Доклад "Педагогические условия и формы взаимодействия педагога и родителей по вопросам познавательного развития"
консультация (старшая группа) на тему

«Педагогические условия и формы взаимодействия педагогов детского сада с родителями по вопросам познавательного развития».

 

Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие. В процессе познания ребёнок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

         Развитие познавательной сферы ребёнка связано с его знаниями и представлениями об объективно существующем мире – о мире природы и общества (человека). Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4-7 лет способны постигать самые разнообразные знания и в достаточно большом объёме. Огромное значение в развитии познавательной сферы ребёнка имеет эмоционально-чувственное постижение мира. Информация из мира оставляет в сознании детей глубокий след в виде ярких эмоциональных реакций на события, явления, объекты. То, что ребёнок не может осознать разумом, компенсируется его чувствами, которые делают мир более богатым, насыщенным и интересным. По словам В. А. Сухомлинского: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается, прежде всего, в семье». Дети многими нитями связаны с миром близких людей, испытывают на себе его различные воздействия, вырабатывают отношение к миру в целом и к отдельным его представителям. Родителям надо помнить, что общение ребёнка с миром взрослых происходит и тогда, когда они просто видят жизнь взрослых, слышат их разговоры между собой, наблюдают их взаимоотношения. И это оказывает более сильное воздействие на детское восприятие и освоение мира, чем обращённые к ребёнку слова взрослых.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. От внимательного отношения семьи к познавательному развитию своего ребёнка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие родителей может ослабить познавательную активность дошкольника, отрицательно сказаться на расширении кругозора и развитии познавательных интересов.

Взаимодействие с семьями воспитанников группы организуют и налаживают педагоги. В процессе общения с родителями важно объяснить им, что для развития детей очень важно постоянно беседовать с ними, рассказывать им об увиденном, делиться воспоминаниями из своего детства. Чтобы родители воспитанников стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Работу по вовлечению родителей в процесс взаимодействия со своим ребёнком и детским садом на познавательном содержании в нашем детском саду мы начинаем создания альбома «Я и моя семья». Каждой семье вместе с детьми предлагается заполнить свою страничку-анкету в обще групповом альбоме. Предлагаю примерные вопросы, которые помогут поближе познакомиться с каждым ребёнком, больше узнать о нём и о его семье:

«Я и моя семья»

Меня зовут_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Мне_ _ _ _ _ _ _ _ лет

Мою маму зовут_ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Моего папу зовут_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Посёлок, в котором я живу_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Мой домашний адрес_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Что я люблю

Моя любимая игрушка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Моя любимая сказка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Моё любимое занятие дома_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Я радуюсь, когда_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Мои любимые животные_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Больше всего я хотел (а), чтобы мне подарили_ _ _

Моё любимое блюдо_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Моего лучшего друга (подругу) зовут_ _ _ _ _ _ _ _

Мне весело, когда_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Мне грустно, когда_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Я не люблю_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Мои успехи

Я очень хорошо (играю, рисую, смеюсь, бегаю, танцую…)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Я умею самостоятельно (чистить зубы, завязывать шнурки на ботинках, без напоминаний убирать игрушки и вещи на место…..)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __

        

При оформлении странички родители вместе с детьми проявляли творчество, фантазию: использовали фотографии, аппликацию, рисунки, наклейки.

Создание альбома – не разовое мероприятие. Постоянная работа с ним способствует появлению у детей самых разнообразных познавательных интересов.

Следующий этап - оформление «Визитной карточки» семьи: «Знакомство с семейным фотоальбомом», рассказ о маме, папе, дедушках и бабушках, о семейном хобби и традициях. Оформленные семейные странички ребята приносят в группу и представляют своим друзьям. С гордостью рассказывают о том, как вместе с папой и мамой сочиняли весёлые стихи, подбирали фотографии, красивые картинки, а потом вместе вырезали, наклеивали их, эмоционально рассказывали о том, как отдыхают всей семьёй, чем увлекаются, как отмечают праздники. Приведу пример одного из таких творческих рассказов.

«Позвольте представиться, мы - семья С…. Наша семья – одна команда и назвали мы её «Фортуна!»

Наша семья крепка и дружна!

И для нас она важна!

