Подготовка ребёнка к ДОУ в условиях семьи.
консультация (младшая группа) на тему

Ионова Екатерина Константиновна

Эта консультация поможет родителям подготовить ребёнка к детскому саду по возможности быстро и безболезненно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поступление в детский сад связано для ребёнка с сильными стрессовыми переживаниями, которые возможно смягчить совместными усилиями семьи и ДОУ. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, несомненно, является новым, неизвестным пространством с новым окружением и новыми отношениями. Вхождение в детский сад – очень резкое изменение жизни и серьёзное испытание для малышей, поскольку вызванные адаптацией стрессовые реакции приводят к нарушению эмоционального состояния детей.

     Поступление ребёнка в детский сад сопряжено с сильным стрессом для него. Причины глубоких переживаний, изменений в настроении, поведении объясняется ломкой привычного стереотипа жизни, в которой ребёнок чувствовал себя спокойно, уверенно, надёжно. У него сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи. Поначалу в детском саду всё кажется непривычным, его волнует и пугает новая обстановка. Сильное психотравмирующее влияние может оказать повышенный уровень шума в группе, вызванный разговорами большого количества детей. Подобные перемены в жизни детей вызывают у них реакцию осторожности или протеста: становятся вялыми, робкими, замкнутыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными.

    Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, сложившихся семейных отношений, условий пребывания в ДОУ. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Если же ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро.

Ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и её исчезновение вызывает бурный протест. Наиболее благоприятным для адаптации, как показывают исследования, является возраст между тремя и пятью годами.

      Многие дети 2-3 лет испытывают страх перед незнакомыми людьми, новыми ситуациями общения в детском саду. Нередко  это приводит к тому, что ребёнок становится возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, поскольку стресс, как известно, истощает защитные силы организма. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку они больше привязаны к матери, более болезненно реагируют разлуку с ней. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация.

     Фактором, осложняющие адаптацию, являются конфликты в семье, напряженные взаимоотношения родителей. Непроизвольно усваивая негативные черты поведения родителей, дети испытывают трудности в построении отношений со сверстниками, чувствуют себя неуверенно, нерешительно, волнуются, сомневаются, что затрудняет их вхождение в детский коллектив.

     Средняя продолжительность адаптации в норме составляет: в яслях – 7-10 дней, в детском саду в 2 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Если адаптация к ДОУ не произошла в течение года и более, то следует обратится к специалисту.

Для того чтобы ребёнок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Если ребёнок единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Прежде всего, следует привести в соответствие режим дня дома и в детском саду, ввести в рацион детского питания некоторые «детсадовские» блюда, гулять с ребёнком не менее 2 часов. Важной является подготовка ребёнка к мысли о детском саде, следует рассказать ему о жизни в детском саду.

Родителям следует заранее познакомиться с воспитателем, рассказать об индивидуальных особенностях ребёнка, его интересах, умениях и навыках, используемых в семье методах и приёмах воспитания. Важно расширять социальную ориентировку ребёнка в ближайшем окружении: посещать детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, ходить в гости к друзьям, оставаться ночевать у бабушки, соседки и т.п

   Рекомендуется родителям примерно за месяц до того, как ребёнок пойдёт в детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним, более спокойно реагировать на его просьбы и капризы, формировать положительное отношение к воспитателю как интересному, доброму, заботливому взрослому. Если ребёнок с трудом расстаётся с матерью, то желательно чтобы первые несколько недель его отводил в детский сад кто-то из родственников.

    Оставлять ребёнка в детском саду можно лишь тогда, когда ему там понравиться. Можно позволить ребёнку взять с собой любимую игрушку. В зависимости от повеления ребёнка время пребывания в группе следует постепенно увеличивать. Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности. Если ребёнок приходит домой уставшим и нервным, необходимо раньше забирать его из детского сада или же 1-2 раза в неделю оставлять дома. Во время адапционного периода родителям важно создать дома спокойную обстановку, с пониманием относится к немотивированным капризам ребёнка, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное  напряжение активными движениями, играми, деятельностью. В деском саду ребёнок чувствует себя скованным, напряжённо и если не снять это напряжение, оно может стать причиной нервоза. Психологи советуют, раньше укладывать детей на ночной сон, не перегружать впечатлениями, беречь нервную систему ребёнка. Итак, самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться, играть со сверстниками. И каким бы хорошим ни был детский сад. Он не может заменить ребёнку семью.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая подготовка ребенка к школе в условиях семьи

Советы родителям, как развить интерес ребенка к математике...

Консультация для родителей "Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи".

В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему либо ребёнок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, ...

Консультация для родителей: «Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи»

В домашних условиях обучение можно проводить неторопясь, возвращаясь в любое время в материалу, который ребенок не сразу усвоил, пользуясь предметами, окружающими ребенка....

Организация жизнедеятельности ребёнка раннего возраста в условиях семьи

Организация жизнедеятельности ребёнка раннего возраста в условиях семьи...