консультация для родителей на тему: «Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

Асташкина Юлия Радиковна

   Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку правильно их сформировать...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_rechevoy_kompetentsii_detey.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

консультация для родителей на тему:

 «Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе»


   Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку сформировать:

1. Правильное звукопроизношение  – основа усвоения грамоты. Если ваш ребенок не выговаривает один или несколько звуков, срочно обратитесь к логопеду.

2. Представление о звуковой системе языка:

  • уметь различать звуки на слух (фонематический слух)
  • уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ)
  • уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления)

Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

3. Достаточно развитую связную речь.

Разговаривать полными предложениями: уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать.

Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

Учиться пересказывать лучше всего на русских народных сказках. Почему?

  • Сюжет их состоит из похожих эпизодов.
  • В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.
  • Ребенок учится внимательному чтению. Каждая часть произведения, хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.
  • По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

4 . Словарный запас ребенка.

 Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь в электричке или нежеланную прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход).

Можно попросить ребенка:

  •  назови все свои игрушки,
  •  придумай слова, которые обозначают транспорт,
  •  какими словами можно описать лето, осень, зиму,
  •  вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, холодный – горячий, и др.

Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет.

 Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

5 . Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

6. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

7 . Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

8 . Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом. Обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

  • Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос один из частых вопросов, которые задают родители. Это понятно. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.
    Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им. 
  • Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
  • Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

Самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей грамоте.

  • В основе обучения чтению – не буква, а звук.

Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.

Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!

И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

  • Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА.

Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы!

Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

  • И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте  пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Помните, уважаемые  родители, главное не научить ребёнка чтению, а привить любовь и желание научиться читать!

Но как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.

Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности детей при подготовке к школе....

Консультация для родителей на тему:"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"

С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи реб...

Консультация для родителей по теме «Формирование самостоятельности у детей»

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребё...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют реч...

Консультация для родителей по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте....