Готовим руку к письму и ориентируемся в пространстве
статья (старшая группа) на тему

Марущак Ульяна Анатольевна

Развитие мелкой моторики рук и ориентация в пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_ruki_rebyonka_k_pismu.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учить ребёнка правилам сидение за столом при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже  в подготовительный к школе  период. Когда начнется  непосредственно письмо – новая и трудная для ребёнка деятельность – делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки,  координация  движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.  Дети этого возраста еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путается в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Даже ученики первого класса,  стоя лицом к учителю и видя, как он поднимает правую руку, скорее всего, поднимут левую.  Поэтому воспитателю и логопеду необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребёнка просят повернуться спиной к остальным детям и выполнить необходимые действия. К семи годам уже 75%  детей могут правильно определить правую и левую руку другого человека, с какой бы стороны они на него не смотрели. К  восьми годам с этой задачей справляются 95% детей. Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения.  Поэтому  отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела

рекомендуем следующие упражнения:

  1. Показать правую руку, затем левую. Если ребёнок не может назвать левую руку, взрослые называет ее сами, а ребёнок повторяет.
  2. Поднять то правую руку, то левую, показать предмет левой (правой) рукой, взять предмет правой (левой) рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.  Можно предложить и более сложные задания: показать правой рукой левое ухо, правый глаз; показать левой рукой правое ухо, левую ногу и так далее.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

  1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку:  «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Покажи книгу справа (слева) от себя».
  2. Определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или изображениями.

Сначала необходимо уточнить расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее можно задать вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

В дальнейшем ребёнок должен выполнять следующие задания по инструкции взрослого:

  • положить карандаш справа от тетради;
  • положить ручку слева от книги и сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева;
  • где находится карандаш по отноеш6нию к тетради – справа или слева.

Затем берутся три предмета. Ребёнку предлагается следующее задание:

  • «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку» и т.д.

Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребёнка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

Книжки – раскраски

Детям дошкольного возраста очень нравятся книжки – раскраски. А ведь это самый постой и эффективный способ подготовки руки к письму. Раскрашивая полюбившиеся картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. Единственное, что хотелось бы посоветовать, пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами, так как последние слишком мягки в рисовании  и не требуют приложения даже незначительных усилий.  Необходимо учить ребенка раскрашивать в одном направлении, оставляя белых мест и не выходя за контур.

Копирки

Можно предложить ребёнку копировать понравившиеся рисунки (сюжетные картинки, различные орнаменты) на прозрачную бумагу или через копировальную бумагу. Особенно полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребёнка к написанию прописных букв.

Пластилин, глина, воск

Нельзя забывать и о регулярных занятиях с пластилином, воском или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.  

Действия с мелкими предметами

Наряду с перечисленными методами можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия совершаются детьми в процессе игры с куклой).

Все эти занятия просты, не  требуют специальной подготовки

и организации, но являются чрезвычайно эффективными в

подготовке руки ребёнка к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"

Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....

Готовим руку к письму

6 примерных занятий для подготовки руки к письму и развитию мелкой моторики пальцев рук...

Готовим руку к письму в детском саду

Сегодня  современная школа предъявляет большие требования к детям,  поступающим в первый класс.  В прошлом году воспитатели  нашего детского сада были приглашены в школу для обсужд...

готовим руку к письму. информация для родителей.

материал содержит информацию, которую родители могут использовать в работе с детьми дома для подготовки руки к письму...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

"Готовим руку к письму" из опыта работы.

Статья для родителей детей предшкольного возраста. Дорогие мамы и папы очень важно ребёнку прийдя в первый класс правильно держать ручку, аккуратно писать. Вот и хочется мне поделиться  с Вами ...

Подготовка руки дошкольника к письму. Учим ориентироваться в пространстве.

советы для родителей о том, как подготовить руку дошкольника к письму и как учить ориентироваться в пространстве....