Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Современный подход к деятельсти педагога-психолога ДОУ. Роль педагога-психолога в условиях введения ФГТ.

    Панина Валентина Владимировна

    В помощь педагогам-психологам ДОУ. Современный подход в работе. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современный подход к деятельности педагога-психолога ДОУ.

    Педагог-психолог: Панина В.В.

    В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения.

            Весь прошлый (2011-2012) учебный год коллектив детского сада работал над формированием единого понимания федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и поиска новых подходов к реализации данных требований. В результате проделанной работы в воспитательно-образовательном процессе нашего учреждения произошли следующие изменения:

    1. Уход от классно-урочной системы.
    2. Выстраивание образовательного процесса, «идущего от ребенка».
    3. Обновление позиции самого педагога (педагог ДОУ – тьютор образовательного процесса).                

            В новых условиях психологическое сопровождение в ДОУ не может строиться только на традиционных составляющих. На наш взгляд, психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

            Проанализировав традиционную модель психологического сопровождения в ДОУ, мы пришли к выводу, что данная модель приводит к пассивной позиции психолога, в буквальном смысле к позиции «в ожидании запроса». Отталкиваясь от приоритетов, реализуемых в нашем учреждении, базируясь на трудах А. Корнева, нами была разработана модель включённого взаимодействия, основной особенностью которой является включенность психолога в образовательный процесс, его непосредственное участие в реализации образовательной программы.  

    Структурная модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ

    («модель включённого взаимодействия»).

            

            Взаимодействие с педагогами.

    1. Индивидуальное сопровождение через включение в деятельность педагога.

    Один раз в месяц проводится совместная непосредственно-образовательная деятельность. Планирование НОД (сценарий, анализ) осуществляется вместе с педагогом. При таком планировании психолог помогает педагогу индивидуализировать содержание и уровень задач, учитывая индивидуальные особенности детей, что придает деятельности не только развивающую, но и коррекционную направленность.  Такая форма работы позволяет естественным образом, имея конкретные наличные ситуации, в реальном времени более конструктивно консультировать педагога. Ситуация требует не абстрактных рекомендаций, а конкретных предложений. Как следствие, повышается эффективность психологической помощи.

    1. Групповое сопровождение  «Час открытого общения».

            Данный вид сопровождения включает в себя:

            - тренинги личностного роста (раскрытие личностных качеств педагога);

            - анализ совместной работы  (выявление положительных и проблемных моментов, совместный поиск путей решения);

            - создание совместного инфопродукта, отвечающего актуальным задачам.

            Взаимодействие с родителями.

            Во взаимодействии с родителями наряду с основными традиционными формами используются и новые формы модели включенного взаимодействия:

    1. Индивидуальное сопровождение (по запросу).
    2. Групповое сопровождение «Психологические Гостиные».

            Организация по запросу группы вечеров встреч с родителями, на которых в форме открытого прямого взаимодействия обсуждаются актуальные проблемы взаимоотношений с детьми. При такой форме родители взаимодействуют как с педагогом-психологом, так и между собой, делясь опытом. Такая форма также позволяет повысить эффективность психологической помощи в процессе группового взаимодействия.

    1. Создание совместного инфопродукта, актуального настоящему запросу родителей.

            Взаимодействие с детьми.

            Осуществление диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога – психолога через включение в непосредственно-образовательную деятельность группы. При этом на индивидуальных занятиях педагог-психолог может выработать стратегию решения тех или иных проблем, и на основе этого внести необходимые коррективы в групповую работу. Фактически при такой стратегии повседневная образовательная деятельность может решать и коррекционные задачи.

    Ожидаемые результаты реализации данной модели мы определяем согласно следующим критериям:

    1. Положительная динамика показателей психического развития и эмоционального статуса детей.
    2. Удовлетворённость педагогов сотрудничеством с психологом.
    3. Удовлетворённость психолога сотрудничеством с педагогами.
    4. Удовлетворённость родителей работой педагога-психолога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Управление процессом разработки ООП ДО в условиях введения ФГТ

    Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи с чем на педагогический коллектив ДОУ возлагается большая ответственность ...

    Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС

    До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы», утвержденн...

    Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

    Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС

    Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...

    Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС

    Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...

    «Современные подходы к экологическому образованию в ДОУ в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

    «Эффективные формы и методы   экологического образования и воспитания, развития экологической культуры воспитанников  и обучающихся»...

    Консультация для родителей. "Современные подходы к взаимодействию воспитателя с родителями в логопедических группах в условиях ФГОС"

    Данное выспутление предназначино для воспитателей, с целью сформировать представление о специфике работы воспитателя с родителями детей, имеющих речевые нарушения....