КАК ОБЫЧНЫМ РОДИТЕЛЯМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА - Онлайн-консультация.
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал (по ссылке) может быть полезен как педагогам, заинтерессованным в проведении онлайн-консультаций для родителей, так и родителям, желающим создать благоприятную среду для музыкального развития ребёнка в домашних условиях. Материал содержит практическую часть с тестовыми заданиями, помогающими родителям определить степень своего умения выбирать музыку для слушания детьми от раннего до старшего дошкольного возраста. В комментариях к ответам родителей-участников тренинга подробно разбираются аспекты формирования слушательских навыков вне образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное направление в развитии ребёнка имеет очень большое значение. Это общепризнанное утверждение, хоть и немногие родители могут его обосновать. И назревший в обсуждениях Песенка из садика. вопрос: Как обычным родителям принять участие в музыкальном развитии ребенка? решается именно обоснованием целей и задач музыкального воспитания. (Я считаю этот термин более точным, чем "музыкальное развитие", потому, что, с моей точки зрения, каждый человек сам развивает свои умения в предлагаемых обстоятельствах, и никто другой вместо него самого этого сделать не может.) Организация благоприятной среды для разностороннего развития ребёнка - цель ответственных родителей.
Какое же место занимает в этой развивающей среде музыка? Музыка учит одновременно и думать, и чувствовать. При этом язык музыки настолько универсален, что не требует перевода и доступен к пониманию детям - в объёме их жизненного опыта. Выразительность музыки закладывается в неё композитором и передаётся музыкантом. Для создания образа у всех в распоряжении одни и те же средства музыкальной выразительности: темп, лад, динамика, метр, ритм, тембр, форма. Но одна музыкальная композиция вызывает эмоциональный отклик, а другая - нет. Почему? Либо композитор-аранжировщик схалтурил, либо исполнитель неадекватно подобрал манеру, либо слушатель не способен к эмоциональному восприятию.
Научить ребёнка анализировать услышанные звуки гораздо проще, чем научить чувствовать заложенные эмоции. Просто потому, что не всякая музыка эти эмоции содержит. Родители, желающие способствовать музыкальному развитию ребёнка должны в первую очередь обращать внимание не на яркость звуковых эффектов, а на эмоциональное содержимое.
Самые примитивные эмоции - "радость-огорчение" - доступны даже младенцам. Все родители наблюдали реакцию малышей на нежные мелодичные и резкие пугающие звуки. Каждый человек рождается способным к тонкому восприятию музыки. Но эту врождённую способность очень легко заглушить, если относиться небрежно к подбору музыки для ребёнка (учитывая и ту, что взрослые включают для себя, а ребёнок слышит просто фоном).
Критерии подбора музыки для слушания детьми дошкольного возраста.
- Время звучания. Чем младше ребёнок, тем короче его внимание. Если Вы не хотите, чтобы музыка звучала "белым шумом", а вызывала у ребёнка адекватные положительные эмоции, то ориентируйтесь на очень короткие композиции. Дети до 3 лет (условно) не могут концентрировать своё внимание дольше минуты. Поэтому любят короткие песенки с лаконичным текстом. Фольклор тому подтверждение: потешки долгими не бывают. Есть очень хорошие короткие песенки, написанные специально для малышей. Все они рекомендованы для слушания в младших группах детского сада. По мере взросления время для внимательного слушания увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ребёнок способен концентрироваться на слушании до 2 минут. Таких композиций уже гораздо больше, и из них тоже нужно выбирать, по следующим критериям.
- Тембр. Оптимально - звучание акустических, а не электронных музыкальных инструментов, естественно звучащего голоса. В головном мозге человека зоны слуха и голоса находятся очень близко, поэтому процесс воспроизведения звуков напрямую зависит от услышанного. Ребёнок неосознанно перенимает услышанные интонации и тембры. Звуковые волны акустических инструментов физиологически воспринимаются более естественно и эмоционально. Что касается тембров голоса, то каждое исполнение несёт определённую эмоциональную окраску. Слишком насыщенные тембры, яркие эффекты способны "оглушать", а при постоянном прослушивании "блокировать" способность эмоционального и аналитического восприятия любой музыки, вызывая неадекватную эмоциональную реакцию. Знакомить ребёнка с красочными тембрами надо осторожно, понемногу. А предпочтение отдавать классическому мягкому звучанию.
