родительское собрание в первой младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему

Грушева Наталья Николаевна

" Эффективные способы общения с ребенком в период кризиса 3 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie1.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

(семинар с элементами тренинга для родителей)

Воспитатель: Я очень рада, что мы сегодня собрались. Воспитание детей — трудное дело, и верю, что вы преуспели в нем. Информация, полученная сегодня, окажется реальным помощником в формировании и укреплении дружеских взаимоотношений с детьми. Теперь я попрошу каждого из вас представиться.

Упражнение «Самопрезентация»
Задачи: установить контакт с участниками встречи, снять напряжение, создать атмосферу открытости и комфорта.
Каждый из участников по очереди (можно воспользоваться мягкой игрушкой, которая будет передаваться из рук в руки) представляет себя и обозначает основную цель посещения данного мероприятия.
Упражнение « Пожелание»
Участники встают в круг и произносят пожелания для себя и всей группы на период встречи. Аудио приветствие детей. Педагог - психолог заранее готовит видео-, аудиозапись детей тех родителей, которые будут присутствовать на семинаре. Дети обращаются с приветствием и пожеланиями к родителям.
^ Повышение эмоционального принятия ребенка.
Эмоциональный контакт между родителями и ребенком рассматривается как базисная психологическая модель, необходимая для развития личности ребенка. Эмоциональное отвержение может проявляться в следующих родительских выражениях: «Глаза бы мои на тебя не глядели!», «Сколько проблем ты мне приносишь!» Воспринимая их, ребенок бессознательно
чувствует, что он источник помех в жизни родителя. Отвержение часто связано с неадекватными родительскими ожиданиями относительно возможностей ребенка. Не принимая во внимание его индивидуальные особенности, родители пытаются «улучшить», «корригировать» то, что есть. Часто они создают в сознании идеальный образ ребенка. Для одних родителей это послушный, удобный, не приносящий много хлопот. Для других — активный, успешный, предприимчивый. Однако и в том, и в другом случае вымышленный образ не будет соответствовать реальному инфантилизированному и инвалидизированному ребенку — неуспешному, неумелому. Это результат сверхтребовательности, проекция собственной низкой самооценки.

Часто отвержение связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Его задача — принять, полюбить самого себя.
Упражнение
« Положительные и отрицательные качества ребенка»
Воспитатель:. Составьте список положительных качеств и тех, которые вам не нравятся в нем. Сравните эти два списка.
Посмотрите на список нежелательных качеств ребенка, подумайте, какие из них можно изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребенку, а какие нет.
Попытайтесь посмотреть на негативные качества по-другому, найдите в них что-то положительное. Например, вы написали, что ребенок очень медлителен. Что можно найти положительного в этом качестве? Оборотной стороной медлительности, возможно, является то, что он все выполняет без спешки и; качественно.
Вспомните, сколько ярлыков мы навешиваем, говоря о ком-то: «он глупый», «она ничего не умеет делать» и т.д. Однако для психологического благополучия ребенка важно, чтобы общение с ним было безоценочным.
^ Упражнение «Безоценочное восприятие»
Воспитатель:. Выберите любой объект, который вы видите перед собой. Он должен быть простым и незатейливым. Например, мяч на полу, гвоздь или шуруп в мебели. Посмотрите на него так, как если бы вы впервые увидели его и пока не находите слов для его описания. Внимательно изучите объект всеми возможными способами. Отметьте то новое, что нашли в нем. Если заметите, что вдруг стали выносить суждения об объекте, задание выполняется неверно. Постарайтесь взглянуть на него глазами ребенка. А теперь давайте обсудим, легко ли было выполнять это упражнение.
Переключите внимание на своего ребенка и постарайтесь посмотреть на него совершенно новым взглядом. Замечаете что-нибудь новое? Что вы склонны оценивать в своем ребенке? Может быть, вы найдете то, за что постоянно критикуете его?
^ Эффективные способы общения с ребенком
Воспитатель:. Иногда родители просто не предпринимают попыток понять, почему ребенок ведет себя неадекватно. Часто на консультациях спрашивают: «Что делать в данном случае?» На самом деле, вопрос необходимо переформулировать: «Каково значение этого?» Ребенок некрасиво себя ведет, потому что плохо себя чувствует. Чувства — это причина поведения, а действия — результат. Люди беспомощны при встрече со своими чувствами и чувствами других, они не подготовлены говорить о чувствах и принимать их.

Основное правило построения эффективного общения безоценочное отношение.
Воспитатель:. Всегда следует говорить о поступке ребенка и последствиях

этого поступка, но не выносить оценочных суждений по поводу его личности.

«Миша забыл убрать свои игрушки» вместо «Миша неряха».

«Аня не поздоровалась с моей знакомой» вместо «Аня невежливая».

