Главные вкладки

    Формирование у дошкольников правил культурного поведения ребёнка во время приёма пищи.
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Олесова Светлана Александровна

    Методическая разработка совместного мероприятия с родителями воспитаников (с использованием новых форм и методов в интерактивном режиме).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка совместного мероприятия с родителями воспитанников (с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме) на тему:

    «Формирование у дошкольников правил культурного поведения ребёнка во время приёма пищи.»

    Разработала:

    Олесова Светлана Александровна

    Должность: воспитатель

    Учреждение ГБОУ СОШ № 28 г. Сызрань

    Самарской области.

    Формирование у дошкольников правил культурного поведения ребёнка во время приёма пищи.

    Время проведения: Второй-третий квартал (март-май).

    Форма проведения: круглый стол.

    Цель: ознакомить родителей с системой в дошкольном учреждении по формированию норм культурного поведения ребёнка во время приёма пищи.

    План проведения

    1.Выступление воспитателя (актуальность проблемы).

    2. Просмотр занятия в старшей группе.

    3. Выступление психолога.

    4. Игра «Приятного аппетита».

    5. Чаепитие взрослых и детей.

    Ход мероприятия

    1.Подготовительный этап

    1)Подготовить к собранию необходимые материалы:

    • столовые приборы и предметы для сервировки стола;
    • головоломки и ребусы по теме;
    • карточки с буквами.

    2)Подготовить материалы к выставке литературы по теме; сказки, сочинённые родителями и проиллюстрированные детьми и т.д.

    3)Провести анкетирование родителей (приложение А); оформить текст проблемных ситуаций ( приложение Б); составить памятку (приложение В).

    4)Дать родителям и детям домашнее задание: родители сочиняют сказку по теме, а дети иллюстрируют её.

    5)Приготовление каждой семьёй угощения для чаепития.

    6)Изготовление поделок детьми.

    2.Вступительная часть собрания

    • Приветствие.

    Воспитатель. Прежде чем мы начнём наше собрание, давайте поприветствуем друг друга!

    Здравствуйте!

    -Здравствуйте! -Ты скажешь человеку.

    -Здравствуйте, - Улыбнётся он в ответ.

    И, наверно, не пойдёт в аптеку

    И здоровым будет много лет.

    • Разминка.

    Воспитатель. Проведём небольшую разминку.

    Упражнение «Вопрос – ответ».

    Родители встают в круг, у воспитателя в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч родителю. Тот поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у вас настроение?» - « Хорошее». – « Что вы ждёте от сегодняшнего дня?»

    • Выступление воспитателя.

    Воспитатель. Уважаемые родители, как вы думаете, нужны ли дошкольникам знания норм культурного поведения и соответствующие навыки и какую роль в их формировании играет пример семьи?(Родители высказывают своё мнение, приводят конкретные примеры поведения детей в разных ситуациях.)

    Следовательно, на формирование навыков культурного поведения ребёнка влияют не только общепринятые нормы и правила, но и традиции, сложившиеся в семье.

    Сегодня мы поговорим об этикете, в частности, об умении вести себя за столом. Ведь это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе, как воспринимают его окружающие.И мы, взрослые, должны научить ребёнка вести себя так,  чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение.

    -Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребёнок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться? ( Высказывания родителей.)

    В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приёма пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды ( КУХОННОЙ,СТОЛОВОЙ,ЧАЙНОЙ) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные умения стали привычкой, потребностью ребёнка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной спокойной беседой, должны стать ежедневной семейной нормой.

    Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребёнок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать ему есть только ложкой, не будет знать, что делать с салфеткой, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий  вы должны терпеливо вырабатывать у ребёнка навыки поведения за столом.

    Мы проанализировали ваши анкеты, выделили наиболее сложные  для многих родителей проблемы и разработали практические рекомендации, которые вы получите по окончании собрания.