- Динамика. Для развития способности различать динамику достаточно небольшого контраста от тихой до умеренно громкой музыки. Этот критерий относится не к выбору музыки, а к регулированию громкости вручную.
- Темп. Ритм. Замечено, что двигательная активность человека напрямую зависит от темпо-ритма окружающей среды. Поэтому нужно учитывать, что слишком энергичный темп и ритм ребёнка взбудораживают, а более спокойный темп и более ровный ритм способствуют большей концентрации внимания.
- Форма. Музыкальная форма определяется количеством частей музыки, отличных одна от другой: темпом, ладом, динамикой и т.д. Детям дошкольного возраста наиболее доступны как для аналитического, так и для эмоционального восприятия одночастная и двухчастная формы.
- Содержание. Выбирая музыку для слушания нужно учитывать уровень эмоционального и интеллектуального развития ребёнка: словарный запас, кругозор, социальные навыки и темперамент. Все средства словесной и музыкальной выразительности должны гармонично создавать единый образ, понятный ребёнку на его уровне общего развития.
Варианты слушания музыки в домашних условиях.
- Музыкальный фон во время игр.
- Прослушивание в мультфильмах.
- Живое исполнение (домашнее или концертное)
Практическая часть.
- Сравните два варианта одной и той же музыкальной игры. Какой из них Вы выберете для ребёнка ? Вариант 1. Вариант 2.
- Сравните качество озвучивания мультфильмов. Какой из них, по-Вашему, способствует развитию музыкального слуха и певческого голоса у ребёнка? Вариант 1. Вариант 2.
- Сравните варианты одной и той же сказки. Какой из них предпочтительнее для развития слушательских навыков? Дюймовочка 1. Дюймовочка 2. или Колобок 1 Колобок 2 Колобок 3 Колобок 4 (к сожалению, прослушивание этой сказки непосредственно с диска технически невозможно, но после скачивания записи включаются)
- Предложите свой вариант фоновой музыки для игр (укажите возраст ребёнка). Обоснуйте коротко свой выбор.
Некоторое время я воздержусь от комментирования Ваших ответов, чтобы не сбивать желающих проверить своё музыкальное восприятие.
О развитии исполнительских навыков (пение, музицирование, движение) - отдельной темой.
Рекомендую ознакомиться http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/17/picture-319962-1429288428.jpg)
Первая консультация родителей по начальному музыкальному развития ребёнка.
Консультация для родителей по начальному музыкальному развитию ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-400929-1396636962.jpg)
Роль семьи в музыкальном развитии ребёнка (консультация для родителей).
Родители оказывают огромное влияние на формирование вкусов и привычек ребёнка, его моральных ценностей, жизненных принципов, с которыми ребёнок пройдёт путь взросления. Не остаются в стороне и м...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/15/picture-721514-1497502202.jpg)
Анкетирование родителей по музыкальному развитию ребёнка
Анкета помогает выявить маршрут дальнейшего музыкального развития дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-261581-1370542921.jpg)
Информационное сообщение для родителей "О музыкальном развитии ребёнка"
Информационное сообщение для родителей "О музыкальном развитии ребенка". Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-887059-1485891940.jpg)
Консультация для родителей-"Влияние семьи на музыкальное развитие ребёнка"
Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Исполнение песен и участие в играх развивает также память детей. Главную роль в этом играют родители....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-858000-1509836452.jpg)
Консультация для родителей. " Музыкальная игрушка и музыкальное развитие ребёнка". (Музыкальные инструменты малышей).
Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14030537","attributes":{"alt...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/09/picture-1345901-1631205253.jpg)
Консультация для родителей "Характеристика условий для музыкального развития ребёнка в семье"
Консультация для родителей "Характеристика условий для музыкального развития детей в семье"...