"Возникновение и развитие детской игры"
консультация по теме

Родители часто спрашивают, когда и как начинать играть с ребенком? Начинается ли игра тогда, когда мы вкладываем в неумелую и неловкую ручку малыша первый игровой предмет - погремушку? Конечно, игрового действия и игрового мотива здесь нет, игра ребенка похожа на серию предметных манипуляций. Дети катают, стучат, перекладывают предметы и игрушки, чтобы услышать звук и почувствовать движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx77.19 КБ
Файл 5.docx56.47 КБ

Предварительный просмотр:

Возникновение и развитие детской игры

Родители часто спрашивают, когда и как начинать играть с ребенком? Начинается ли игра тогда, когда мы вкладываем в неумелую и неловкую ручку малыша первый игровой предмет - погремушку? Конечно, игрового действия и игрового мотива здесь нет, игра ребенка похожа на серию предметных манипуляций. Дети катают, стучат, перекладывают предметы и игрушки, чтобы услышать звук и почувствовать движение.

Постепенно действия наполняются игровым содержанием. Мама говорит малышу, который кладет в кастрюльку колечки от пирамидки, что это готовится суп или каша для мишки или куклы. Именно появление заместителя или предмета, которым заменяют реальный, является сигналом перехода ребенка от предметной деятельности к игре. Происходит это на втором году жизни. На этом этапе ребенок увлечен неспецифическим использованием предмета и не ставит игровой цели "накормить куклу". Переходу предметных действий в игровые способствует взрослый, когда побуждает ребенка выполнять их: "Покорми лялю, покачай".

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho5-1.jpg

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho5-2.jpg

Но уже к трем годам дети передают не только игровые действия, но элементы поведения взрослых в реальной жизни. Девочка, укладывая куклу, будет говорить с ней, как это делает мама или воспитатель, по отношению к ней самой. При этом дети еще не называют роли, не соотносят себя с роль, не говорят: "Я мама", "Я тетя". Ребенок выбирает один персонаж и выполняет несколько характерных сменяющих друг друга действий. В этом возрасте впервые возникают коллективные отношения между детьми. Сначала их вызывает привлекательная игрушка у другого ребенка, потом возникает интерес к действиям сверстника и желание подражать. На протяжении всего третьего года жизни дети только учатся играть вместе. Незнание этой возрастной особенности вызывает иногда у родителей ложные тревоги в отношении детской агрессивности.

С 3-х лет игра детей становиться сюжетно-ролевой. Это значит, что игра разворачивается в пределах одного сюжета и ребенок может изображать несколько разных людей. Само название говорит о двух отличительных моментах данного вида игровой деятельности - это наличие роли и сюжета. Сюжет возникает только на основе знаний ребенка об окружающем, поэтому дети играют только в то, что им хорошо известно. Теперь родителям вероятно понятно, почему 3- летние дети играют в основном в "семью", в "магазин", в "поликлинику".

Дети 5-7 лет играют в путешествия, спасателей, ученых и др. Маленьким детям сюжет подсказывает игрушка или взрослый, а старшие дети его придумывают сами, иногда их игра может включать несколько сюжетов или один сюжет может развиваться детьми на протяжении нескольких дней. Таким образом, сюжет игры является с одной стороны показателем зрелости игровой деятельности, с другой он сам является средством развития и мышления и воображения ребенка.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho5-3.jpg

Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Именно в коллективной сюжетной игре дети познают необходимость правил для установления и поддержания положительных взаимоотношений между людьми. Дети 3-4 лет легко нарушают правила и не замечают, когда это делают другие, потому, что еще плохо осознают их смысл. Именно по этому попытки родителей поиграть в этом возрасте в игры дидактического характера, где правила строго описаны, приводят к отсутствию или быстрой потере интереса со стороны ребенка, игнорированию правил. Дети 4-х лет становятся очень бдительными в отношении партнеров по игре, следят за правильностью ролевого поведения: "так не бывает". Они высказывают возмущения и протесты, если партнеры по игре действуют не так, как установлено житейской логикой.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho5-5.jpg

