Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей первой младшей группы к истокам культурного наследия народов»
консультация (младшая группа)

Лапина Виолетта Львовна

Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре,

что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания, т. е., приобщать детей к традициям культурного наследия надо начинать с раннего детства.

Наши дети, ещё совсем маленькие, но мы очень стараемся, чтобы уже сейчас этот путь был освещен солнцем народного творчества, народного наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_63_sad.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №63»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для родителей

на тему:

«Приобщение детей первой младшей группы к истокам

культурного наследия народов»

                                                                                                                            Подготовила воспитатель:

                                                                                                                            Лапина В.Л.

Энгельс

2024 г.


 «Приобщение детей первой младшей группы к истокам

культурного наследия народов».

Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания, т. е., приобщать детей к традициям культурного наследия надо начинать с раннего детства.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является «народная культура», которая  давно подмечена народом. Обязательными спутниками раннего детства являются колыбельные песенки, потешки, пестушки, русские народные сказки, как «Репка», «Курочка Ряба», которые забавляют и учат маленького ребенка. Народная культура вызывает у детей положительные эмоции, учит доброму и красивому видению мира.

На приобщение детей к традициям культурного наследия, впервые, серьезное внимание обратил  известный педагог К. Д. Ушинский.  В 60-х годах  XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Работу по приобщению детей младшего возраста к культурному наследию в своей группе проводим в организованной образовательной деятельности и в режимных моментах через:

  1. Знакомство детей с устным народным творчеством;
  2. Прослушивание и запоминание русских народных песенок, потешек, сказок;
  3. Знакомство с народными игрушками (ванька-встанька, волчок, матрёшка, дымковская и филимоновская игрушки  др.);
  4. Знакомство с народными подвижными играми;

У детей нашего возраста приобщение к традициям культурного наследия идет через песенки, потешки, прибаутки, которые являются богатым материалом для воспитания, обучения и развития детей. Они представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни детей. Особенно хорошо помогают ребенку отвлечься и успокоиться, погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку в период адаптации.

Потешки всегда использовались и используются до сих пор в таких режимных моментах как: умывание, кормление, раздевание и одевание, укладывание спать, пробуждение.

Большое внимание уделяем русским народным сказкам, т.к. в этом возрасте самой эффективной формой педагогического воздействия на ребенка являются сказки. К.Д.Ушинский сказки русского народа назвал: « Первыми блестящими попытками народной педагогики. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга. Сказки позволяют расширить представления детей о доброте и зле, о людях с добрым сердцем, показать их красоту».

     

При чтении сказок очень важно использовать средства выразительности речи:  мимику и жесты, силу голоса и эмоциональность, ведь дети очень отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Использование наглядных средств (игрушки, картинки) создают развернутую картину действий и результата.

В приобщении детей к традициям велика роль народных песен и праздников. На музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей слушать русские народные песни. Дети водят хороводы под эту музыку, выполняют танцевальные движения, играют на народных музыкальных инструментах. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой.

Также к средствам приобщения детей к народной культуре относится декоративно-прикладное искусство. Для знакомства детей с народными игрушками: волчок, Ванька-встанька, матрешка, филимоновская и дымковская, организовали выставку, дети с большим интересом  их рассматривают и играют с ними.      

При проведении физкультурных  занятий также используем различные виды народного творчества: двигательно-творческие, основанные на использовании потешек, загадок и сказок; физкультурные занятия с элементами фольклора.

Кулачки сложили,

Кулачками били:        

Тук-тук, тук да тук,

Тук-тук, тук да тук.

(стучим кулачками друг о друга)

Ладушки-ладошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки,

(хлопаем в ладоши)        

Отдохнем немножко.

(руки на колени).

Много радости доставляют детям народные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Каравай».

     

И в заключении хочется сказать, что нашим детям еще не всем исполнилось 3 года, это только начало жизненного пути, и мы очень стараемся, чтобы уже сейчас этот путь был освещен солнцем народного творчества, народного наследия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого режимного момента по детскому саду «Приобщение детей первой младшей группы к двигательной активности»

Вызвать у детей эмоциональный отклик на чтение потешки;психологически подготовить каждого ребенка к преодолению препятствий, перепрыгиванию через линию;побуждать детей к участию в подвижных играх....

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к традициям мордовского народа»

Консультация для родителей на тему:«Приобщение детей к  традициям мордовского народа»...

Консультация для родителей по интеллектуальному воспитанию детей первой младшей группы. «Играя с детьми – развиваем их».

Консультация для родителей по интеллектуальному воспитанию детей первой младшей группы. «Играя с детьми – развиваем их»....

Консультация для родителей: " Воспитание самостоятельности у детей первой младшей группы"

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего возраста.  Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту акт...

Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»

Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»...

Консультация для родителей Воспитание культуры поведения детей первой младшей группы.

Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальном...