Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

В стать подробно описывается работа с детьми раннего возраста о воспитании у них культурно - гигиенических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_l.i._karavanova.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы воспитателя Л.И. Каравановой

МБДОУ детский сад № 467 Сормовского района

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»    

 Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.

     Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.

  Для ребёнка раннего возраста большое значение имеет сформированность культурно-гигиенических навыков, самостоятельность их применения. Важно подчеркнуть, что с  первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет не простое освоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых.

В последние годы дети приходят чаще не с соответствующими возрасту культурно гигиеническими навыками. Некоторые даже не приучены к ложке или чашке. Причинами являются чаще недостаточное семейное воспитание, занятость родителей или неосведомленность о важности культурно – гигиенических навыков для развития малыша.

     Мониторинг динамики развития ребенка,  его индивидуальных способностей  проводился нами по методике  К.Л.Печора, Г.В. Пантюхиной.

 Данное обследование проводится два раза в год: в начале года и в конце.  

   На основании результатов обследования  детей была поставлена цель работы: Способствовать формированию и самостоятельному применению культурно – гигиенических навыков детьми раннего возраста.

Работа включала в себя следующие этапы работы:

  1. Ознакомление детей с туалетными принадлежностями, обучение действию.
  2. Закрепление навыков.
  3. Самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков.

На первом этапе  мы знакомили детей с последовательностью умывания, одевания и других культурно – гигиенических навыков и использовали следующие методы:  показ действия, объяснение, упражнение. Для дополнительной мотивации широко используем игровые приемы, художественное слово, потешки. Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в НОД  по ознакомлению с окружающим. В НОД постоянным гостем было Солнышко, которому объясняем и показываем зачем мы умываемся, последовательно одеваемся, как складываем одежду.

  Формы организации НОД старались разнообразить, это и игры-путешествия, дидактические игры:  «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»,

разнообразные пальчиковые игры: «Сорока - Ворона», «Мальчик - пальчик», «Дружная семейка» «Улитка», «Котята». Эти упражнения повторяли и в НОД, и  в режимных моментах, и в повседневной жизни.

Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы перешли ко второму этапу.

 Цель которого: закрепление культурно – гигиенических навыков.

На  данном этапе мы использовали следующие методы:

  • Упражнения с использованием потешек и художественного слова;
  • Игровые упражнения;
  • Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу»
  • Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда)
  • Дополнительная мотивация и контроль  «Солнышко» радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.

 Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки,  запомнили и называли действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, полотенце, грязный – чистый, мокрый – сухой, теплый – холодный,  моем руки, вытираем руки, намыливаем руки,  отжимаем руки), мы перешли к третьему этапу.

Цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе  мы использовали  такие методы как, наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно  пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, быстро и последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду. Арина и Лиза, которые одеваются самыми первыми, помогают и другим детям.

Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли  тесное сотрудничество с родителями. Использовали разнообразные формы работы: консультации, анкетирование, развлечения, фотовыставки.

      При помощи таких форм мы приобщали родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, возросла активность родителей,   их заинтересованность во взаимодействии с воспитателем.

 Исходя из повторного обследования нервно – психического развития детей по методике К.Л.Печора, Г.В. Пантюхиной и наблюдения за деятельностью детей, результатами нашей работы стали:

* повышение самостоятельности детей.

* развитие мелкой моторики рук.

*овладение детьми последовательности выполнения культурно – гигиенического навыка ( мытье рук, одевание, раздевание).

* улучшение отношений между детьми.

* повышение интереса родителей к формированию культурно – гигиенического навыка

      Итоги работы показали, что  формирование культурно -  гигиенического навыков  способствует развитию не только формированию основ здорового образа жизни, но и развитию речи, самостоятельности, мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста

ознакомление родителей с задачами воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.создание положительного эмоционального отношения родителей к совместному обсуждению проблемы; повы...

Памятка для родителей "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста".

В памятке можно найти для себя полезные советы для воспитания культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Презентация "Воспитание культуно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (консультация для родителей)

В презентации предоставлен консультатмвный материал для родителей по теме: "Воспитание культурно-гигиеничесих навыков у детей раннего возраста"....

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...