоминания можете брать по своему усмотрению.

Скороговорки разной длины

Сначала предложите детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

Наш Полкан попал в капкан.

Везет Сенька с Санькой Соньку на санках.

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.

Увидел, услышал – запомни!

Память на числа очень часто нужна на практике. Взрослый записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого ребенок повторяет эти же числа.

Затем ребенок пишет пять чисел и показывает взрослому, а взрослый называет числа. Затем увеличивают количество чисел и повторяют то устно, то по записи.

Игра проводится в течение 7-10 минут.

3 – 8 – 6 – 2 – 5                        6 – 1 – 2 – 3 – 4

3 – 4 – 1 – 7 – 2                        6 – 1 – 5 – 8 – 3

8 – 4 – 2 – 3 – 9                        5 – 2 – 1 – 8 – 6

Запомни фигуру

Взрослый рисует геометрические фигуры, расположенные в ряд (чтобы ребёнок не видел, когда вы рисуете), и показывает ребёнку. Ребёнок в течение 2 минут знакомится с этими фигурами и запоминает. Затем убираются эти фигуры, а ребёнок зарисовывает их по памяти.

Вспомни, не глядя

Каждый ли из нас хорошо представляет то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живёт, где играет?

Внезапно, не предупредив ребёнка, предлагаете ему сказать, сколько полок в книжном шкафу, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше: мама или бабушка (можно сравнить рост его друзей) и т.д.

Тест Люшера

Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 3 минут. Слова:
Собака, Мальчик , Река , Ветер , Попугай , Кувшин , Вода, Небо , Пила, Птичка , Девочка, Дерево , Музыка , Гриб ,Ковер.

- Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.

- Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20412_9d854c9db81a53fe53a16506cb411c65.jpg.jpg- Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

«Отвечай на вопросы»

В течение 30 секунд рассмотрите внимательно рисунки, запомните их расположение, форму, мелкие детали. Я уберу слайд и после этого, вы прочитаете вопросы, и постараетесь на них ответить. Затем мы проверим себя. Слайд:


Вопросы:
На какой странице открыта книга? В какую сторону смотрит собака? С какой стороны дома растёт ёлка? Сколько точек на чашке? Есть ли ручка у портфеля? Есть ли в чашке вода? Сколько карандашей на рисунке? Сколько окошек в доме? С какой стороны у чашки ручка?

Психологи отмечают: в начальных классах у детей наступает особая способность к развитию мышления и памяти. В это время мальчики и девочки любят сравнивать, анализировать, классифицировать. Но это увлечение не придёт само собой, если мы, родители, не подготовим для этого почву. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20412_9d854c9db81a53fe53a16506cb411c65.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развиваем мышление, память, логику, внимание и моторику. Занимательные игры Никитина"

Данную презентацию можно использовать для консультации как воспитателей, так и родителей с целью ознакомления их с играми Никина, которые способствуют развитию мелкой моторики, внимания, логики. мышле...

Память и внимание младших дошкольников 3-5 лет

—Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления...

"Развиваем память, мышление, внимание у дошкольников"

Рекомендации для родителей (законных представителей) по развитию памяти, мышления, внимания у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Развиваем память и внимание дошкольника 6-7 лет дома"

Данная консультация поможет родителям развивать память и внимание дошкольника дома....

Консультация "ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ (Игры, которые помогут развить память и внимание)"

ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ (Игры, которые помогут развить память и внимание)...

Консультация для родителей "Как развить память и внимание у дошкольника"

                      Консультация для родителей     "Как развить память и внимание у дошкольника"...