Рабочая программа воспитателя. Средняя группа
рабочая программа (средняя группа) по теме

Хуснудинова Ирина Викторовна

 Рабочая программа воспитателя первой категории 

Хуснудиновой Ирины Викторорвны

средняя группа №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_sredniy_vozrast.docx322.55 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\Rar$DI01.000\Хснудинова.jpg

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основании:

  • Закона РФ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закона№461-83-ФЗ от 17.07.13. «Об образовании в Санкт-Петербурге»
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.;
  • «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» авторского коллектива под ред. Вераксы Н.Е.

Рабочая программа предназначена для детей 4-5лет (средняя группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В данной рабочей программе  используются ИКТ (информиционные компьютерные технологии), здоровьесберегающие технологии на основе пособия Сизовой «Валеология».

1.1 Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи:

  • Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребёнка.
  • Обеспечить физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и элементарными культурно-гигиеническими навыками;
  • Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
  • Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
  • Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимать общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям;
  • Способствовать развитию творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, переживанию успеха и радости от реализации своих замыслов.

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:

• Физическое развитие;

• Социально – коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие.

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.

Направление «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).

Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.  

Возрастные особенности психофизического развития детей

(4-5лет).

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер­сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Педагогические ориентиры.

Задачи:

  • Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  • Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
  • Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информации, выходящей за пределы конкретной ситуации. Быть снисходительными к суждениям детей.
  • Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.
  • Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям активно участвовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине.

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.

  • Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда для других.
  • Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым; приучать испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Избегать публичной оценки неблаговидного поступка ребенка, так как дети пятого года жизни обидчивы. Чаще хвалить детей, объяснять, чем они порадовали и удивили взрослого.
  • Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
  • Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту, играх.
  • Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ.
  • Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности. Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации. Учить выразительно читать стихи, петь; красиво двигаться под музыку.

Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей  4-5лет.

Направление ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Здоровье.

  • Соблюдает элементарные правила гигиены
  • Обращается за помощью к взрослым в проблемных со здоровьем ситуациях
  • Соблюдает элементарные правила приема пищи.

Физическая культура.

  • Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает об пол
  • Строится в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг
  •  Ходит на лыжах, поднимается на горку, переступает. Скользит по ледяным дорожкам
  • Ориентируется в пространстве, находит правую и левую руки

Направление ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).

  • Умеет группировать предметы по цвету, форме, размеру, назначению
  • Сравнивает количество предметов в группах до пяти на основе счета приложением, наложением
  • Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник
  • Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении
  • Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток

Ознакомление с окружающим миром.

  • Называет времена года в правильной последовательности
  • Знает и называет некоторые растения и животных, знает, какую пользу они приносят человеку, соблюдает правила поведения в природе.
  • Региональный компонент-Называет свой родной город Санкт-Петербург, улицу на которой живёт.
  • Знает название главной реки(Нева)
  • Знает о назначении солнца, воздуха, воды для человека.

Продуктивная деятельность(конструктивная деятельность).

  • Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием

взрослого

  • Сгибает прямоугольный лист пополам, проявляет интерес к поделкам из бумаги

Направление РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами. Умеет выделять первый звук в слове
  • Рассказывает о содержании сюжетной картинки
  • Может повторить образцы описания игрушек

Чтение художественной литературы.

  • Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку
  • Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним
  • Драматизирует (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказки)

Направление Социально-коммуникативное.

Игровая деятельность

  • Принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет

  • Соблюдает правила и преодолевает трудности в дидактических играх, может объяснить сверстниками правила игры
  • Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ
  • Имеет представления о мужских и женских профессиях

Труд

  • Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок
  • Самостоятельно готовит к НОД свое рабочее место, убирает материалы по окончанию работы. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой

Безопасность.

  • Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте
  • Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе)
  • Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значение сигналов светофора. Узнает и называет некоторые дорожные знаки

Направление ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Рисование:

  • Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов
  • Украшает силуэты игрушек элементами некоторых росписей декоративно-прикладного искусства
  • Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов

Лепка

  • Создает образы разных предметов и игрушек, использует все многообразие усвоенных приемов

Аппликация

  • Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать кругу из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы
  • Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур

Режим двигательной активности

Базовый вид деятельности

Средняя группа

Физическая культура в помещении

2 раза в неделю

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Познавательное развитие

2 раза в неделю

Развитие речи

1 раз в неделю

Рисование

1 раз в неделю

Лепка

1 раз в 2 недели

Аппликация

1 раз в 2 недели

Музыка

2 раза в неделю

ИТОГО

10 занятий в неделю

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно


Описание предметно- пространственной среды.

Направление

Содержание предметно пространственной среды

 (пособия, материалы, оборудование)

Виды и содержание деятельности

детей

Познавательное развитие

Формирование          элементарных математических

 представлений

  • Самообучающие или дидактические игрушки (различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей).
  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы различные по цвету размеру (шар, куб, круг, квадрат).
  • Лото, домино
  • Матрёшки3-4 составные
  • Пирамидки на конусной основе из колец одного размера, чередующих в определённой последовательности (2-3 цвета) из уменьшающих по размеру одноцветных колец.
  • Алгоритм (игры по условному знаку- стрелке показывает направление движения в пространстве, порядок расположения предметов, геометрических фигур)
  • Напольная пирамидка из (6-7 элементов).
  • Сборные разборные игрушки.
  • Башенки из уменьшающихся по размеру колец с чередованием в определенной форме-последовательности(2-3цветов).
  • «Чудесные мешочки»
  • Игры на интеллектуальное сенсорное развитие
  • Парные картинки (мяч-большой и маленький, лопата-красная и зелёная)

  • Деятельность по формированию представлений о ярко-отличительных признаках и свойствах различных веществ и материалов
  • Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Подбери такие же», «Длинный- короткий», «Грибок полезай в кузовок», «Утро вечера мудренее»
  • Игры с геометрическими фигурами

  • Дидактические игры на сенсорное воспитание: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Красивый букет», «Кто быстрее соберет игрушки», «Каждая бусинку на ниточку»

Познавательное развитие

Ознакомление с

окружающим миром

  • Серия предметных картинок составленные по принципу функционального использования предметов: «Что люди надевают», «Для чего нужны тарелки, чашки, ложки?», «На чём люди ездят?»
  • Алгоритм описание предмета: принадлежность к природному или рукотворному миру цвет, форма, основные части, размер, вес (легкий, тяжелый) материал назначение.
  • Карточки с изображением предметов изготовленных из разных материалов: бумаги (книга, салфетка, бумажный самолётик), ткани (платье, шторы, одеяло), дерева (домик, стол, ложка, матрёшка), глины (кувшин, фигурки животных, чашка).
  • Иллюстрации и предметы изображающие инструменты (ножницы иголки)
  • Дидактическая кукла с набором одежды по временам года.
  • Коллекция камней ракушек семян.
  • Картины- пейзажи по временам года.
  • Иллюстрации изображающие различные состояния погоды.
  • Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония
  • Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин.
  • Календарь природы, погоды.
  • Муляжи овощей и фруктов
  • Иллюстрации диких зверей (лиса, заяц, медведь), иллюстрации домашних животных, птиц, аквариумных рыбок, насекомых.
  • Серии картин «Животные и их детеныши».
  • Макеты: «На лугу», «Лес зимой», «Лес летом», «Лес весной»
  • Набор для экспериментирование с водой: стол –поддон, емкости разных размеров и форм предметы- орудия для переливания и вылавливания: черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, различные формочки) Набор для экспериментирования с песком стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкость разного размера.
  • Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром: игры с использованием коробочек с условными символами «рукотворный мир», «природный мир» «Что лучше бумага или ткань?» «Мебель», «Одежда».
  • Игры с использованием карточек с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: «Определи на ощупь». «В гостях у Красной шапочки». «Кого покатаем на машине».
  • Деятельность по уходу за комнатными растениями
  • Работа с календарем природы и календарем погоды
  • Деятельность по исследованию коллекций (камней, ракушек, семян)
  • Деятельность по изучению сезонных состояний погоды, растений, животных.
  • Игры с макетами
  • Игры –опыты с водой: «Клад», «Тепло холодно», «Ветер по морю гуляет».
  • Игры с песком: «Найди шарик»,
  • «Печём печенье», «Дорожки».

