Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
консультация ( группа) на тему

Чумазова Евгения Викторовна

Консультация для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков посредством фольклора у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditelyam.docx289.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителейhttp://bel-ros.ru/next/image/560ec8695060b.jpg

 «Воспитание культурно-гигиенических навыков      

у детей раннего возраста»

Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия среда, в которых он растет и воспитывается. Для комфортного самочувствия ребенка в период пребывания ребенка в детском саду большое значение имеет то, в какой мере у него сформированы необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, раздевания, еды и других). Родители должны создавать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия и в семье. Необходимо помнить, что гигиеническое воспитание тесно связано с воспитанием дисциплины, воли, организованности, оно готовит ребенка к трудовой деятельности, и в тоже время является эстетическим, формируя убеждения, что только чистое может быть красивым. Поэтому так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками. Начинать надо, не торопя и не нервируя ребенка и себя, с умения одеваться и раздеваться.  Для этого, прежде всего, определите место, где всегда должна находиться одежда ребенка. Обучая – разговаривайте, объясняйте, что вы делаете. Всякий раз, когда вы помогаете ребенку раздеваться, просите его обходиться, насколько это в его силах, без вашей помощи. Когда ребенок научится раздеваться, помогайте ему все меньше и меньше. Вначале ребенок одевается медленно и не всегда правильно. Терпение! Порой легче одеть ребенка, чем наблюдать его неумелые действия. Выдержка здесь необходима, иначе малыш привыкнет ждать помощи от взрослых. Начните сборы пораньше, не торопите ребенка, чтобы мог одеться спокойно, тогда эти навыки лучше закрепятся. Для того чтобы ребенку было легче одеваться, выверните вещи на лицевую сторону; снимая обувь, расстегните или расшнуруйте  её. В детском саду  вещи аккуратно складывайте  в шкафчик, дома – на стульчик.

С 1,6 лет дети могут частично одеваться и раздеваться: сначала снимать с себя расшнурованную обувь, носки, шапочку. К 2,6 годам – снимать платье, надевать шорты, колготки. К 3 годам с небольшой помощью взрослых  дети полностью одеваются и раздеваются, застегивают пуговицы.

С двух  лет приучайте ребенка не только самостоятельно одеваться, но и воспитывайте у него привычку содержать в порядке  одежду: подтянуть колготки, одернуть платье, заметить развязавшийся шнурок, не вытирать руки об одежду, пользоваться носовым платком (чистый платок должен быть в кармане куртки (пальто) и рубашки (платья)– это ваша забота!).

С 1,6 лет учите малыша  подставлять руки под струю воды, потирать ими. С двух  лет ребенок должен  мыть  руки с мылом, вытирать  их полотенцем. Учите ребенка  закатывать рукава, круговыми движениями мыть руки, лицо, умывать «всё», а не только нос. Умывание сопровождайте рассказыванием потешек (Водичка, водичка…), стихов. Исключайте возможность неприятных ощущений во время умывания – вода  должна быть комнатной температуры. Вытираясь  полотенцем,  ребенок часто спешит и делает это небрежно.  Терпеливо добивайтесь, чтобы он насухо вытирал лицо и руки. У ребенка  должно быть личное полотенце на уровне его роста  (вешать должен сам).

 Приучайте  ребенка мыть руки  перед едой, после похода в туалет. Чтобы выработать у малыша навык проситься на горшок (к 1,6г.), выполняйте эту процедуру через определенные промежутки времени: утром после сна, вечером перед сном, днем до еды и после. Именно в это время подведите его к туалетной комнате и предложите  воспользоваться горшком. Оставайтесь в туалете и говорите ему, как вы довольны тем, что он собирается сделать свои дела в горшок. Учите пользоваться туалетной бумагой.

При входе в помещение приучайте ребенка вытирать  ноги (пример взрослого!). Приходя с улицы, переобуваться, ставить обувь в определенное место. Входить в комнату в пальто и шапке – некультурно и негигиенично. Приучайте снимать верхнюю одежду в прихожей. Для этого необходимо сделать вешалку, соответствующую росту ребенка.

   С двух лет начинайте формировать у ребенка привычку ухаживать за полостью рта –утром  и перед сном. Сначала только щеткой, потом уже с пастой (все по показу,  вместе с мамой).

Одновременно с привитием навыков самообслуживания, учите ребенка вежливости: «Здравствуйте, досвидания, спасибо, пожалуйста, извините» - все эти слова должны стать для него привычными. К двум  годам ребенок понимает слова  нельзя, можно, нужно.

Не забудьте, что ребенок должен приобретать и трудовые навыки в быту. Учите его убирать игрушки, застилать свою постель, ставить и убирать посуду, помогать вам в приготовлении пищи. Вместе поливайте цветы, вытирайте пыль. Ребенок должен выполнять любую посильную для него работу. Главное - не делайте все за него, наберитесь терпения, поощряйте и хвалите за старания.Родителям надо проявлять твердость. Но вместе с тем,очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят, радуются его успехам.

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки  необходимо терпеливо, спокойно, постепенно. Требования, предъявляемые ребенку, должны быть посильны и выполнимы.  У детей раннего  возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим всегда показывайте и объясняйте ребенку свои действия: как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки.  Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Делайте  ребенку установку на  режимные процессы: «Сейчас Катя будет кушать», «Ванечка  пойдет спать» и т.д. Слова взрослого настраивают  на предстоящее действие. Все проводите спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений. Это способствует формированию и развитию у детей культурно-гигиенических навыков, а так же воспитанию привычки к здоровому образу жизни. D:\Documents\Документы Жени\ДОУ Детский сад\ясли\задача 2 проект по кгн\КГН\kathy2006pmsisterswashic0_w600_h1000.jpg


Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживания. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми навыками вводить новые, более сложные составляющие навыки. При обучении необходимо использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.

По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия малыша.

Приведем несколько примеров потешек при выполнении режимных моментов:

Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вот и сухо!

Петушок – петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу!

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится.

Очень каша хороша,

Ел он кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ел понемножку.

Даша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?»

Даша варежку нашла:

«Посмотрите – ка, нашла!»

Вот лежат в кроватке розовые пятки.

Чьи это пятки, мягки да сладки?

Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Следующее условие – единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста

ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.создание положительного эмоционального отношения родителей к совместному обсуждению проблемы; повы...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

В стать подробно описывается работа с детьми раннего возраста о воспитании у них культурно - гигиенических навыков...

Памятка для родителей "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста".

В памятке можно найти для себя полезные советы для воспитания культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Презентация "Воспитание культуно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (консультация для родителей)

В презентации предоставлен консультатмвный материал для родителей по теме: "Воспитание культурно-гигиеничесих навыков у детей раннего возраста"....

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...