Лектории для родителей будущих первоклассников
проект ( группа) на тему

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах формирования психологической готовности к школе у детей, обеспечение плавного перехода выпускников ДОУ на новую образовательную ступень.

Задачи:

1.Показать родителям значимость совместного взаимодействия в вопросах воспитания и обучения детей.

2. Помочь родителям в преодолении трудностей, связанных с переходом детей на новую образовательную ступень.

3. Познакомить родителей с основными целевыми ориентирами как социальными и психологическими характеристиками личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

4.  Раскрыть  значимость сформированности у дошкольников предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного детства.

Реализация лекториев:

     Лектории проводятся ежегодно - 1 раз в квартал. Количество мероприятий в год: от 3до 5 (по желанию родителей)

     Данная форма работы является совместным мероприятием, т.к. в её реализации задействованы все специалисты ДОУ и родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektorii.docx44.98 КБ

Предварительный просмотр:

№1

Тема: Что такое произвольность или как избежать трудностей в обучении!?

Цель: раскрыть понятие «произвольное поведение», его влияние на обучение детей, как формировать компоненты произвольного поведения у детей; дать представления о развитие произвольности поведения и внимания.

Оборудование: мяч, графический диктант (образец), магнитная доска, магниты

Уважаемые родители!

    Тема  нашей  встречи: «Подготовка ребенка к школе или как  избежать трудностей в обучении в школе!?». Весь период пребывания ваших детей в детском саду шла и идет систематическая подготовка к школе в рамках определенной образовательной программы. Так как система воспитания и обучения в детском саду в силу вступившего нового закона об образовании является 1-ой ступенью в образовательной системе (2ступень-школа; 3 ступень- профессиональные учебные заведения), и как следствие предполагает некую взаимосвязь образовательных звеньев. Следовательно,  предполагает отсутствие каких-либо проблем у ребенка в период школьного обучения. Но на самом деле не все так просто и здесь очень много «подводных течений». В частности, речь идет о том, что в детском саду программа воспитания и обучения одна, а каждый ребенок ввиду своих индивидуальных способностей и особенностей усваивает ее по – разному.

    Я как психолог, на всем воспитательно – образовательном пути ваших детей в детском саду старалась отслеживать особенности освоения ими образовательной программы, особенности индивидуального развития каждого ребенка; и если у кого-либо из детей отмечались трудности, то в рамках занятий по подготовке к школе я старалась их устранить, при чем, мы это делали вместе с вами, уважаемые родители, систематически вы получали и выполняли домашние задания развивающего характера.

    Сейчас подходя к выпуску из детского сада, я могу сказать, что практически все выпускники имеют достаточный уровень готовности к школе. Но не смотря на достаточно хорошие показатели готовности в целом, зная общую картину индивидуальных показателей каждого ребенка, я бы хотела обратить ваше внимание на следующие моменты:

    1.Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является сформированность у него произвольного поведения. Произвольное поведение – это умение слушать и слышать; это умение трудиться (учение – это умственный труд), делать то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Дело в том, что парою даже при нормальном уровне интеллектуального развития, дети могут попасть в группу неуспевающих в связи с недостаточно сформированной произвольностью. В  период дошкольного детства ребенка взрослый с помощью слов регулирует (контролирует) его поведение, к 7 годам ребенок постепенно сам с помощью собственной речи начинает регулировать свое поведение. Раньше этого возрастного этапа произвольное поведение в полном объеме формироваться не может, это связано с тем, что лобные отделы мозга ребенка, отвечающие за формирование произвольности, только-только оформляются к 7 годам. До этого периода поведение ребенка непроизвольное, нерегулируемое, эмоциональное (ребенку трудно справиться со своими эмоциями). В целом произвольное поведение у каждого ребенка формируется в индивидуальных темпах, поэтому чтобы помочь ребенку я рекомендую вам следующее:

  1. Учить детей доводить начатое дело до конца (Например: не докрасил рисунок и побежал играть). Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнения любого задания  с начала до конца.
  2.  Если ребенок выполняя какое-либо задание или поручение допустил какую-либо ошибку (расставлял игрушки на место и не поставил одну игрушку). Лучше указать непрямо, а предложить ребенку самому найти недостающую игрушку: «По-моему еще не все находится на своем месте»- это и есть первая форма самоконтроля, когда взрослый регулирует с помощью слова действия ребенка.
  3. Формированию произвольности и самоконтроля способствуют графические диктанты: когда ребенок воспроизводит на листе бумаги в клетку узор, который изображен на  образце или ребенок под диктовку взрослого рисует узор на листе бумаги.

 В целом очень важно формировать умение у ребенка подчинять свое поведение не чувствам, а воле. В этом могут помочь игры такие как «Да - нет не говори». Подготовьте несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка: «Как тебя зовут?», «Во что ты любишь играть?», «Какое твое самое любимое блюдо?», а затем используйте вопросы, требующие утверждения или отрицания: «Ты любишь мороженое?», «Тебе нравиться кататься с горки?», «Ты любишь петь?»…(игра с родителями)

  2. Еще один показатель готовности к школе, на котором я хотела бы остановить ваше внимание – это невнимательность ребенка. Именно невнимательность является основной причиной неуспеваемости детей начальных классов. Невнимательность (рассеянность) – это неумение сосредотачиваться на каком – либо объекте. В целом, не один психический процесс (память, мышление, воображение) не может протекать без внимания, т.е. чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе. Да, рассеянность может быть обусловлена каким-либо заболеванием, нарушением мозговой деятельности, но на сегодняшний день очень много невнимательных среди здоровых детей. Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, ему неинтересно, в данный момент у него другие желания и вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объясняемые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем. Поэтому необходимо развивать у ребенка умение сосредотачиваться, чтобы предупредить невнимательность. Существует достаточно большое количество игр и упражнений способствующих развитию концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Такие упражнения  интересны ребенку и не воспринимаются им как скучные, выполняя их он учится быть внимательным.