Познавательное

развитие

Ознакомление с

окружающим миром

  • Некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы, разных цветов и размеров).
  • Материалы для пересыпания и переливания (банки, бутылки, фасоль, горох, и т.д.),
  • маленькие зеркала, магниты
  • бумага, фольга
  • Театр теней
  • Поролоновые губки разных размеров и цветов
  • Мыльные пузыри

  • Экспериментирование с зеркалом магнитом электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов).
  • Игры на установление физических закономерностей овладение представлениями об объеме форме признаках веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей)

Познавательное

развитие

Конструктивная

деятельность

  • Конструкторы разного размера
  • Фигурки животных для обыгрывания: дикие и домашние животные, и их детеныши, птицы («Зоопарк», «Птичий двор») рыбки игрушечные, насекомые, фигурки людей и т. д.
  • Образцы построек различной сложности.
  • Схемы построек.
  • Игрушки бытовой тематики.
  • Природный и разнообразный полифункциональный материал: шишки, бруски и т. д.
  • Крупные объемные геометрические формы.
  • Напольный конструктор (крупный строительный материал из дерева), к нему для обыгрывания крупные транспортные игрушки автомобили грузовые легковые (деревянные, пластмассовые)
  • Настольный конструктор (мелкий строительный материал из дерева) к нему для обыгрывания мелкие транспортные игрушки, самолеты пароходы лодки
  • Машинки, светофор.
  • Дидактические игры по конструированию: «Построим забор», «Придумай сам», «Зверюшки на дорожке», «Посади огород», «Через ручеек» «Сложи картинку», «Маленькие и большие ножки», «Построй сарай для цыплят».
  • Игры со строительным материалом: постройка помещений архитектурных сооружений (башенки, дома, гаражи, заборы, сараи).
  • Постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолёты).
  • Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Мой родной город».
  • Роли строитель, водитель, лётчик, шофер.

Социально- коммуникативное

  • Куклы-голыши.
  • Куклы разной величины с наборами одежды для различных сезонов.
  • Кукольные коляски.
  • Постельные принадлежности для коляски.
  • Мебель крупного размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита, умывальник).
  • Посуда различной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник).
  • Постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня).
  • Принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце).
  • Животные (мягкие, пластмассовые, резиновые и прочие игрушки, изображающие кошку, собаку утенка, курочку, цыпленка и т. п.).
  • Различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например, бабочки.
  • Игрушки, изображающие сказочных персонажей,
  • «Лесовичка», «Деда Мороза», «Снеговика» и т. п.
  • Кукла-доктор в профессиональной одежде (фонендоскоп, градусник).
  • Набор инструментов (гаечный ключ, молоток, отвертка).
  • Игрушки-забавы (неваляшка клюющие курочки), русские народные игрушки (медведь дровосек)
  • Мягконабивные игрушки из разных тканей заполненные различными материалами (крупами, лоскутками, бумагой).

Примерная тематика сюжетных игр- ситуаций (набор игровых действий и сюжетов):

Игры с куклами:

  • кормление кукол;
  • купание;
  • укладывание спать куклы одеваются на прогулку;
  • кукла заболела;
  • куклы отдыхают;
  • кукла встречает гостей;
  • у куклы день Рождения.