Мы с фортуной будем жить,

И друг другом дорожить!!!

В переводе слово «фортуна» означает судьба, удача. В первый раз удача улыбнулась, когда мои мама Татьяна и папа Вадим встретились и поженились. Во второй раз фортуна была к нам благосклонна, когда родился я – Кирилл. Третья улыбка судьбы подарила сестрёнку Маргариту. И теперь мы большая дружная семья. А ещё мы надеемся, что и в дальнейшем удача будет сопутствовать нам.

Делит радость и веселье наша дружная семья

Нашу смелую четвёрку разделить нельзя!

Эмблемой семьи мы выбрали корабль, потому что он символизирует смелость в преодолении преград и решительность в достижении цели. Вот какая у нас подобралась команда:

За штурвалом нашим папочка Вадим,

Как хороший капитан он незаменим.

Хоть и на край света мы за ним пойдём,

Потому что знаем – он не подведёт.

 

Мамочка Таня здесь у нас старпом

Помогает всем она всюду и во всём.

 

Дед Ким – опытный моряк,

Курс проложит только так.

Скажем вместе, дружно

Такой нам лоцман нужен.

 

Кока лучше бабы Раи на всём свете нет.

Каждый вот моряк мечтает съесть её обед.

Если путешествовать устанет капитан,

Смело можем открывать плавучий ресторан.

 

Мы с сестрёнкой – два матроса,

Успокоить нас не просто!

 

Дед Паша - боцман об этом знает

И своевременно нам предлагает,

Чтобы рученьки наши занять

Наживку и удочки в плавание взять.

Быстро обучит, ведь он рыболов,

К обеду доставим хороший улов.

 

А ещё у нас есть дяди и тёти, кузины, крёстные – в общем, такой команде не страшны трудности, она готова к любым приключениям!»

В раздевальной комнате организуется выставка. Родители и дети рассматривают и читают странички, оформленные семьями воспитанников. С любовью оформленные странички собираются в общий альбом, который дети постоянно рассматривают, показывают гостям группы.

На материалах альбома в группе проводятся тематические недели: беседы, встречи с интересными людьми. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности: профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы; домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п.; труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.; хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.

Гость во время встречи рассказывает обо всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее. По возможности демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

Примерный конспект встречи с интересным человеком «Моя мама – парикмахер»

Цель: способствовать формированию представлений у дошкольников о профессиях людей.

Задачи:

1. Повышать познавательную и речевую активность у детей. Развивать умение придумывать и формировать вопросы для интервью.

2. Познакомиться с профессией – парикмахер, с ее значимостью для людей.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий, работающих на благо посёлка.

Ход встречи:

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла мама Данилы – Елена Геннадиевна, она работает парикмахером. Сейчас она расскажет о своей профессии. Подумайте, о чем бы вы хотели спросить.

Елена Геннадиевна:

- Мой рабочий день, ребята, начинается с подготовки рабочего стола. Я готовлю одноразовые воротнички и полотенца, рассчитанные на каждого клиента. Проверяю, работают ли электроприборы: фен, машинка. Развожу новый раствор для обработки ножниц и расчесок, т.к. инструменты обрабатываются после каждого клиента. Железные расчески и насадки для электрических машинок обрабатываем в специальном аппарате под действием высокой температуры, чтобы убить микробов. Проветриваю рабочее помещение (зал для клиентов). Проверяю, чтобы все необходимое было под рукой.

Дети:

- Елена Геннадиевна, а какие вам нужны инструменты для работы?

Елена Геннадиевна:

- Чтобы остриженные волосы не падали на одежду нужны специальные накидки: пеньюар, пелерина, одноразовые воротнички; для стрижки – ножницы обычные и филировочные; фен для сушки волос, пульверизатор для смачивания волос водой; утюжок для выпрямления волнистых волос.

Дети:

- Скажите, а где вы учились на парикмахера?

Елена Геннадиевна:

- Я училась в городе Самаре, в техническом училище по специальности парикмахер – универсал: мужская и женская стрижка, маникюр. Работаю в нашем посёлке уже 20 лет парикмахером.

Дети:

- Елена Геннадиевна, вам нравится ваша работа?