    3. Просмотр игры « Наш помощник – этикет» (приложение Г)

    4.Выступление психолога и решение проблемных ситуаций

    Психолог. Всем известно пожелание « Приятного аппетита!» Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка – всё это создаёт психологический комфорт во время еды и имеет большое  значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом.

    Ребёнок учится обращаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу всё получается. Не торопите его, не превращайте приём пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справится с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время  приёма пищи.

    Предлагаю закончить фразу из правил поведения за столом:

    • Есть и пить надо… ( беззвучно и аккуратно ) , не оставляя на скатерти следов пищи;
    •  Не склонятся низко… ( над тарелкой ) , лишь слегка наклонить… ( голову );  
    • На столе лежат только кисти рук, локти на стол… ( не ставим );
    • Обе руки либо свободны , либо… (заняты ) : нож в правой руке – вилка… ( в левой );
    • Если вилка или ложка в правой руке, то левая… ( придерживает тарелку );
    • За столом нельзя говорить… ( громко или с полным ртом );
    • Если во рту пища, воду… ( не пьют );
    • Если ложка или вилка упала на пол, не спешим её поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола… ( поднимем её );
    • Упавшую на пол полотняную салфетку… ( поднимаем сами ) и не меняем на другую;
    • Бумажные салфетки меняем… ( по мере надобности и при новом блюде );
    • Не спешим в еде, но  и не сидим… ( долго ) за одним блюдом;
    • Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами… ( « Спасибо, очень вкусно! « или « Спасибо, такая вкусная солянка» ).

    Мы часто говорим детям : « Когда я ем, я глух и нем». Всегда ли это правильно? Представьте себе дружескую встречу. Приятные друг другу люди молча сидят за столом и сосредоточенно пережёвывают пищу.

    Уважаемые родители, неужели вы ведёте себя именно так, встречаясь с друзьями? Приятная беседа не только не помешает ребёнку всё съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. Дети могут поддерживать разговор, но они должны усвоить некоторые правила ведения застольной беседы:

    • Нельзя разговаривать, если во рту еда;
    • Надо уметь слушать ,не перебивая других.

    Далее проводится обсуждение проблемных ситуаций поведения взрослых и детей во время приёма пищи ( приложение Б ).

    5.Игра « Приятного аппетита»

    Игру проводит воспитатель.

    Вариант 1. Составить как можно больше названий блюд и продуктов питания из словосочетания  « скатерть – самообслужка ». (рак, кекс, лук, батон, масло, сок и т.п. )

    Вариант2. Составить из букв, входящие в слова, названия блюд и продуктов питания. ( Картошка, антрекот, бутерброд, простокваша, студень, осетрина. )

    Победители получают призы, выполненные руками детей.

    6.Подведение итогов собрания

    Принимается решения собрания. По окончании собрания родителям вручают памятки и приглашают  вместе с детьми на чаепитие.

    Приложение А. Анкета

    Подчеркните нужные ответы.

    1. Как Вы считаете, умеет ли Ваш ребёнок правильно вести себя за столом?

    а ) да;          б ) не всегда;           в ) не умеет.

    1. Есть ли у Вашего ребёнка постоянное место за обеденным столом?

    а ) да;                        б ) нет.

    1. Существует ли в вашем доме традиция семейных обедов?

    а ) да;

    б ) нет;

    в ) семья собирается вместе за столом только по праздникам.  

    1. Какой посудой и какими столовыми приборами пользуется Ваш ребёнок  во время еды: тарелка для первого блюда, тарелка для второго блюдца, тарелка для хлеба, ложка, вилка, нож, чашка, блюдце, чайная ложка (при необходимости дополнить ).
    2. Пользуется ли Ваш ребёнок салфеткой во время еды?

    а ) часто;               б ) иногда;           в ) никогда.

    1. Часто ли ваш ребёнок спрашивает, как правильно вести себя за столом?

    а ) часто;                 б ) иногда;           в ) никогда.