Игры с машинами и другим транспорт:

  • машина едет по улице
  • заправка машины
  • ремонт машины
  • легковая машина везёт гостей
  • грузовая машина везёт груз (на стройку в гараж)
  • Игры в животными и с игрушечными животными

Игры в магазин:

  • овощной магазин
  • обувной магазин
  • магазин посуды
  • мебельный магазин
  • хлебный магазин
  • кукла выбирает товар

Игры в больницу

  • приём в кабинете у врача
  • работа процедурного кабинета прививки

Направление

Содержание предметно пространственной среды

(пособия, оборудование, материалы)

Виды и содержания деятельности детей

  • вызов врача на дом

Игры в мастерскую

  • ремонт машин, одежды, обуви.

Игры в парикмахерскую

  • Стрижка волос, прически

Социально- коммуникативное

  • Разные виды театра:
  • настольная и напольная ширмы;
  • плоскостные деревянные, пластмассовые или [картонные фигурки персонажей сказок;
  • декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.);
  • наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.);
  • куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.);
  • рукавички и перчатки с изображениями мордочек животных (кошки, собаки, курочки и т. п.);
  • атрибуты для игры-драматизации: большой
    Макет репки из папье-маше или иного материала, домик-теремок;
  • мягкие модули;
  • костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей;
  • фланелеграф;
  • ковролинограф;
  • магнитная доска.
  • Наглядно-дидактические пособия из серии «Мир в картинках»
  • Наглядно дидактические пособия «Рассказы по картинкам»

  • Игры импровизации, игры драматизации, инсценировки, игры-ситуации, этюды, сказки, спектакли.
  • Игры-ситуации: «Травка-муравка», «Лягушата на болоте», «Жили гуси у бабуси», «Где ночует солнце?», «Мокрые дорожки», «Кто из овощей» «В магазин игрушек», «Коза дереза», «Ёлочки в лесу», ,«Новогодние представление», «Варя пришла в театр», «Котик на печке», «Сказки матушки метели», «Знакомые герои».

Социально- коммуникативное

                                               Труд

  • стеллаж для хранения предметов гигиены;
  • зеркало;
  • предметы гигиены (твердое мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке со специальным дозатором и т. п.);
  • посуда;
  • клеенки (индивидуальные пластиковые салфетки и салфетки из клеенки);
  • фартуки;
  • картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта и т. п.;
  • образные игрушки.

«Накроем кастрюли крышками», «Разложим посуду на подносы», «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Сервируем стол», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелку», «Укачаем куклу (мишку, кошечку, собачку и т. п.)», «Уложим куклу (мишку, кошечку, собачку, белку и т. п.) спать», «Постелем куклам кроватку», «Кормим кукол», «Моем голышей», «Кукла идет на прогулку» , «Кукла идет в гости», «Какую одежду носят девочки?», «Какую одежду носят мальчики?», «Постель куклы», «Поможем кукле», «Перемешанные картинки», «Что нужно кукле?»,

«Учим обезьянку Читу правильно мыть руки».

«Помогает мишке вытирать лапы полотенцем».

«Моем свои личики и ручки и показываем, как это делать, кукле Ане» (с использованием потешки).

«Выбираем все, что нужно для умывания».

«Помогаем раздеваться после прогулки куклам Ане, Ване и друг другу».

«Наши носовые платочки вытирают носики и прячутся в кармашки».

«Убираем игрушки в нашей комнате».

«Убираем осенние листья».

«Чистим дорожку от снега».

«Посыпаем дорожки песком».

«Поливаем из лейки цветы».

 «Чистим ковер настоящим и игрушечным пылесосом

Направление

Содержания предметно пространственной среды

(оборудование, материалы, пособия).