«Я очень устала, чтобы сейчас играть с тобой» вместо «Ты все время достаешь меня своими играми».

В центре высказывания должно находиться описание чувств. Зеркальное отражение чувств ребенка, объективирование их в речи взрослого развивают способность ребенка анализировать свои чувства и управлять ими.
^ Упражнение «Отражение чувств»
Каждому родителю выдается бланк с описанной ситуацией. Задание — проанализировать высказывания родителей в предложенных ситуациях.
«Ребенок пришел из детского сада злой на весь мир. Они с детьми собирались покататься на осликах, но пошел дождь. Мама сказала: "Послушай, тут не на что злиться. Ты еще тысячу раз покатаешься на осликах"».
«Сын пришел в плохом настроении. Воспитательница накричала на него перед всеми детьми. Папа: "Если воспитательница сделала это, ты, должно быть, этого заслужил"».«Ребенок упал и плачет. Мама: "Не плачь, до свадьбы заживет!"».
«Дочка просит в магазине шоколадку. Начинаются истерика и капризы. Мама: "Ты надоела мне со своими постоянными капризами!"».
«Сын пришел из школы, не хочет делать уроки. Папа: "Садись делать уроки, а то останешься дураком (двоек нахватаешь)!"»
«Воспитатель сообщила о плохом поведении сына. Папа: "Ты все время дерешься"».
^ Упражнение «Забота»
Воспитатель:. Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых чувствуете ответственность.
Теперь посмотрите, включили ли вы в этот список себя?

Можно сказать, что у нас есть еще один ребенок, которому вы уделяли мало внимания. Этот ребенок — наше собственное внутреннее «Я».
Важно, чтобы у каждого взрослого человека появилась привычка заботиться о собственных нуждах и потребностях. Очень часто, чаще женщины, забывают о собственных потребностях и жертвуют ими ради детей и семьи. Например, мать заботится о том, чтобы еда, приготовленная ею, отвечала вкусам всех членов семьи, однако при этом она забывает о собственных предпочтениях, ей просто в голову не приходит, что и она сама имеет какие-то пристрастия. Или женщин! всегда отдает «лучший кусок» детям, довольствуясь малым.!
^ Упражнение «Я — подарок для человечества

Воспитатель: Каждый человек — уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоят ваши исключительность, уникальность.
Итак, подумайте над тем, что вы действительно — подарок для человечества.
Аргументируйте свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я...».
Упражнения «Я хочу, я мечтаю...»
Воспитатель: У каждого из нас есть мечты и желания. А чтобы они воплощались в жизнь, иногда бывает достаточно правильно сформулировать свои мысли и высказать их вслух.
Игра проводится в кругу. Каждый участник по очереди формулирует свое желание, мечту или цель жизни. Педагог-психолог при необходимости может вносить корректировку в формулировку, так как идет обучение целеполаганию. Остальные участники хором повторяют фразу говорящего в утвердительной форме.
Попробовать на практике техники заботы о себе.
В течение 2—3 дней постараться подсчитать, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями — радостным приветствием, одобрением, поддержкой, а сколько с отрицательными — упреком, замечанием, критикой.
Закрыть на минуту глаза и представить себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы показываете ей, что вы рады, что она вам близка, дорога. А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, и вы показываете. Обнимайте ребенка не менее четырех раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Упражнение «Откровенно говоря...»

(рефлексия)
Участникам предлагается закончить следующие фразы (по выбору), высказывая тем самым свое отношение к происходящему:
Я научился...
Я узнал, что...

Я нашел подтверждение тому, что...
Я обнаружил, что...
Я был удивлен тем, что...
Мне нравится, что..
Я был разочарован тем, что...
Самым важным для меня было...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое групповое родительское собрание в первой младшей группе "Мы вместе"

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе«Мы вместе»Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры р...

Первое родительское собрание в первой младшей группе "Давайте познакомимся"

Данная разработка родительского собрания будет полезна воспитателям, работающим с детьми первой младшей группы (2-3 года)....

Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Первый раз в детский сад»

Цель:· установление контакта между родителями и педагогами;· моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации ...

Буклет к первому родительскому собранию в первой младшей группе

В данном буклете подобрана самая основная информация для родителей, чей малыш только собирается пойти в детский сад или совсем недавно начал его посещать....

Первое родительское собрание в первой младшей группе»

Первое родительское собрание в первой младшей группе»Цель:-Ознакомление родителей с воспитателями и родителей друг с другом. -Познакомить родителей с режимом дня- познакомить роди...

Конспект родительского собрания в первой младшей группе ДОУ «Первый раз в детский сад»

Повестка дня:1. Сообщение цели и задач собрания2. Знакомство с родителями3. Адаптация детей к детскому саду, советы родителям4. Ознакомить родителей в вопросе формирования культурно-гигиенических навы...