Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям мордовского народа»
    консультация ( группа) на тему

    Никольская Татьяна Владимировна

    Консультация для родителей на тему:

    «Приобщение детей к  традициям мордовского народа»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

        Консультация для родителей на тему:

    «Приобщение детей к  традициям мордовского народа»

      Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: мордовские  народные танцы, в которых дети черпают мордовские  нравы, обычаи и свободы творчества в мордовской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки,  прибаутки.В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
    С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. 
    Проанализировав уровень воспитанности детей, педагоги дошкольного учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям мордовской народной культуры. Данные исследования помогли разработать план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики. 
       Программное обеспечение МДОУ включает в учебно – образовательный процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей любовь к традициям русской народной культуры. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

             Давайте постараемся разобраться, что такое народные традиции, что можно к ним отнести.

             Слово «традиция» ( от латинского traditio-передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

             Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования, его способы. В

    качестве традиции выступают определённые общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

             Народные традиции способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью.

             Мордовские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

             К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

             Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей,  их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

             Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

             Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

             Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики. Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песни, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.        Обрядовые песни  описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали  желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.

    . Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью  утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему - "Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту"

    «С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто  обращаются к тренерам, педагогам по ф...

    Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"

    Материал направлен на воспитание патриотических чувств , рассказывает об исторических традициях сложившихся и передаваемых из поколения в поколение....

    Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"

    Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"...

    Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»

    В консультации описывается вся необходимость приобщения детей к народным традициям, различные способы этой деятельности....

    Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

    Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....