Виды и содержания

деятельности детей

Социально-коммуникативное

Безопасность

  • Иллюстрации с изображением красочно оформленных ближайших улиц и зданий
  • Макет проезжей части
  • Макет светофора
  • Наглядно- дидактические пособия «Мир в картинках»:

водный транспорт, автомобильный транспорт,

мой дом

  • Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации игры)
  • Фланелеграф

Направление

Содержание предметно пространственной среды

(пособия, материалы, оборудование)

Виды и содержание деятельности детей

Физическое

Физическая культура,

Здоровье

  • Оборудование для ходьбы, бега, тренировки, равновесия: валик мягкий укороченный (длина 30 см диаметр30см), коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия), горка детская, шнур длинный, мешочки с песком.
  • Оборудование для прыжков: мини мат (длина 60см, ширина 60см, высота7см); куб деревянный(ребро15-30см); обруч плоский цветной, палка гимнастическая длинная (длина 150см; сечение3см); шнур короткий плетёный (длина 75 см).
  • Оборудование для катания бросания ловли: корзина для метания мячей; мяч резиновый(диаметр10-15см); мяч-шар надувной(диаметр40см); обруч малый (диаметр54-65см); шарик пластмассовый(диаметр4см).
  • Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр6-8см); мяч резиновый(диаметр20-25см); обруч плоский(диаметр20-25см); палка гимнастическая.
  • Атрибутика к подвижным играм(шапочки).
  • Гимнастическая скамейка, бревно.
  • Разнообразные игрушки стимулирующие двигательную активность: мячи, флажки, султанчики, кубики, погремушки.
  • Плоскостные дорожки, ребристая доска.
  • Гимнастическая стенка, шведская стенка с матрасиком (упражнения выполняются под контролем взрослого).
  • Мягкие легкие модули туннели.

Подвижные игры:

  • «Кошки мышки» «Беги к тому что назову» «Огуречник», «Достань морковку» «По ровненькой дорожке», «Автомобили», «Кто быстрее добежит до стульчика», «Самолёты» «Поезд», «Лохматый пёс», «Воробьишки и автомобиль» «Пузырь», «Карусели», «Дед Мороз», «У медведя во бору», «Курочка хохлатка». Дидактические игры:
  • «Ходим и бегаем», «Кто бросит дальше», «Птички на ветке», «Слушай мою команду», «Найди зайку», «Сбей колпачок».

Направление

Содержание предметно пространственной среды

(оборудование, материалы, пособия).

Виды и содержания деятельности детей

Художественно-эстетическое

  • Произведения народного искусства: глиняные игрушки (филимоновские дымковские) деревянные матрешки игрушки из соломы, и предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда), предметы быта (нарядная посуда), альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.
  • Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме которую запланировали на ближайшие будущее и той теме, которую дети освоили.
  • Скульптура малых форм, изображающая и животных.
  • Заготовки для рисования вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).
  • Бумага тонкая и плотная, картон, рулон простых обоев.
  • Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов).
  • Альбомы для раскрашивания.
  • Цветные мелки, восковые мелки, доски для рисования мелом.
  • Глина салфетки из ткани хорошо впитывающей воду, 30х30 для вытирания рук во время лепки.
  • Рисунки- иллюстрации знакомых детям предметов, животных.
  • Круглые кисточки (беличьи№10-14), щетинные кисти для клея, розетки для клея.
  • Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров.
  • Пластины, на которые, дети кладут фигуры для намазывания клеем.
  • Книжная графика (иллюстрации к детским книгам).
  • Фоны разног цвета и формы (прямоугольник, круг, квадрат).

  • Дидактические игры по ИЗО-деятельности: «Нарядное деревце» «Рукавичка для мишки» «Неваляшки-яркие рубашки» «Что растёт в лесу» «Колобок» «Радуга» «Выложи орнамент» «Соберем красивую пирамидку» «Найди такую же тарелку (чашку)» (по цвету, по размеру), «На лугу расцвели цветы»
  • Игровые упражнения на развитие мелкой моторики: «Солнышко», «Выложи узор из сосулек»
  • Различные виды продуктивной деятельности.
  • Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром (свойствами бумаги):

              «Смешной рисунок».