    1. Кому из близких он задаёт такие вопросы?
    2. Есть ли дома книги по вопросам этики?

    а ) да;                                        б ) нет.

    Укажите, пожалуйста, какие.

    Благодарим  Вас за сотрудничество!  

    Приложение Б. Проблемные ситуации

    Ситуация 1. Оле три года. Она размазала салат по столу. « Вытри стол, Оля!» - сказала мама. Девочка насупилась и не двинулась с места. « Вытирай сейчас же ! Сама напачкала, сама за собой и убирай!»

     Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.

    - Какой, по вашему мнению, должна быть реакция матери на поведение Оли? ( Примерный ответ. Своим требовательным тоном мать, по существу, спровоцировала такое поведение ребёнка. Затем, уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно, вопрос « Что же нам теперь делать?», обращенный к ребёнку, вызвал бы у него желание исправить ситуацию. Если бы ребёнок начал сопротивляться, можно было попросить его выйти из-за стола. )

    Ситуация 2. Сергей, придя с улицы, сел за стол.

    « Что за манера является к обеду в таком виде? – строго спросила мать шестилетнего сына. – Какой же ты поросёнок! Руки грязные, а рубашка!? Посмотри на свои волосы! Ты их когда - нибудь причёсываешь?» Глаза Сергей наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, словно спрашивал: « К чему ты ещё придерёшься?»

    -Как вы можете объяснить поведение ребёнка и матери? ( Примерный ответ. Мальчик не соблюдает порядок, видимо потому, что не приучен к этому, а мать своими упрёками только вызывает у него чувство обиды. В этой ситуации она могла бы просто сказать: « Вымой руки, причешись, заправь рубашку…». Когда сын приведёт себя в порядок, его можно похвалить : « Как приятно, что ты умеешь о себе позаботиться». )

    Приложение В. Памятка для родителей

    Ребёнка следует:

    • Кормить в строго установленное время;
    • Не торопить во время еды, дать возможность тщательно пережёвывать пищу;
    • Не кормить насильно;
    • Не отвлекать во время еды чтением или игрой;
    • Не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за несъеденное.

    Надо поощрять:

    • Желание ребёнка есть самостоятельно;
    • Стремление участвовать в сервировке и уборке со стола.

    Надо приучать:

    • Перед едой тщательно мыть руки;
    • Есть только за столом;
    • Правильно пользоваться приборами ( ложкой, вилкой, ножом);
    • Есть аккуратно, с закрытым ртом;
    • После еды благодарить;
    • Убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым.

    Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребёнку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.

    Приложение Г. Конспект игры

    « Наш помощник – этикет»

    Материал: предметы сервировки; костюм Буратино.

    Предварительная работа. Чтение сказки Алексея Толстого « Золотой ключик, или Приключение Буратино».

    Ход занятия

    Появляется взрослый в костюме Буратино.

    Воспитатель. Сегодня мы поговорим об этикете.

    Буратино. Какое красивое слово. Наверное, это что-то вкусное!

    Воспитатель. Здравствуйте, Буратино! А почему ты меня перебил и не поздоровался с детьми?

    Буратино. Ой! На это уйдёт много времени, рука устанет со всеми здороваться, ну ладно, так и быть… (начинает здороваться с каждым ребёнком за руку ).

    Воспитатель. Буратино, совсем необязательно всем пожимать руки, можно поприветствовать сразу всех одним словом- « здравствуйте»!

    Буратино. Здравствуйте! ( Дети здороваются.) Так о чём вы собирались поговорить?

    Воспитатель. Об этике.

    Буратино (обращается к детям ). Что означает это слово? ( Ответ детей. )

    Воспитатель ( обобщает ответы ). Это правила культурного поведения. Каждый  человек должен знать, как надо здороваться и прощаться, разговаривать по телефону и вести себя на улице. Дома, в детском саду, в театре, на приёме у врача- везде мы должны выполнять правила этикета. Человек, который их соблюдает,- желанный гость в любом доме. Он интересен, приятен в общении, у него много друзей. Вот ты, Буратино, всегда ведёшь себя культурно?

