Памятка для родителей ребёнка с ОВЗ
консультация (младшая группа) на тему

Минакова Юлия Юрьевна

Советы родителям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ:

«Как разговаривать с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_s_rebyonkom_autistom.docx50.96 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ:

«Как разговаривать с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья»

Педагог-психолог

Минакова Ю.Ю.

Общение с ребёнком с ОВЗ - дайте им право голоса!

В ранние годы жизни среда очень способствует началу общения. Дети общаются, когда они чего-то хотят или "протестуют", если им что-то не нравится. В силу того, что мир представляется хаотичным, запутанным и очень страшным для многих детей с ОВЗ, целями многих первых коммуникаций являются "убегание и избегание" ситуаций, которые их перегружают. В профессиональной терминологии это называется "протестом".

Однако, первые способы проявления "протеста" обычно представляют собой поведения (крики, разбрасывание вещей, удары, пинки, самоагрессия, и т.д.), а не слова.

 Поскольку мы часто подавляем такое поведение, игнорируя протест ребенка, то сводим на нет его попытку к общению.

Мы часто игнорируем или наказываем их за намерение общаться, поэтому разочарование от первоначальных попыток общения сказывается в дальнейшем.

Даже когда дети становятся старше и осваивают разговорную речь, мы "не слышим" их.

Так как мы хотим, чтобы дети делали определенные вещи и вели себя определенным образом, мы часто игнорируем или пресекаем их попытки иметь свой способ общения.

Мы хотим, чтобы они разговаривали и общались, но часто не даем им "право голоса".

Если мы хотим, чтобы дети научились общаться, мы должны предоставить им "право голоса"! 

Неважно, будет ли это разговорная речь, жесты, знаки, написанные слова, вокализации, картинки или какие-то поведенческие действия - нам необходимо позволить ребенку выразить все, что он хочет или не хочет, чувствуя себя в безопасности и в комфортных условиях при этом.

Мы должны дать им "право голоса", каким бы сложным или изощренным не казался нам их способ коммуникации (жесты, звуки, мимика, поведение и т.д.).

Нам нужно создать предпосылки к общению и безопасную и принимающую среду, прежде чем у ребенка появится мотивация научиться более приемлемым формам общения.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется начать делать следующее:

  1. С раннего возраста "вслушивайтесь" в поведение (действия) ребенка и определяйте его коммуникационные цели.

Когда ребенок поворачивается и смотрит на что-то, берет что-то или что-то бросает, издает воркующие голосовые звуки или крики - будем считать это попытками общения и придадим им смысл.

Например, когда Виолетта тянется к предмету, предположим, что это попытка общения и дадим определение её действиям: "Виолетта хочет (называем предмет) и немедленно дадим ей этот предмет.
Если девочка отстраняется и кричит, когда вы предлагаете ей что-то, скажем: "Виолетта не любит это", - и уберем это. Поддерживаем любой повод к общению, который дает ребенок.

В свою очередь, когда девочком вербально сформулированы подразумеваемые ею намерения, она начинает осознавать, что её действия имеют эффект и изменяют действия других людей.

Сначала ребенок может не предпринимать попыток к общению. Однако, при присвоении этим попыткам назначения и смысла, ребенок учится видеть причинно-следственную связь своих действий, влияющих на окружение. Это позволяет совершать осмысленные действия и повышает мотивацию к общению.

2. Найдите самый эффективный для вашего ребенка способ общения. 
Хотя все мы хотим, чтобы наши дети говорили, речь не может быть самым первым и самым лучшим способом общения в определенный период. 
Используйте абсолютно все коммуникационные подходы, используйте разнообразные способы (вокализации, жесты, картинки и т.д.) для установления общения.

 Многих родителей беспокоит, что использование методов дополнительной коммуникации будет сдерживать использование речи. Это не соответствует действительности. Установление коммуникации в любой форме увеличит вероятность появления речи, если эта модальность доступна. Все дети сначала учатся общаться, используя вокальные звуки, жесты, мимику и т.д., прежде чем они научатся говорить.

3. Предоставьте ребёнку "право голоса" во всем.

Спрашивайте её мнение, узнавайте о предпочтениях. Давайте ей возможность простого выбора (что есть, что надеть, что делать в первую очередь и т.д.). 

Если она не отвечает, сделайте ей предложение и наблюдайте за реакцией ("Бьюсь об заклад, Виолетта хотела сок!"). Считайте её реакцию (как правило, тянутся к предмету, вокализируют, отворачиваются и т.д.) попыткой коммуникации и в ответ расскажите, как вы её интерпретируете. Спросите её мнение, предложите ей выбор, подождите немного, чтобы дать ребёнку возможность ответить. Как только она ответит, расскажите, как вы понимаете её ответ. Это позволит создать связь ваших ответов с её действиями. 
   4. Понимайте и уважайте "протест" вашего ребёнка.

Если девочке что-то не нравится, её что-то пугает или перегружает, сначала признайте, что вы её понимаете и подтвердите, что она может быть чего-то боится или не хочет чего-либо. Для ребенка важно чувствовать себя в безопасности, сообщая о своих потребностях.

 Если возможно, уберите раздражающий фактор, или приведите его в соответствие с возможностями ребенка, или предоставьте ребенку дополнительную поддержку для его преодоления.

Признание и анализ протеста, кроме устранения его причин, изменения условий или предоставления большей поддержки, дает ребенку возможность узнать, что его мнение: 

  • важно
  • услышано
  • имеет положительный эффект в оказании ему помощи.

5. К тому же, когда ваш ребенок выражает эмоции (счастье, печаль, злость, страх и т.д.), он отмечает, что вы видите его чувства и соединяете их с причинами, которые их вызывают. 

"Виолетта, я вижу, что ты сердита, потому что не можешь достать игрушку". Таким образом, ребенок начинает связывать свои эмоции с конкретным событием и понимает, что вы восприняли его реакцию как попытку взаимодействия, которое может помочь ему справиться с ситуацией.

6. Наконец, последнее: "ничего для ребенка без участия самого ребенка!"

Предоставьте ему право голоса во всем, что с ним происходит. Независимо от того, выражается "голос" вербально или нет, слушайте его, признавайте и уважайте его.

Это не значит, что вы должны удовлетворять все требования ребенка.
Просто убедитесь в том, что вы:

  • дали ему возможность высказать свое мнение
  • признали и подтвердили его чувства
  • попытались изменить условия или адаптировать среду к его возможностям или предоставили дополнительную поддержку, для того чтобы он смог сделать что либо как можно лучше.

Если мы слушаем их, они будут чувствовать себя в безопасности, чтобы выражать себя и развивать более эффективные навыки общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Ребёнок пошёл в детский сад"

Памятка для родителей "Ребёнок пошёл в детский сад"...

Памятка для родителей "Ребёнок и телевизор"

Памятка для родителей "Ребёнок и телевизор"...

Памятка для родителей Ребёнок в опасности!

Памятка для родителейРебёнок в опасности!...

Памятка для родителей "Ребёнок и компьютер"

   Чтобы общение с компьютером было безопасным для здоровья Вашего ребёнка, необходимо обратить внимание на следующие аспекты....

Памятка для родителей "Ребёнок и компьютер"

   Чтобы общение с компьютером было безопасным для здоровья Вашего ребёнка, необходимо обратить внимание на следующие аспекты....

Памятки для родителей "Ребёнок плохо ест", "Ребёнок плохо засыпает", "Ребёнок не хочет слушать книжки".

Данные памятки были предложены родителям для прочтения после родительского собрания "Проблемы воспитания детей раннего возраста"....