Только со старшего дошкольного возраста дети осознанно выполняют любое игровое правило, могут следовать ему на протяжении всей игры и даже договариваться о собственных правилах, в самостоятельно придуманных играх. Такая социальная зрелость проявляется у детей 6-7 лет. Большое влияние на выбор и распределение ролей оказывают реальные отношения, симпатии и антипатии. Только к старшему дошкольному возрасту и только при условии грамотного руководства со стороны взрослого удается создать такие гармоничные коллективные взаимоотношения, когда при выборе и распределении ролей дети руководствуются не эгоистичными, а групповыми целями.

Чем старше ребенок, тем больше он стремиться уступать и подчиняться коллективу, ради общей игры. Это важный момент социализации и будущих школьных отношений.

Чем старше дети, тем меньше они нуждаются в материальном оснащении игры. Маленькому ребенку, чтобы поиграть в стройку, нужен целый набор игрушек и действий с ними: кубики, машины, техника, инструменты и др. Он будет действовать с каждым предметом, проигрывая все этапы игровой ситуации стройки.

Ребенок старше 6 лет большинство действий будет совершать в своем воображении, предметы и действия будут только предполагаться им в игре, а не реально существовать в его руках. Проигрывание ситуаций во внутреннем плане, то есть только в своем сознании, а не во внешних действиях, говорит о том, что игровая деятельность достигла своей наивысшей точки и на смену ей скоро придет учебная.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho5-4.jpg

Игровая деятельность неслучайно названа деятельностью. Как мы видим, она имеет несколько этапов, развивается длительно, постепенно и последовательно, имеет свои особенности в каждом возрасте и зависит от общения ребенка с окружающим миром. Знания о том, как происходит развитие игры, помогут Вам не только правильно оценить поведение и развитие своего ребенка, но и ориентироваться на его возможности в недалеком будущем, использовать игру для развития его интеллектуальных, эмоциональных и личностных способностей.

Желаем успехов!



Предварительный просмотр:

Играем вместе с ребенком

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho6-1.jpg

Все мы хотя бы однажды наблюдали за тем, как играют дети и наверняка задумывались о том, почему ребенок так увлечен игрой, почему через игру и игровые взаимоотношения он воспринимает и познает все вокруг с такой быстротой и естественностью. Поговорим о сущности и важности детской игры.

В игре все понарошку, в ней не вырабатывается полезный продукт, не используются настоящие взрослые предметы, результат игрового действия не приводит к реальным событиям. Но воображаемая игровая ситуация для малыша является наилучшей и, пожалуй, единственной возможностью преодолеть свою ограниченность, конечность и несовершенство.

Именно в игре разрешается противоречие между потребностью ребенка войти в мир взрослых, действовать, как они, и невозможностью реального осуществления этой потребности.

В игре ребенок чувственно приобщается к бесконечности, путешествует на ковре самолете, ракете, созидает и побеждает все. Он не подвластен времени и пространству. Он ощущает себя воплощением творчества и свободы, проживает в игре то, что реально предстоит ему через много лет. При этом ребенок не осознает этого и не ставит именно таких целей.

С раннего возраста дети нуждаются в овладении различными предметами, а по мере взросления в познании человеческих отношений и социальных функций человека.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho6-2.jpg

Дети разного возраста играют по-разному. Но везде, на каждом этапе становления и развития игры, очень важно влияние и участие в игре взрослого, как помощника, доброго наставника, вдохновителя игрового действия.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho6-3.jpg

В раннем детстве игровая деятельность только зарождается и важна тем, что помогает ребенку осваивать мир многообразных предметов.

Роль взрослого особенно значима именно на начальном этапе становления игры, когда и само действие ребенка с предметом-игрушкой, и его повторение, а главное осмысление зависит от общения со взрослым. Малыши действуют с игрушкой подражательно, повторяя не только сами движения, но и речевые высказывания мамы, папы или бабушки.

Ребенок получает огромную радость, что с помощью взрослого открыл способ, как действовать с игрушкой.