Елена Геннадиевна:

- Да, очень. Ведь у меня интересная и творческая профессия. Мне нравится общаться с клиентами, я их всегда выслушаю и посоветую, какая бы стрижка им подошла. Один раз в год мы ездим на учебу, где учат нас новым приемам стрижки, новым современным моделям стрижки. Мы стараемся быть вежливыми, аккуратными в своей работе,  чтобы больше клиентов посещало наш салон. Два раза я участвовала в конкурсе профессионального мастерства, где показала свои умения и посмотрела, что умеют другие мастера парикмахерского искусства (показ фотографий с конкурса).

Елена Геннадиевна продемонстрировала детям все орудия труда и предложила Вадиму сделать стрижку (заранее обговорив этот вопрос с мамой Вадима).

Дети поблагодарили Елену Геннадиевну за интересный рассказ о профессии парикмахера и девочки продемонстрировали, как они научились заплетать косички.

                  В последующей работе с альбомом необходимо учитывать индивидуальные интересы. Так в альбоме могут появиться рисунки «Моя семья», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Моя любимая игрушка», «Как мы отдыхаем», «Наши домашние любимцы», и др.

Знакомясь с семейными страничками, дети обращают внимание на то, что в семьях часто родители называют своих детей по-разному. И от вопроса «Почему нас так называют?» ребята переходят к вопросу «Что означаю наши имена?» Так сначала на выставке, а потом в альбоме появляются странички с красиво написанным именем ребёнка, а на обратной стороне с информацией о том, что обозначает имя. Странички оформляют родители вместе со своими детьми дома. И снова проявлено столько творчества, выдумки, фантазии и любви к своему ребёнку. Приведу пример:

«Меня зовут Кирилл. А мама называет Кирюша, дедушка зовёт Киром, папа – Кирюхой. Вот сколько у меня имён!!! Мои мама и папа долго думали, какое имя мне подобрать и на семейном совете решили, что Кирилл Вадимович звучит очень красиво и подходит к моей фамилии. Моё имя древнегреческое и означает «маленький господин». Так зовут не только меня, у меня есть несколько друзей с таким именем. Люди с одинаковыми именами называются тёзками. Самый знаменитый, на мой взгляд, тёзка это святой Кирилл – учитель славян. Вместе со своим названным братом Мефодием они составляли азбуку и перевели много книг. Благодаря им мы умеем читать и писать».

В течение года альбом постепенно пополняется новыми страничками. Страничка оформляется ко Дню защитников Отечества, к весеннему празднику 8 Марта и т. д. В детском саду ребята обычно рисуют, оформляют портреты своих близких, а дома вместе семьёй составляют рассказы по примерным вопросам педагога и помещают на обратной стороне страницы.

         Составляя странички в альбоме «Я и моя семья» дети больше задумываются о себе, узнают о своих родных. Портреты, полученные знания широко используются на соответствующих праздниках, познавательных мероприятиях. Подобная работа способствует налаживанию более тёплых и тесных взаимоотношений в семье, у детей появляется познавательный интерес к истории своей семьи, к близким и дальним родственникам, у детей формируется важное социальное понятие «семья». Важно, с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять её сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться!

Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий педагогов и родителей, окружающих ребёнка. Взаимодействие, сотрудничество - это, прежде всего диалог, который постоянно обогащает всех партнёров и участников.

 

Литература

 

1.   Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей – М.: Прсвещение, 2007

2.   Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель». – СПБ: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011

3.   Козлова А.В. Общение ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. - М.: ТЦ «Сфера», 2007

4.   Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно – речевого развития дошкольника

  В настоящее время отношения между воспитателями ДОУ и семьями воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений п...

Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Докладчик:  Петренко Наталья ВладимировнаПедагогический стаж 23 лет...

Проект «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам математического развития детей»

Проект«Взаимодействие педагогов и родителей  по вопросам математического  развития детей»Цель:Поиск эффективных путей взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах развития и формировани...

Консультация для родителей "Приоритетные формы взаимодействия педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ДО"

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое просвещение....

формы взаимодействие педагогов и родителей по художественно эстетическому развитию дошкольников

Для успешного художественно-эстетического развития дошкольников необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания.  Работа должна быть направлена ...