Направление

Содержание предметно пространственной среды

(пособие, материалы, оборудование)

Виды и содержания деятельности

детей

Речевое развитие

  • Детские книги: произведения русского фольклора (частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных) произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов. 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые детьми) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания: например, произведения про мишку (рядом с книжной полкой игрушечный мишка).
  • Картинки на фланеграфе
  • Иллюстрации к детским произведениям, игрушки изображающих сказочных персонажей.
  • Иллюстрации по обобщающим понятиям
  • Альбомы или подборка иллюстраций по темам: «Сезоны», «Семья», «Животные», «Птицы».
  • Сюжетные картинки.
  • Литературные игры, игры с грамматическим содержанием.
  • Книжки-раскраски
  • Книжные иллюстрации в соответствии с сюжетом сказки.
  • Игры инсценировки по сюжетам хорошо знакомых произведений.
  • Рассматривание иллюстраций в книгах

Направление Социально –коммуникативное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

Развитие игровой деятельности

  • Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
  • В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
  • Учить подбирать предметы и атрибуты для игры.
  • Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.).
  • Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
  • Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов;
  • Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
  • Театрализованные игры. Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).

Сюжетно-ролевые игры

Совместные действия взрослого и детей

Театрализованные игры

Подгрупповая 

Фронтальная

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

Развитие игровой деятельности

  • Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
  • Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
  • Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
  • Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей. Дидактические игры.
  • Учить играть в дидактические игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
  • Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»).
  • Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).
  • Поощрять стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Сюжетно-ролевые игры

Совместные действия взрослого и детей

Театрализованные игры

Подгрупповая 

Фронтальная

                                                                  Труд

  • Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
  • Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
  • Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
  • Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
  • В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.
  • Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
  • Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
  • Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
  • Совместные действия
  • Наблюдение
  • Поручение
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Социально-коммуникативное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

Труд

  • Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
  • Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
  • Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
  • Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
  • В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая); в зимний период — к расчистке снега.
  • Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
  • Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
  • Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к
  • Совместные действия
  • Наблюдение
  • Поручение
  • Наблюдение
  • Беседа
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Социально –коммуникативное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

                         Безопасность

  • Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
  • Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
  • Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.
  • Знакомить с правилами езды на велосипеде.
  • Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
  • Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
  • Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
  • Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
  • Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
  • Безопасное поведение в природе. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
  • Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
  • Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

  • Совместные действия
  • Наблюдения
  • Игра
  • Рассматривание
  • Беседа
  • Чтение

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Познавательное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

                                                                         

 Сенсорное развитие

  • Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
  • Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
  • Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
  • Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
  • Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

 

Развивающие игры Рассматривание Обследование предметов

Исследовательская деятельность

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Познавательное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

Формирование элементарных математических представлений

 (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).

  • Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
  • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
  • Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
  • Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
  • Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».

  • Развивающие игры
  • Дидактические игры
  • Рассматривание

Подгрупповая

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Познавательное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

        Формирование элементарных математических представлений                                                                      

  • Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
  • Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
  • Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы
  • Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
  • Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).

Учить сравнивать предметы по двум признакам величины Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов

Развивающие игры Рассматривание Обследование предметов

Исследовательская деятельность

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Познавательное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

                                                                 Ознакомление с природой                                            

  • Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
  • Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
  • Продолжать знакомить с комнатными растениями.
  • Учить ухаживать за растениями.
  • Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
  • Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
  • Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
  • Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
  • Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
  • Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
  • Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
  • Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
  • Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
  • Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
  • Показать взаимодействие живой и неживой природы.
  • Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Развивающие игры Рассматривание Обследование предметов

Исследовательская деятельность

Наблюдение

Чтение художественной литературы

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Познавательное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

Формирование целостной картины    мира

  • Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
  • Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
  • Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
  • Формировать первичные представления о школе.
  • Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
  • Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять  и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
  • Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
  • Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Развивающие игры Рассматривание