Часто родители полагают, что игра так естественна для ребенка, что нет необходимости обучать ей детей, она возникает и развивается сама, нужно только обеспечить ребенка достаточным количеством необходимых ему игрушек. Тогда откуда берутся дети, играющие в одни и те же примитивные скучные игры, хотя при этом их детская напоминает игрушечный отдел "Детского мира". Ответ прост и лежит на поверхности. Все, что вдыхает в детскую игру жизнь, дает ему общение с взрослым.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho6-4.jpg

Если мама не будет играть вместе с малышом с раннего детства, он не только не научится самостоятельно придумывать и воплощать игру в дошкольном возрасте, он не научиться быть активным и творческим исследователем мира и членом общества.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho6-5.jpg

Ребенок овладел предметами, научился применять их в игре. Теперь игра становиться основной деятельностью, в которой ребенок многократно отражает и переживает все свои отношения с миром и свои знания о нем. И здесь опять незаменим взрослый, который передает ребенку знания о событиях и явлениях окружающего, о человеческих взаимоотношениях, нравственных нормах семейной и общественной жизни.

Узнав и осмыслив определенную область взрослой жизни, дети начинают играть в это. Чтобы игра была насыщенной и динамичной ребенку необходимы новые знания и впечатления, которые дает общение с взрослыми.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho6-6.jpg

Таким образом, игра - активизирует познавательную активность ребенка, развивает его мышление и интеллект.

Но чем старше ребенок, тем обширнее его собственный жизненный опыт, творческие способности, самостоятельность. Ребенок старшего возраста использует роли и образы, чтобы очень точно копировать отношения, возникающие в семье, на улице, в детском саду, на работе.

Теперь игра несет серьезную нравственную нагрузку, она помогает ребенку созревать, как личности, члену общества, гражданину.

И связанно это не только с содержанием детских игр, но еще и с коллективными отношениями.

Только в игре с партнерами (взрослыми и детьми) ребенок может научиться сотрудничеству, взаимопомощи, сострадательности. Согласитесь, на эти качества теперь дефицит, но они не утратили своей ценности в обществе. Что, как не особое внимание взрослых к проявлению гуманных, а не эгоистичных отношений ребенка в игре, может помочь воспитанию высоко духовной личности уже с дошкольной поры.

http://ds2483.msk.ru/pic/psyho6-7.jpg

В игре есть и некий дисциплинирующий, организующий момент - это ее правила. Любая игра существует с помощью них, развивается и поддерживается ими. Есть игры, в которых правила заранее известны и неизменны, игры, где правила придумываются игроками. Есть также игры, где правила связаны с ролевым поведением. Так в играх в "семью" мама будет воспитывать заботиться, а дети слушаться или не слушаться, принимать заботы или помогать. Нарушение правил ведет к распаду игры, к конфликтам между партнерами. Понимать и выполнять правила может научить ребенка только взрослый.

Именно наличие в игре правил помогает воспитывать и развивать у ребенка сдержанность, ответственность, последовательность в поступках.

Современный ребенок страдает от недостатка игровой деятельности, прежде всего потому, что изменилось общественное родительское отношение к игре. Стремление родителей к раннему обучению, ограниченность общения с ребенком в повседневной жизни, отсутствие навыков игрового общения с ребенком на разных этапах его развития приводит к тому, что прекрасный и удивительный мир игры становиться неким волшебным островом, куда в бушующем океане современности удается попасть немногим большим и маленьким счастливцам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие детской игры"

Материал содержит подсказки по развитию детской игровой деятельности в различные возрастные периоды....

Возникновение и развитие игры в раннем возрасте.

В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении....

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Под развивающей предметно-пространственной средой следу­ет понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнооб­разными предмета...

Организация предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры

Развивающая предметно-пространственная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает в себя ряд базовых компонентов, необхо...

Организации предметно – развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры ( из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Часы и история их возникновения», познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект «Часы и  история их возникновения» способствует знакомству  детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения....

Организации предметно-развивающей среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (из опыта работы старшего воспитателя)

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально....