Воспитание звуковой культуры речи детей первой младшей группы
материал (младшая группа) на тему

Иконникова-Сараева Наталья Витальевна

В 2015 году, под руководством моего педагога Бласет Кастро В.А. я написала статью на тему "Воспитание звуковой кльтуры речи детей первой младшей группы" (из опыта работы). И она была опубликована в книге "Педагогическое наследие К.Д.Ушинского как ценостный ориентир патриотического воспитания. Исторические уроки и современность." В статье говориться о развитии речи - как об одном из важнейших направлений работы, которая обеспечивает своевременное развитие ребенка третьего года жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание звуковой культуры речи детей первой младшей группы

(из опыта работы)

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное развитие ребенка третьего года жизни.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное – это значит начато с первых дней после рождения ребенка, полноценное – значит достаточное по объему языкового материала побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период из естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для функции речетворчества таким периодом развития является первые три года жизни ребенка.

Особое внимание в этот период необходимо уделить развитию звуковой культуре речи.

Приступая к работе, были поставлены следующие задачи:

- развитие артикуляционного аппарата детей;

- развитие мелкой моторики рук у детей;

- развитие голосового аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе по обучению родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка, он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность. Может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе.

Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в два года ребенок легко усваивает многие звуки и закрепляет их в собственном произношении, учится пользоваться своим голосовых аппаратом; совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Поэтому и воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития.

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, прежде всего мы стараемся научить их слышать и слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие.

Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Развивая слуховое восприятие, обращали внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Для этого использовались упражнения на звукопроизношение: «Тик-так», «Тук-тук», «Покатаемся на лошадке» и упражнения для речедвигательного аппарата: «Заборчик», «Трубочка», «Часики».

Эти упражнения использовались как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Для тренировки слухового восприятия детям давались упражнения на звукоподражания с использованием игрушки: колокольчик, дудочка, погремушка, барабан. Например показывая петуха спрашиваем: «Кто это?», «А как он кричит?», «Покажи как кричит петушок» «Кукареку». Тут же используем потешку «Петя, Петя, Петушок….»)

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно хорошо окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо или наоборот крикливо, не умеют говорить шепотом, поэтому следующая задача, которая стоит перед нами научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо).

В течение дня мы обращаем внимание на речь детей, добиваясь того, чтобы отвечая на вопрос или задавая их, малыши говорили достаточно громко. Развивая у детей голосовой аппарат, мы отмечаем похвалой даже самые незначительные успехи ребенка.

Упражнения для развития речевого дыхания чаще всего проводим, как индивидуальную работу в подготовке к занятию. Например: сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку; дуть на шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема), дуть на игрушки из пластмассы, плавающие в тазике с водой, надувать и пускать мыльные пузыри. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное главное  произношение слов и фраз.

В первой младшей группе один-два раза в месяц мы проводим специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи.

Кроме того, два-три раза в месяц планируем упражнения на формирование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия, развития дыхания. Эти упражнения составляют часть занятий по ознакомления с окружающим миром, с художественной литературой. Длительность их 3-6 минут.

Занятия с детьми проводятся в игровой форме, создаются специальные игровые ситуации с использованием наглядности. Игры стимулируют детей к подражанию, к самостоятельному высказыванию. Правильность и четкость произношения звуков не всегда возможно проследить при групповых ответах, большой упор делается на индивидуальный подход на занятиях. При индивидуальных ответах проще контролировать правильность выполнения задания в нужных, в нужных случаях помочь, поправить ребенка.

Совместная работа с родителями, их посильная посильная помощь, улучшает и ускоряет конечных результат. Мы привлекаем наших родителей, проводя для них консультации на темы: «Учите детей правильно говорить», «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей», «Для чего нужна мозайка», «Как правильно читать сказку с ребенком». Создана папка – передвижка «Наблюдаем – слушаем – произносим», где собран практических материал для использования его в условиях семьи.

Для работы с детьми в условиях детского сада по развитию речи вместе с родителями изготовлены дидактические игры: «Подбери по цвету», «Узнай и назови», «Найди такой же предмет», подобран иллюстративный материал к лексическим темам: посуда, машины, птицы, животные, иллюстрации к потешкам и сказкам.

Для развития мелкой моторики в группе имеется достаточное количество дидактического материала для самостоятельно деятельности детей: шнуровка, пирамидки, пазлы, мозайка.

В результате проведенной работы улучшилось произношение у большинства детей, дети прислушиваются к требованиям взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи детей в старшей группе

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи детейСтаршая группа   Тема: «Веселые звуки [ с ] и [ ш ]»...

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"

Материал для педсовета "Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей младшей группы"...

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»

Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему «Звук [Б]»...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от одного до двух лет)

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользов...

Формирование звуковой культуры речи в первой младшей группе «Звук [У]» «Путешествие на волшебную полянку»

Воспитатель приглашает детей в путешествие на волшебную поляну, где они будут    играть и слушать истории.- Дети превращаются в паровозик и едут на поляну.- История про волшебный язычок...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в первой младшей группе. «В гости к Машеньке»

На занятии способствуем развитию артикуляционного аппарата и речевого дыхания.Формируем умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.Развиваем моторику речевого аппарата, слуховое воспри...