РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал ( группа) на тему

Гончарова Лариса Николаевна

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga-psihologa_v_vospitanii_doshkolnikov.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Л.Н. Гончарова,  МБДОУ ЦРР – детский сад «Теремок» р.п. Хохольский

Хохольского муниципального района Воронежской области [1]. 

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги.

А.С. Макаренко

80-90 годы XX века стали переломной вехой в истории российской системы образования: утверждение личностно-ориентированной (субъект-субъектной) педагогической парадигмы привело к созданию в общеобразовательных учреждениях психологической службы. Основная цель современной системы образования - воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека [2].

В соответствии с «Конвенцией ООН по правам ребенка», семья и государство должны обеспечивать выживание, развитие, активное участие в жизни общества каждому несовершеннолетнему, независимо от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политический или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения [4].

Развитие ребенка (лица, не достигшего 18 лет и требующего особого к себе отношения) в большей мере зависит от таких социальных институтов как: детский сад, общеобразовательная школа, учебные заведения.

В дошкольном учреждении развитие осуществляется в форме воспитания. Воспитание - целенаправленное создание условий: материальных, духовных, организационных для физического, умственного развития человека как личности. [5]. К созданию подобного рода условий в дошкольном учреждении причастен педагог-психолог. Цель его деятельности - оказать помощь воспитателям и родителям в создании условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, эффективному развитию психических процессов и способностей каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями [3].

Совместно с родителями и воспитателями он заботится о формировании познавательной, эмоционально-волевой, межличностной, творческой (креативной) сферы дошкольников.

Психолого-педагогическая деятельность строится по пяти направлениям: 1) психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3) психологическая коррекция; 4) психологическая профилактика; 5) психологическое консультирование [1].

Психолого-педагогическое просвещение и профилактика, осуществляемые в форме лекции, беседы, дискуссии, предполагают приобщение родителей, педагогов к знаниям детской психологии; предупреждению возможного неблагополучия в психолого-педагогическом развитии дошкольника.

Чтобы грамотно воспитывать и обучать ребенка необходимо исследовать его зоны актуального и ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), освоив соответствующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.

В процессе изучения психики ребенка нужно руководствоваться принципами:

  1. принцип гуманизма и педагогического оптимизма - к малышу следует подходить бережно и заботливо (Не навреди!);
  2. принцип объективности и научности - важно понять собственные законы детского развития и содержание детской психики на каждом этапе;
  3. принцип комплексности, системности и систематичности - изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени; определение места каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи с остальными сторонами психического развития;
  4. принцип детерминизма - осознания причинно-следственных связей в становлении психических особенностей;
  5. принцип единства сознания и деятельности (по С. Л. Рубинштейн);
  6. принцип индивидуального и личностного подхода - общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо [6].

Если уровень развития дошкольника оказывается низким, педагог- психолог выясняет причину отклонения, организует и проводит коррекционно-развивающую работу, цель которой: профессиональное исправление нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мотивационном развитии ребенка.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом пяти принципов:

- единство коррекции и развития;

- единство возрастного и индивидуального в развитии;

- единство диагностики и коррекции развития;

- деятельностный принцип осуществления коррекции - психика ребенка развивается в ходе ведущей деятельности (то есть игре);

- подход к дошкольнику в коррекционно-развивающей процедуре как к одаренному; дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как ребята «второго сорта», они требуют коррекции своего развития до оптимальной нормы.

После изучения диагностических данных, результатов коррекционноразвивающей деятельности педагог-психолог составляет личностный портрет дошкольника, ставя в известность родителей и педагогов.

Работа с последними проводится в рамках психологического консультирования, подчиняющегося следующим принципам:

  1. принцип доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту;
  2. принцип ориентации на ценности и нормы клиента;
  3. принцип запрета давать советы;
  4. принцип конфиденциальности (анонимности) сообщения информации;
  5. принцип разграничения личных и профессиональный отношений в общении с клиентом [2].

Таким образом, педагог-психолог отслеживает комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на полноценное развитие дошкольника как личности. XXI век в истории нашего Отечества стал эпохой гуманизации образования. Достойный вклад в утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности внесет профессиональная деятельность педагога- психолога.

Литература

  1. Васильев В.В., Кондратова Ю.В. Азбука школьного психолога. - Воронеж, 2000.
  2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 1999.
  3. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. - М., 1993.
  4. Конвенция ООН по правам ребенка. / Составитель В.Н. Колупаев. - Воронеж, 1996.
  5. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.


[1]© Гончарова Л.Н., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».

Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

Особенности взаимодействия педагога-психолога с родителями старших дошкольников с различными стилями семейного воспитания

В настоящее время при организации работы с родителями старших дошкольников педагог-психолог использует как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные. При этом акцент ставит...

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.

В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....

"Роль педагога-психолога в духовно-нравственном воспитании дошкольников"

quot;Роль педагога-психолога в духовно-нравственном воспитании дошкольников"...