Консультация для родителей Воспитание культуры поведения детей первой младшей группы.
консультация (младшая группа)

Крылова Наталия Германовна

Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

   Одна из задач воспитания детей первой младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитания, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановки. Отсюда –особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальных подход к каждому ребенку.

  Прежде всего педагогу необходимо добиться доверия ребенка, потому что малыш испытывает большую потребность в постоянных контактах со взрослым. И от того, как будут развиваться отношения малыша со взрослыми, зависят его взаимоотношения и культура поведения при его общении с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kultura_povedeniya.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Рябинка»  

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Консультация для  родителей

Воспитание культуры поведения

детей первой младшей группы.

                                                           Автор: Крылова Наталия Германовна

                                                              воспитатель МБДОУ «Детский сад №27           «Рябинка»

Воспитание культуры поведения для детей первой младшей группы.

   Культура поведения – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

   Одна из задач воспитания детей первой младшей группы – формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитания, владения различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановки. Отсюда –особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальных подход к каждому ребенку.

  Прежде всего педагогу необходимо добиться доверия ребенка, потому что малыш испытывает большую потребность в постоянных контактах со взрослым. И от того, как будут развиваться отношения малыша со взрослыми, зависят его взаимоотношения и культура поведения при его общении с другими людьми.

 Создание предпосылок культурного поведения ребенка ведется в нескольких направлениях. Одно из них – формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с детьми, т.е. в коллективе.

  Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.

  Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, нужно делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным с учетом возрастных особенностей детей. Для более легкого овладения определенным навыком действия делят на несколько операций. Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгиваю воду, и насухо вытирает руки. По мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять, они превращают это в игру. Воспитателю нужно включится в игру и направить действия ребенка на закрепление навыка. Торопить детей ни в коем случае нельзя, необходимо умело направлять усилия детей на более целеустремленные действия. Эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения: «Посмотрите, дети, как быстро и чисто Таня вымыла ручки. Теперь, покажи, как ты умеешь их вытирать» и т.п. Можно проводить игры с куклой и водой, а для закрепления навыка поощрять детей за удачно выполненное задание.

  Игровые приемы, используемые воспитателем и вызывающие у малышей положительные эмоции и обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным.

  Для освоения малышами приемов одевания в игру можно включить и кукол. В группе должна быть крупная кукла с подбором одежды. Например, любимый малышами мишка. Надевая на него рубашку и штанишки, сандалии, шапку, дети быстрее научатся одеваться и сами.

  С первого дня воспитатель предупреждает родителей, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду. А для быстрого запоминания ребенком своего шкафа, своего места за столом и т.д. также можно использовать игровые приемы: «Сейчас мы узнаем, кто хорошо запомнил картинку на своем шкафу». Дети, возвращаясь с прогулки, находят картинки и безошибочно вешают одежду в свой шкаф. Игровые приемы, направленные на формирование навыка правильно надевать колготки и другую одежду, умываться и т.д.: «Правильно наденем колготки»; «Сейчас кукла Катя проверит, как мы умеем мыть руки»; «Зайку бросила хозяйка (воспитатель поднимает игрушку, та жалуется, как ей плохо лежать на полу забытой, хочется в свой домик, на полку)».

   Для освоения детьми наиболее трудных правил культурного поведения необходимо использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выравнивать уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

  Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

  Проводятся такие игры и в первой и во второй половине дня, в зависимости от содержания. Например, игру-занятие «Мы умываемся» можно проводить после дневного сна, перед умыванием. Местом проведения занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.

  Игры-занятия и игры-упражнения целесообразно проводить с подгруппами детей – 10—12 человек, потому что малыши отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.

  Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям нужно придавать максимальную значимость для большей активности малышей.

  В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы (щеточки для чистки ногтей, расчески, носовые платки, посуду, столовые приборы, зеркало, картинки, фотографии и т.д.). Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализатора ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку (указательным и средним пальцем, придерживая сверху большим); дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в режимных процессах. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях.

  Формирование нравственных качеств – важный и сложный компонент воспитания культуры поведения.

  Игры-занятия, проводимые с целью воспитания у детей культуры поведения, имеют свою специфику. Планируя содержание нравственно направленных игр-занятий, воспитатель основывается на своих наблюдениях за детьми. Прослеживая изменения в развитии поведения детей, он корректирует содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.

  Приведем примеры.

Первый день.

  Утро. Внести в игровой уголок новую куклу, дать детям возможность «обыграть» ее. Вместе с детьми выбрать ей имя. Привлечь детей к устройству «комнаты» для куклы. Раздеть и снова одеть куклу, соблюдая последовательность.

  В умывальной комнате с подгруппой детей провести игру-упражнение «Мы умываемся». Для показа последовательности действий умывания пригласить воспитанницу старшей группы, предварительно подготовить ее для показа действий.

  При сборе на прогулку предложить кому-то из детей надеть кукле осеннее пальто, шапочку, шарф. Выявить качество навыков одевания, показать и пояснить способы последовательность действий.

  Вечер. Внести в группу «чудесный сундучок» с разнообразными материалами для поделок (лоскуты, бумага, картон и др.).

 Заинтересовать детей его «волшебными» свойствами: сундучок всегда полон, но открывается для тех, кто хочет мастерить, делать что-нибудь своими руками. В присутствии детей сделать для куклы сумочку-кармашек и вложить в него носовой платок.

 Второй день.

  Утро. Обратить внимание всех детей на то, как приветливы ребята: здороваются друг с другом, приходя в детский светел, улыбаются. От этого весь день светел и радостен. Когда дети сядут к столу, показать правильную позу за столом: «Нужно садиться глубоко на все сиденье стула, спина прямая, ноги вместе». Предложить всем сесть правильно и помочь тем, кто в этом нуждается. Поручить кому-нибудь из малышей принести стаканчик с карандашами для всех ребят, поблагодарить за это.

  По возвращении с прогулки предложить детям почистить друг другу пальто одежной щеткой (показать действия щеткой). Полюбоваться чистым пальто. С одним из детей сложить в определенном порядке одежду в шкафу. Поощрить тех, кто, сняв ботинки, сразу надел сандалии.

   Вечер. Провести хороводную игру «Наши дети кружочком стоят, а в карманах платочки лежат». Показать правильный способ пользования платком. В дальнейшем проследить, усвоили ли дети этот навык, в случае необходимости показать повторно (индивидуально).

   Работу по воспитанию культуры поведения дошкольника необходимо проводить совместно с родителями. С этой целью используются общие и групповые родительские собрания, организуются «дни открытых дверей». Родители знакомятся с условиями жизни их ребенка в детском саду, что играет важную роль в создании у них доверия к детскому саду, воспитателям. В раздевальной комнате желательно оформить стенд или ширму для родителей, разделы которых раскрывали общие вопросы воспитания культуры поведения. Это вызывает у родителей заметный интерес; особенно приятно родителям видеть имя своего ребенка в разделе «Хорошие поступки наших детей». Родители не остаются безразличными к сведениям о том, как складываются взаимоотношения детей с товарищами в течение дня, проявляют ли дети вежливость, отзывчивость, доброжелательность. Эффективным средством работы в семьей служит «папка-передвижка», которая вручается родителям. Прочитать и осмыслить материал родители могут дом, в спокойной обстановке.

  Таким образом, воспитатель проводит работы в трех направлениях: изучает опыт семейного воспитания и учитывает его достижения и пробелы своей педагогической деятельности, оказывает помощь родителям в воспитании детей и координирует работу с детьми детского сада и родителей. Одна из первейших обязанностей педагога – повышение педагогической культуры мам и пап, бабушек и дедушек. Согласованная работа детского сада и семьи – это важнейший принцип полноценного воспитания детей.

 Список литературы:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  2. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1986.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД по физической культуре для детей первой младшей группы «Бабочки на полянке»

Конспект занятия НОД по физической культуре для детей первой младшей группы «Бабочки на полянке»...

Воспитание звуковой культуры речи детей первой младшей группы

В 2015 году, под руководством моего педагога Бласет Кастро В.А. я написала статью на тему "Воспитание звуковой кльтуры речи детей первой младшей группы" (из опыта работы). И она была опублик...

Консультация для родителей: " Воспитание самостоятельности у детей первой младшей группы"

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего возраста.  Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту акт...

Картотека игр на формирование культуры безопасного поведения детей первой младшей группы

Игры - это важная часть деятельности дошкольников. Именно через игру дети познают этот чудесный и в то же время опасный мир. Наша задача - это помочь им понять и справиться с их любопытством, страхом ...

Методика формирования культуры поведения в первой младшей группе

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от...

Методическая разработка конспекта по физической культуре для детей первой младшей группы

Задачи:- обученить постороению в круг;-закрепить навык ползания с упором на ладони и колени....