Исследовательская деятельность

Наблюдение

Чтение художественной литературы

Беседа

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Познавательное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

                                                                 Ознакомление с природой                                            

  • Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.
  • Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
  • Продолжать знакомить с комнатными растениями.
  • Учить ухаживать за растениями.
  • Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
  • Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.
  • Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Познакомить с птицами (ласточка, скворец и др.).
  • Познакомить детей с представителями классов пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).
  • Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
  • Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
  • Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.
  • Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
  • Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
  • Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
  • Показать взаимодействие живой и неживой природы.
  • Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Развивающие игры Рассматривание Обследование предметов

Исследовательская деятельность

Наблюдение

Чтение художественной литературы

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Познавательное развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

               Конструктивно модельная деятельность                                                                  

  • Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
  • Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.).
  • Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
  • Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
  • Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).
  • Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Рассматривание

Исследовательская деятельность

Конструирование

Рассматривание

Подгрупповая 

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Речевое развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

                                                                 

  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
  • Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
  • Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
  • Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
  • Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы
  • Учить употреблять существительные с обобщающим значением
  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
  • Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
  • Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  • Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
  • Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  • Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Рассматривание

Беседа

Игровая ситуация

Рассказ

Подгрупповая

Фронтальная

Индивидуальная

Направление Речевое развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

                                                                 

  • Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
  • Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
  • Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок

Чтение художественной литературы

  • Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
  • Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
  • Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
  • Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Рассматривание

Чтение художественной литературы

Беседа

Подгрупповая

Фронтальная

Индивидуальная

Направление  Художественно- эстетическое развитие

Цели задачи

Методы приемы

Формы организации детей

                                                                 

Рисование. 

  • Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции.
  • Формировать и закреплять представления о форме предметов величине, расположении частей.
  • Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.
  • Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
  • Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
  • Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
  • Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
  • Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
  • Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

  • Рассматривание
  • Чтение художественной литературы
  • Беседа
  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры
  • Украшение предметов для личного пользования
  • Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства
  • Игры на закрепления цветов и оттенков, форм

Подгрупповая

Фронтальная

Индивидуальная

Направление  Художественно- эстетическое развитие

Методы приемы

Формы организации детей

                                                                 

Лепка.

  • Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).
  • Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
  • Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
  • Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация. 

  • Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
  • Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем округления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.
  • Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).
  • Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности

  • Рассматривание
  • Беседа
  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры
  • Украшение предметов для личного пользования
  • Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства
  • Игры на закрепления цветов и оттенков, форм
  • Игры н развитие мелкой моторики

Подгрупповая

Фронтальная

Индивидуальная

Содержание:

1 Пояснительная записка.

  1. Цели задачи основной образовательной программы.
  2. Возрастные особенности психофизического развития    детей 4-5 лет.
  3. Педагогические ориентиры.
  4. Режим дня в средней группе.
  5.  Режим ежедневной двигательной активности.
  6. Описание предметно-развивающей среды.
  7. Целевые ориентиры на этапе завершения программы  для детей 4-5 лет.

2.1 Проектирование образовательного процесса.

2.2 Система работы.

2.3 Объём нагрузок.

2.4 Расписание непосредственной образовательной   деятельности группы общеразвивающей направленности от 4-5 лет.

2.5 Система воспитательно -образовательной работы

2.6 Примерное комплексно-тематическое планирование

2.7 План взаимодействия с семьями воспитанников н 2015-2016 учебный год.

2.8 Перспективный план по национально-региональному компоненту в средней группе.

3 Программы педагогические технологии методические пособия используемые педагогами в средней группе

4 Приложение

Инструкция по проведение режимных моментов

Комплексы общеразвивающих упражнений

Комплексы упражнений на развитие дыхания

Комплексы оздоровительных мероприятий после сна

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.