    Буратино. Конечно! Мне Лиса Алиса говорила, что я очень хорошо воспитан. И в гостях бываю частою У Карабаса Барабаса был, в трактире « Три пескаря» с Лисой Алисой и Котом Базилио ужинал, у Мальвины чай пил.

    Воспитатель. Вспомним, ребята, чем это чаепитие закончилось.( Зачитывает фрагмент из главы « Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».)  Скажите, какие правила этикета Буратино нарушил, когда был в гостях у Мальвины? ( Дети отвечают.)   

    Буратино. Теперь я понимаю, почему Мальвина так рассердилась!

    Воспитатель. Поможет Буратино, научим его вести себя за столом? ( Дети соглашаются.) Перед тем как принять гостей, мы должны сервировать стол. Покажите, как это сделать, и объясните, для чего нужен каждый предмет сервировки.

    Дети накрывают на столы, называя предметы сервировать и объясняя их назначение. При затруднении Буратино задаёт наводящие вопросы, например: «Для чего на столе лежит тряпочка: стол вытирать, если суп пролился?» Дети объясняют назначение тканевой салфетки, показывают, как ею пользоваться.

    Воспитатель. Теперь, Буратино, ты должен научится правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами.

    Дети и Буратино садятся за столы. Буратино суетится, облокачивается на стол, толкает соседей и размахивает руками. Воспитатель обращает внимание на его действия, объясняя, какие ошибки он допустил.

    Воспитатель. Сидеть следует ровно, не наклоняясь над тарелкой, не ставя локти на стол и не беспокоя соседей. Дети, покажите Буратино, как надо правильно держать столовую ложку, вилку, и нож, чайную ложку и как вы ими пользуетесь, когда едите ( суп, котлету, картофельное пюре, салат т т.д. ).

    Дошкольники показывают приёмы обращения со столовыми приборами, комментируя свои действия.

    Буратино пытается есть при помощи вилки и ножа, роняет приборы, во время пережёвывания пищи громко разговаривает и т.п.

    Воспитатель. Скажите, какие ошибки допустил Буратино? ( Дети отвечают.)  

    Буратино. Опять всё не правильно, а я так старался! Какая трудная это наука- этикет. Наверное, я никогда не смогу стать воспитанным и культурным!

    Воспитатель. Приходи к нам в группу обедать. Наблюдай, как дети ведут себя во время еды, и ты не только узнаешь правила поведения за столом, но и научишься их выполнять.

    Буратино благодарит воспитателя, прощается с детьми.

    Приложение Д. Литературный материал

    по теме « Этикет»

    Что такое этикет?

    Это можно,

    Это нет…

    Этике, как этикетка

    И хорошая отметка,

    Но не только в дневнике.

    - У людей на языке…

    Очень просто

    Жить культурно:

    Всё прекрасно,

    Что не дурно.        

    А.Степанов

    В гостях

    Медведя лет пяти- шести

    Учили, как себя вести:

    - В гостях, медведь,

    Нельзя реветь,

    Нельзя грубить и чваниться.

    Знакомым надо кланяться.

    Снимать пред ними шляпу,

    Не наступать на лапу.

    И старых уважать.

    И не ловить зубами блох.

    И не ходить на четырёх.

    Не надо чавкать и жевать.

    А кто зевает всласть,

    Тот должен лапой прикрывать

    Разинутую пасть.

    С. Маршак


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах города

    Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возр...

    Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах.

    Формирование у дошкольников правил  безопасного поведения на улицах и дорогах в разных возрастных группах....

    Культурно-гигиенические навыки во время приёма пищи. Сервировка стола

    В консультации описывается опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп....

    Формирование культурно - гигиенических навыков во время приёма пищи.

    Формирование культурно - гигиенических навыков во время приёма пищи....