"Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"
консультация ( группа) на тему

Агамирова Людмила Сергеевна

Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zabotlivogo_otnosheniya.docx13.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание  у детей заботливого отношения к окружающим»

Семья создает ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребенка. Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нем, отражаясь на внутрисемейных отношениях. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье.

В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни. Если отец и мать делят между собой  все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребенок подражал их формам взаимоотношений. Воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи.

Нет таких родителей, которые сознательно  хотели  бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, себялюбие, эгоизм. «Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания,- пишет В.А.Сухомлинский.- Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу ( очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу- все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».(Сухомлинский В.А.Разговор с молодым директором школы//Избр.пед.соч.-М.1981,-Т.3-С.120.)

Беседы с детьми о явлениях окружающей жизни, о событиях в детском саду, о жизни родителей в детстве, о товарищах, о помощи в сложных ситуациях побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезным для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение худ.лит.), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребенком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.

Самая большая ошибка в семейном воспитании- физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи.

В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание(обнимание, поглаживание по голове), рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим. Одобрение ребенка, подбадривание его, способствуют тому, что он чувствует себя увереннее и далее ребенок поступает так же.

Таким образом, психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребенка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребенком после оказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.

Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребенок охотно будет возвращаться у этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.

Помните, что ребенок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

Литература:

1.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет.сада/ В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой.- М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему

Данная консультация может быть использована воспитателями в информационных целях для родителей воспитанников....

Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"

Консультация для родителей: "Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим"...

Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим

Рекомендации по воспитании нравственной личности дошкольников...