Современный подход к деятельсти педагога-психолога ДОУ. Роль педагога-психолога в условиях введения ФГТ.
методическая разработка по теме
В помощь педагогам-психологам ДОУ. Современный подход в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современный подход к деятельности педагога-психолога ДОУ.
Педагог-психолог: Панина В.В.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно - правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Весь прошлый (2011-2012) учебный год коллектив детского сада работал над формированием единого понимания федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и поиска новых подходов к реализации данных требований. В результате проделанной работы в воспитательно-образовательном процессе нашего учреждения произошли следующие изменения:
- Уход от классно-урочной системы.
- Выстраивание образовательного процесса, «идущего от ребенка».
- Обновление позиции самого педагога (педагог ДОУ – тьютор образовательного процесса).
В новых условиях психологическое сопровождение в ДОУ не может строиться только на традиционных составляющих. На наш взгляд, психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Проанализировав традиционную модель психологического сопровождения в ДОУ, мы пришли к выводу, что данная модель приводит к пассивной позиции психолога, в буквальном смысле к позиции «в ожидании запроса». Отталкиваясь от приоритетов, реализуемых в нашем учреждении, базируясь на трудах А. Корнева, нами была разработана модель включённого взаимодействия, основной особенностью которой является включенность психолога в образовательный процесс, его непосредственное участие в реализации образовательной программы.
Структурная модель психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
(«модель включённого взаимодействия»).
Взаимодействие с педагогами.
- Индивидуальное сопровождение через включение в деятельность педагога.
Один раз в месяц проводится совместная непосредственно-образовательная деятельность. Планирование НОД (сценарий, анализ) осуществляется вместе с педагогом. При таком планировании психолог помогает педагогу индивидуализировать содержание и уровень задач, учитывая индивидуальные особенности детей, что придает деятельности не только развивающую, но и коррекционную направленность. Такая форма работы позволяет естественным образом, имея конкретные наличные ситуации, в реальном времени более конструктивно консультировать педагога. Ситуация требует не абстрактных рекомендаций, а конкретных предложений. Как следствие, повышается эффективность психологической помощи.
- Групповое сопровождение «Час открытого общения».
Данный вид сопровождения включает в себя:
- тренинги личностного роста (раскрытие личностных качеств педагога);
- анализ совместной работы (выявление положительных и проблемных моментов, совместный поиск путей решения);
- создание совместного инфопродукта, отвечающего актуальным задачам.
Взаимодействие с родителями.
Во взаимодействии с родителями наряду с основными традиционными формами используются и новые формы модели включенного взаимодействия:
- Индивидуальное сопровождение (по запросу).
- Групповое сопровождение «Психологические Гостиные».
Организация по запросу группы вечеров встреч с родителями, на которых в форме открытого прямого взаимодействия обсуждаются актуальные проблемы взаимоотношений с детьми. При такой форме родители взаимодействуют как с педагогом-психологом, так и между собой, делясь опытом. Такая форма также позволяет повысить эффективность психологической помощи в процессе группового взаимодействия.
- Создание совместного инфопродукта, актуального настоящему запросу родителей.
Взаимодействие с детьми.
Осуществление диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога – психолога через включение в непосредственно-образовательную деятельность группы. При этом на индивидуальных занятиях педагог-психолог может выработать стратегию решения тех или иных проблем, и на основе этого внести необходимые коррективы в групповую работу. Фактически при такой стратегии повседневная образовательная деятельность может решать и коррекционные задачи.
Ожидаемые результаты реализации данной модели мы определяем согласно следующим критериям:
- Положительная динамика показателей психического развития и эмоционального статуса детей.
- Удовлетворённость педагогов сотрудничеством с психологом.
- Удовлетворённость психолога сотрудничеством с педагогами.
- Удовлетворённость родителей работой педагога-психолога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС
До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы», утвержденн...
Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики.
В данной статье раскрыты основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ, реализующего инклюзивное образование....
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности и комфортности образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...
Роль педагога-психолога в обеспечении безопасности комфортной образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС
Психологически безопасной образовательной средой, по словам И. А. Баевой, можно назвать среду, обеспечивающую состояние сохранности психики субъектов педагогического процесса и высокие показатели инде...
Консультация "Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов...