Роль проектной деятельности в речевом развитии старших дошкольников
статья на тему

Сергеева Олеся Сергеевна

Выступление 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_proektnoy_deyatelnosti.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей 
старшего дошкольного возраста.

Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины перечисленных явлений?» Несомненно, все вместе- это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на наш взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. 
К сожалению, взрослые все чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребенка.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Об уменьшении продолжительности совместной деятельности и общения взрослого с ребенком говорит и то, что во многих семьях не имеют представление о «культурном досуге» или уделяют ему незначительное время (совместном посещении театров, музеев, выставок, прогулок на природу). В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. 

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. 

Интерес к проектной деятельности краеведческой направленности был вызван возможностями, которые мы рассмотрели в использовании материалов краеведения в целях речевого развития детей. 

Любая территория страны, независимо от её размера, уникальна по своим историческим, культурным, природным, географическим характеристикам. Значимость этих характеристик, указывает на необходимость использования этой социокультурной составляющей в образовательном процессе (Н.Л. Васильев, В.П. Зинченко, Д.А. Пряхин и другие). 

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды, а также краеведческой системы образования как важнейшего фактора развития ребенка. Краеведческий подход в дошкольном образовании дает возможность оптимизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в познавательном, коммуникативно-речевом и эмоциональном плане. 

Рассказы людей старшего поколения, педагогов, родителей, формируют представление о деятельности и творчестве знаменитых горожан, воспитывая чувство гордости и причастности к достижениям земляков. Знакомство с флорой и фауной родного края, развивает эмоциональную отзывчивость на красоту природы своей малой родины. Своеобразие городской среды воспитывает привязанность и эмоционально-ценностное отношение к родному городу, его достопримечательностям. При ознакомлении с ближайшим социальным, предметным, природным миром у дошкольника пробуждается интерес к истории и культуре родного города, к людям, чьи имена носят улицы, к событиям, в честь которых воздвигнуты памятники, к жителям, с достижениями которых они знакомятся и т.д. Таким образом, содержание краеведческого компонента в проектной деятельности призвано способствовать формированию у детей духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала и исследовательской активности, развитию эстетических чувств и обогащению эмоций, формированию познавательных ценностей и коммуникативных навыков. А использование возможностей данного направления в совместной детско-взрослой деятельности, позволит родителям приобрести опыт содержательного взаимодействия с собственным ребенком, стать ближе друг другу, посредством организации процесса живого общения с малышом. То есть, коммуникативно-диалоговое пространство как способ познания региональных особенностей своего края, мы рассматриваем средством, способствующим развитию речевой компетентности и формированию познавательной активности ребенка-дошкольника. 

Более пяти  лет, нами, педагогами муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» п. Троицкий , внедряются в практику работы проекты краеведческой направленности. 

Так, ориентируясь на богатый, образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, реализовывали совместные краеведческие проекты, направленные на приобщение воспитанников к природе островного края в рамках формирования их познавательно-речевого развития.

К ним можно отнести мини-проекты «Удивительное под ногами», «О чем рассказали деревья в лесу?», «Где обедал воробей?»

Культурно-историческое своеобразие Белгородской области имеет свои особенности исторического развития, специфические черты культуры. Знакомство с ними в рамках проектной деятельности, позволяло активизировать у воспитанников познавательный интерес и сформировать привязанность к малой родине, позитивное отношение к прошлому и настоящему родного края, овладеть навыками речевого общения и расширить словарь детей.

Хотим отметить такие практико-ориентированные проекты, творческого характера «Белгородчина - земля моя родная»,  «Связь времен» (по приобщению дошкольников к традициям Белгородского казачества», «Моя родословная» направленные на формирование этнокультурной осведомленности детей и ценностное отношение к природе, культуре родного края.

Особенно я хотела бы остановиться на проекте «Белгородчина - земля моя родная».

На мотивационном этапе, мы решали следующие задачи по развитию общению и речи детей: 

- развитие умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения;

 -развитие умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения. 

Которые реализовывались через коммуникативные ситуации, познавательно-речевые игры, беседы, НОД, встречи с интересными людьми. 

На проблемно-деятельностном этапе проекта основным содержанием стало обогащение представлений воспитанников по теме проекта посредством чтения произведений Белгородских авторов, просмотр видеофрагментов этнокраеведческой направленности с последующим обсуждением, рассматривание картин островных художников с последующей беседой, экскурсий.

Параллельно шло развитие исследовательских умений детей: самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в совместной со взрослыми деятельности: поиск иллюстраций, создание альбомов «Мой край родной», макеты поселка Троицкий, составление описательных рассказов по представленным фотографиям, интервьюирование родителей об их отношении к малой родине, родному городу и поселку, ответов на проблемные вопрос

«Что такое Родина? Какая бывает Родина? Можно жить без Родины?». 
Совершенствовались умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной). Данный этап проекта стал основой для проявления индивидуальности детей, осознания ими своих способностей. На этом этапе были решены следующие задачи по развитию коммуникативно-речевых навыков детей: 

-обогащение и активизация словаря детей за счет широкого охвата проблемы проекта, 

-развитие связной речи (диалогической и инициативной форм речи), 

-развитие планирующей функции речи, за счет индивидуальных и коллективных форм работы, 

-развитие грамматически правильной и выразительной речи, 

-развитие всех групп коммуникативных умений: информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно-коммуникативных. 

В рамках этих проектов открылись замечательные возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности не только детей, но и родителей и педагогов нашей группы, посредством сопровождения детей в поисках необходимой информации в книгах, музеях, журналах, Интернете, в оказании помощи в изготовлении промежуточных продуктов проекта и подготовке его к публичной презентации. 

Так, критерием успешности проекта «Белгородчина – земля моя родная», стало достижение всех задуманных результатов, количество семей, принявших участие в этой деятельности и, конечно же, особая организация презентационного этапа. Силами детей и родителей были созданы замечательные поделки, отразившие историческое и культурное прошлое родного края, ставшие достоянием и гордостью выставки, организованной в нашем детском саду.

 Кроме этого, в целях развития речевого творчества детей, предлагалось каждому воспитаннику публично презентовать свою работу. Подводя итог вышесказанному отметим, что опыт работы по использованию краеведческих проектов в образовательном процессе предоставляет широкие возможности педагогам, для решения задач познавательно-речевого развития дошкольников, так как имеют большой развивающий и мотивационный потенциал к стимулированию познавательной и речевой активности детей. Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений. 

Считаем, что данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Метод проекта является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективны...

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

Консультация для молодых специалистов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей"

Подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, которые обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяют развивать личностные субъективные качества реб...

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Материал для воспитателей, специалистов ДОУ, а также для родителей....

«Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лин...

Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется на ряду с систематическим предметным обучением как компонент системы пр...

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Почему современные дети отстают в своём речевом развитии, говорят всѐ хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально личностном развитии дошкольников? Одной из н...