Нарушения лексического строя речи у детей с ОНР
статья на тему

Лобашова Наталья Юрьевна

Настоящий материал адресован родителям и педагогам. В ней рассматриваются особенности словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи, признаки неправильного формирования лексической системы языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksika_u_detey_s_onr.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35» Красносельского района

Консультация для родителей на тему:

Нарушения лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

Составитель:

Учитель – логопед

Лобашова Наталья Юрьевна

Санкт – Петербург 2015

Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах одного слова другим, трудностях актуализации слов (В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.).

Рассмотрим эти нарушения подробнее.

Расхождение в объеме пассивного и активного словаря проявляется в том, что дошкольники понимают значение многих слов (их пассивный словарь даже близок к норме), однако их употребление речи вызывает большие затруднения.

Бедность словаря проявляется в том, что даже 6-летний ребенок с ОНР не знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий, инструментов, частей тела и предметов. Часто они затрудняются в назывании таких предметов, как «овца», «стрекоза», «молния» и т.д. Особые трудности дети с ОНР испытывают при использовании прилагательных и глаголов. Среди прилагательных сложно усваиваются такие слова, как «узкий», «кислый», «пушистый», «гладкий» и т.д.

В глагольном словаре преобладают слова-названия действий, которые ребенок выполняет или наблюдает ежедневно.

Значительно сложнее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточность употребления слов.

В одних случаях слова используются в излишне широком значении, в других  в слишком узком. Понимание и употребление некоторых слов детьми с ОНР имеет признаки ситуативности, когда ребенок употребляет слово в какой-либо конкретной ситуации и затрудняется вводить его в контекст.

Среди существительных преобладают замены слов путем объединения их в одно родовое понятие: «лось — олень», «весна — осень», «сахарница — чайник» и т.п.

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не умеют выделять и дифференцировать признаки величины, высоты, ширины, толщины и т.д. (высокий – длинный, узкий - тонкий).

Также дети не могут дифференцировать некоторые действия, поэтому для их называния используют глаголы с более общим значением. Например: чирикает – поет, прыгает – скачет.

Смешение слов у детей с ОНР идет на основе сходства значения. Исследователи выделяют следующие виды лексических замен:

- по признаку функционального назначения («миска - тарелка», «метла - щетка»);

- по внешнему сходству («майка - рубашка», «сарафан - фартук»);

- по общности ситуации («каток - лед»);

- смешения слов, обозначающих часть и целое («паровоз - поезд», «локоть - рука»);

- замена обобщающих понятий словами конкретного значения («обувь - ботинки», «посуда — тарелки»);

- использование словосочетания вместо нужного слова («плита - газ горит», «кровать - чтобы спать»);

- употребление слов-названий предмета вместо называния действия и наоборот («открывать - дверь», «лекарство - болеть»).

Для детей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поиска нужного слова идет очень медленно. Замены слов по смысловому сходству у дошкольников с нарушениями речи  очень стойкие, трудно корректируемые и продолжают оставаться даже в школьном возрасте. Нарушения актуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структуры слова (кудахчет – «кудакает»).

У детей с ОНР более позднее, чем у их сверстников с нормально развивающейся речью, формируется лексическая системность. Большие трудности у них вызывают задания на классификацию предметов: дети не знают обобщений, не выделяют лишний предмет, обозначенный семантически далеким словом. Даже при правильном выполнении задания дети с ОНР часто объясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «"Волк, собака, лиса" — лишнее слово "собака", так как в лесу не ходят собаки». Дети не выделяют общий понятийный признак, а группировку осуществляют на основе общности ситуации.

Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместо антонимов используются семантически близкие слова («день — вечер»), слова-стимулы с частицей «не» («шум — не шум» — нет шума»).

В качестве синонимов подбираются слова семантически близкие («улица — дорога»), похожие по звучанию («парк — парта»), формы исходного слова или родственные слова («боец — бой»).

Чтобы иметь возможность своевременно помочь ребенку, родители должны знать признаки неправильного формирования лексической системы языка. Перечислим их.

1. Запаздывание появления первых слов. У некоторых детей самые первые слова вместо года появляются лишь после 2 - 4 лет. Это тревожный признак, свидетельствующий о явном отклонении от нормального хода речевого развития

2. «Застревание» на первых словах. Иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, т. е. к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается или происходит только за счет лепетных слов, непонятных окружающим. Это тоже отклонение от нормы.

3. Обогащение словарного запаса происходит только за счет слов-названий предметов при почти полном отсутствии в речи ребенка названий их признаков и действий, что не позволяет ему перейти к фразовой речи, поскольку в каждом предложении должно быть сказуемое.

4. Отсутствие попыток связать слова между собой. Некоторые дети, имея уже достаточно большой запас слов (иногда до 100), образно говоря, «рассыпают их, как горох», не пытаясь построить фразу (в норме уже при наличии около 10 слов ребенок пытается связать их между собой). Это говорит о резкой задержке перехода к фразовой речи, которая в норме начинает проявляться после полутора лет.

5. «Неулавливание» окончаний слов. Иногда дети долго употребляют существительные только в именительном падеже, как бы не замечая их окончаний, тогда как при нормальном ходе речевого развития еще до перехода к фразовой речи (на втором году жизни) ребенок начинает использовать и косвенные формы слов. Например, девочка, протягивая руку к кукле и как бы прося ее дать, говорит «Куку» (а не «Кука»), хотя вместо фразы может сказать пока еще только одно слово. Это очень важный признак того, что ребенок начинает усваивать грамматические формы слов, т. е. овладевать грамматическим строем речи.

6. Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (санки — лыжи; кровать — диван; стул — кресло — табуретка; бегать — ходить — ползать) свидетельствуют как о бедности словарного запаса ребенка, так и о недостаточно точном понимании им значений слов.

7. Длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого. Это говорит о недостаточно прочном усвоении многих слов. Ребенок вынужден «разыскивать» их в своей памяти.

8. Частые перестановки слогов и звуков в словах — нарушение структуры слов («деверо» вместо дерево, «вебра» вместо верба, «мотолок» вместо молоток и т. п.). Для нормального хода речевого развития более характерно упрощение, а не искажение структуры слов («моко» или даже «ко» вместо молоко, «лапа» вместо лампа).

При появлении подобных особенностей в речи ребенка нужно без промедления показать его специалистам и сразу принимать необходимые меры. Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее она будет.

Использованная литература:

1.Моторина Н.Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб «Союз», 2001.

3.Парамонова Л.Г. Узнаю новые слова (для детей 4—6 лет). — СПб Издательский дом «Нева», 2003.

4. Современный русский язык (Части 1 и 2 ). – Минск «Пропресс», 1998.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)

Использование на логопедических занятиях бельевых пластиковых разноцветных прищепок и картонных силуэтов-заготовок деревьев, цветов, насекомых, птиц, животных позволяет проводить работу с детьми старш...

Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

Рекомендация учителя-логопеда для воспитателей ДОУ: Активизация лексического строя речи у детей .

В коррекционной работе для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения  качества коррекционного процесса необходимо  использовать всевозможные материалы по активи...

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...

Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....

Пути коррекции нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи

Система игр и  упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 лет. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого). Материал пре...