Виды организованной деятельности

Количество

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Формирование целостной картины мира

2

Речевое развитие..( Чтение художественной литературы )

1

Художественно – эстетическое развитие. Художественное  творчество...Рисование Лепка Аппликация Музыка.

1 /0,5 /0,5

2

Физическое развитие. (Физическая культура, здоровье)

3

Социально – коммуникативное развитие (Труд, безопасность) в ходе интеграции

Общее количество

10

Система воспитательно-образовательной работы

Направление ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Цели и задачи

Методы и приёмы

работы

Формы организации детей

                                                 Физическая культура

  • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком

Формировать правильную осанку.

  • Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).
  • Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Учить прыжкам через короткую скакалку.
  • Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди).
  • Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др.
  • Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
  • Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

  • Игровая беседа с элементами движений
  • Чтение
  • Рассматривание
  • Игра
  • Интегративная детская деятельность

Фронтальная

Подгрупповая

Индивидуальная

  • Накопление и обогащения двигательного опыта (развитие основных движений)
  • Утренняя гимнастика
  • Совместная деятельность взрослого и детей преимущество игрового и интегративного характера

  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера.
  • Развитие физических качеств

  • Развитие интереса к самостоятельным играм и упражнениям

Здоровье

  • Формирование культурно гигиенических навыков.
  • Формирование первичных представлений о  здоровье и здоровом образе жизни человека.
  • Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
  • Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
  • Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».
  • Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
  • Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
  • Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Игра

Фронтальная Подгрупповая

Индивидуальная

Список литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. —  с.

2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина "Безопасность"

"ДЕТСТВО-ПРЕСС" 2002

3.О. А. Воронкевич "Добро пожаловать в экологию"

С-П "Детство-Пресс" 2006

4.Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. «Обучение детей 2-4 лет рисованию лепке аппликации в игре." Москва. Владос. 2004.

5.Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»

 Москва-Синтез. Москва 2007.

6. Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» Творческий Центр Сфера Москва 2008.

7. И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова "Прогулки в детском саду младшая средняя группы." Программа Развития. Творческий центр "Сфера" Москва. 2009

8. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Москва-Синтез2014.

9. Н. С. Голицына «Конспекты комплексных тематических занятий "Москва Издательство Скрипторий 2014

10. О. В. Ушакова «Развитие речи детей 4-5 лет» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2007

11.Л.В. Лебедева И.В.Козина «Обучение дошкольников пересказу средняя группа» Центр педагогического образования.  Москва 2014.

12. Р. А. Жукова «Развитие речи средняя группа» Корифей Волгоград 2007.

13.А.Г. Арушанова Е. С. Рычагова «Игры-занятия со звучащим словом» Творческий Центр Сфера Москва 2012.

14.И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»  

Москва- Синтез. Москва 2015.

15. Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду средняя группа» Москва-Синтез Москва2009.

16.Э.Я.Степаненкова «Сборник подвижных игр»

Москва-Синтез Москва 2014.

17. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Москва-Синтез Москва2015.

18.Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»

Москва-Синтез Москва2014.

19 Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности средняя группа» Москва-Синтез Москва2014

20 О.В. Дыбина «Что было до..» Творческий Центр Сфера Москва 2010

21 Н.О. Сизова «Валеология» Санкт-Петербург 2008

22 Г, Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от3-7 лет» «Паритет» Санкт-Петербург 2008

23. Г.П.Тугушева А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа средней группы (от 4 до 5 лет) Васильева М.А.

СодержаниеПояснительная записка …………………………………………………………………………3Принципы  и  подходы  к  формированию  Программы ……………………………………..4Возрастные особенности детей средней группы …………...

рабочая программа средняя группа

Данная рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василье...

Рабочая программа средней группы

Рабочая программа средней группы...

Рабочая программа средней группы

Рабочая программа  на учебный год представлена по следующим разделам:•   Социальный и природный мир;•   Развитие речи, обучение грамоте II половина года, чтение художест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)

Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель:  Создание условий для  взаимодействия с ...