Словесные игры
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Андриевская Зинаида Андреевна

Давным – давно, когда еще не было компьютеров, а мы сами были чуть выше обеденного стола, или любили прятаться под ним и хихикать, ручка и бумага служили нашим излюбленным развлечением. Наше поколение помнит такие игры, как «чепуха», «испорченный телефон», «наборщик», «виселица», и много чего еще! В некоторые из них можно играть даже без бумаги и ручки, просто так.  Извлеченные с чердака нашего сознания, из завалов дворового и квартирного детства, эти игры способны ожить и сегодня, и порадовать даже нынешних «детей процессора».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_slova.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры 

 

«Рифмы»

Число игроков: 3-5 человек

К любому слову необходимо придумать как можно больше рифм.

Палка – галка – скалка. Ну, в общем, вы меня поняли.

«Города»

Первый игрок называет город, например, Москва. Следующий продолжает с той буквы, на которую окончилось первое слово, то есть с «А». Архангельск. Теперь цепочка продолжается с К. Киев. Владивосток. Курган. Стоит подкрепить знание российской географии пособием Зайцева «Марки. Города». По крайней мере, нашим мальчишкам это, наконец, дало возможность отличить город от страны. А то они норовили назвать Россию в качестве города. А еще обязательно повесьте карту – пусть высматривают эти самые города: большие и маленькие.

 «Я знаю»

В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».

«Наборщик»

В качестве основного слова выбираем какое-нибудь длинное и мудреное: например, электрификация, драконология, обмундирование и т.д. Главное, чтобы было достаточно гласных и согласных. Каждому игроку по листочку бумаги и ручке. Задача: составить из исходного слова как можно больше слов.  Например, ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ: ЛИК, ЛЕКЦИЯ, ТАРИФ и т.д.  Победителем считается обычно автор наибольшего числа слов и самого длинного слова.

 «Загадал»

Игрок загадывает слово, записывает первую букву, второй придумывает второе слово, к первой букве приставляя свою – вторую, и так до тех пор, пока не найдется вариант слова, не имеющий продолжения. Иногда можно блефовать: делать вид, что слово имеет продолжение,  и не потеряло смысл. Но такой блеф может в любой момент раскрыться, если ведущий попросит назвать слово.

 «Первая и последняя буква»

Взрослый загадывает слово, называет первую и последнюю букву (имя существительное) и примерно описывает его. Дети должны угадать эту букву.

«Балда»

Игра простая, довольно известная. Нужно с помощью букв, расположенных на игровом поле, составлять слова. Играют обычно двое, но можно и больше. Игровое поле – это листок в клеточку 5х5, в центральный горизонтальный ряд которого ставится произвольное слово из пяти букв, каждая буква которого находится в отдельной клеточке. В свой ход игрок вписывает букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. Теперь надо составить слово с этой установленной буквой. По правилам слово должно существовать в словарях, быть именем существительным, в единственном числе и именительном падеже. Такие слова, как «ножницы», «очки», впрочем, употреблять можно. В слове должна быть использована поставленная на поле буква. Чем длиннее слово придумает игрок, тем больше очков получаете. Одна буква — одно очко. Игра заканчивается, когда заполнены все клетки.

«Антонимы»

Бросаем мячик и говорим «холод».  Малыш должен подобрать антоним: «жара».  И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.

 «Кочерга»

Очень смешная игра, особенно в среде 4-6-леток. Играющий выбирает себе имя из кухонных вещей: кочерга, тарелка, вилка, ножик, поварешка. Я задаю им вопросы, показывая на ребенка. «Как зовут?» - «Кочерга». Если ответил так, а не Витя или Миша, шаг вперед.

- А маму?

- Кочерга (еле сдерживает смех). Еще шаг вперед

- На носу у тебя что?

- Кочерга.

- А питаешься чем?

-  Кочергой.

 - А бабушка с дедушкой у тебя кто?

 - Кочерги.

Если малыш сбился, он просто остается на месте, не делает шаг вперед. Как видим, отрабатываем падежи, учимся изменять существительные в роде и числе.

 

По такому же принципу играем в игру «Парочки»

Ребенок – дети, человек   - люди, жеребенок – жеребята, слоненок – слонята

Мать – отец, дочь – сын, дед – баба и т.д.

Стол (какой?) – деревянный, окно (какое?) – стеклянное, стены – кирпичные.

« Я иду в поход и беру с собой»

Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.

«Я иду в поход и беру с собой…

- Рюкзак,  - говорит первый ребенок,  и передает мячик другому.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.

Интереснее играть в сюжетные игры:

Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

 «Словесный волейбол»

Все встаем в круг. Пошире. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры.

«Укрась слово»

К любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д.

Первая буква.

Отлично сочетается с кубиками «Пять в кубе» и любыми другими алфавитными буквами. Можно достать из мешка кубик с буквой и назвать скороговоркой как можно больше предметов, начинающихся с «А», «Б», «В», «Г».

 «Испорченный телефон»

Известная игра. Все садятся в ряд. Ведущий сообщает фразу первому телефонисту, а тот должен передать по цепочке всем остальным. Для нашей мальчишеской аудитории я придумала другое название «Радист». И передавать мы решили не просто послания, а скороговорки и поговорки. Так пользы от игры больше.

 «Да – нетка»

Игра на реакцию. Говорите все в ответ только «да» и только «нет».

- У луны горячий свет? (ах, как хочется закричать «нет!», правильно - кричите)

- Повар шьет себе обед? Нееет.

- Мчат по морю поезда? Да….

- А по суше никогда? Да…

- Надо брать в кино билет?

- У луны холодный свет?

 «Голуби – синицы»

Наша любимая игра на внимание, а еще на знание птиц. На занятии, на котором мы этот стишок читали,  играли в игру «хищные птицы», в которой ястреб  прилетал к курице  - наседке за ее питомцами. Он должен был читать «складовые картинки» Зайцева (кто вокруг меня живет?), и называть разных нехищных птиц. Если прочитывал, отгадывал, птица начинала летать по комнате,  задачей ястреба было догнать жертву.

 

А потом мы вместе смеялись над ошибками в этом забавном стишке:

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... Аисты, вороны,

Галки, макароны.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

лебеди, куницы, Чибисы, чижи,

Галки и стрижи, Сойки и ужи.

Чайки и моржи


Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны, Утки, гуси, совы,

Майки и орланы. Ласточки, коровы.

Голуби, синицы,

Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Палки и стрижи,

Бабочки, чижи,

Аисты, кукушки,

даже совы – сплюшки,

лебеди и утки -

и спасибо шутке!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в словесные игры

Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....