   Например:

- если ребенок невнимателен при обучении буквам и чтению, предложите ему такие задания: возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (газеты) и попросите ребенка вычеркнуть все буквы например «Т», а все буквы «Д» обвести кружком. А затем вместе с ребенком найдите имеющиеся ошибки.

  - Есть интересная фраза «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Если данная фраза характерна для вашего ребенка, значит, он с трудом воспринимает информацию на слух (преобладает зрительная память). Поэтому таких детей необходимо учить сосредотачиваться на слуховых ощущениях.

(Игра с родителями) Дома  можно поиграть в игру «Имена»: вы называете ребенку несколько имен в произвольном порядке. Задача ребенка сказать сколько раз прозвучало каждое имя. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя.

- Бывает, что ребенок наоборот  легко усваивает информацию воспроизводимую на слух и бывает невнимателен при предъявлении зрительной информации. В таком случае, необходимо тренировать его наблюдательность. Нужно учить ребенка подмечать необычные детали, положение предметов, другие признаки. Можно поиграть в игру «Что изменилось?!» Возьмите несколько любых небольших предметов, положите их на стол. Попросите ребенка в течение 30 сек. Рассмотреть эту композицию, затем попросите ребенка отвернуться, а вы в это время поменяйте предметы, либо что-то уберите. А затем спросите у ребенка «Что изменилось?»

(Игра с родителями) «Что изменилось?» с использованием магнитной доски. Главное занимайтесь с ребенком каждый день и обязательно вместе с ним фиксируйте его успехи (награды).

3.Ещеодин момент, на который я хотела бы обратить ваше внимание - это несамостоятельность ребенка. В данном случае имеется ввиду не столько умения ребенка в рамках самообслуживания, а самостоятельность при выполнении домашнего задания, в частности умение самостоятельно находить ответ на поставленный  вопрос, самостоятельно рассуждать. Многие дети парою не столько не умеют мыслить и рассуждать, а сколько бояться выразить свою мысль в слове. И получается так, что ребенок дома с родителями достаточно хорошо выполняет задание, а в школе без чьей - либо помощи аналогичное же задание выполнить не может. Поэтому у ребенка необходимо формировать самостоятельность, умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос. Изначально, для того что бы ребенок мог рассуждать, высказывать свое мнение, Вы родители, задавая какой-либо вопрос и дождавшись какого-либо ответа от самого ребенка должны его похвалить. Он молодец, он ответил, высказал свой взгляд на решение какой-то задачи. Например, Вы предложили ребенку задачу: На ветке сидели 3 воробья и 4 вороны. Сколько всего птиц сидело на дереве? Даже если ребенок скажет, что птиц было 5, его вначале необходимо похвалить, а затем помочь ему, используя туже наглядность в виде тех же карандашей найти самостоятельно правильный ответ. Если вы начнете укорять ребенка за неправильные ответы, он будет бояться высказать свое мнение, будет бояться мыслить, рассуждать, а все свое внимание в школе  будет направлять на поиски подсказок. Старайтесь подводить ребенка  к самостоятельному решению, самостоятельным выводам.

Уважаемые родители, в рамках сегодняшней встречи я хотела вас предостеречь от возможных трудностей, которые могут возникнуть на следующем этапе обучения. Владея той информацией, которую вы сегодня получили, и выполняя мои рекомендации,  думаю, что в школе вы сможете избежать подобных проблем.

Я желаю вам удачи и приглашаю на следующую встречу 3 апреля в этом же месте и в это же время, где мы с вами снова немного поговорим и поиграем, т.е. обсудим еще несколько возможных проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в период школьного обучения.

№2

Тема: Социально – личностная готовность ребенка к школьному обучению.

Цель: раскрыть понятие «социально-личностная готовность», «внутренней позиции школьника», обозначить роль семьи в развитии коммуникативных навыков ребенка; дать рекомендации по развитию навыков общения и стратегии позитивного оценивания.

Оборудование: рекомендации «Как прожить хотя бы один день без нервотрепки?!», тест «Мотивационная готовность»

Уважаемые родители!

Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать – все это в психологии называется социально-личностная готовность ребенка к школе.        Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к новому общению, к принятию новой социальной позиции – положения школьника. Позиция школьника, по сравнению с позицией дошкольника, требует от ребенка выполнения новых для него правил, связанных с иным положением в обществе.  Это предполагает формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

Период перехода в школу еще осложняется тем, что 6-7 лет - это кризисный период в развитии ребенка. Что такое кризисные периоды в развитии?! В  целом развитие человека и становление его как личности закономерно и протекает в рамках стабильных и кризисных периодов. В стабильные периоды развитие ребенка имеет относительно медленный, поступательный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счет накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны.

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом существенно отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, в редких случаях два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный, «революционный» характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь.

         В детской психологии принято выделять:

  • кризис новорожденности,
  • кризис одного года,
  • кризис 3 лет
  • кризис 7 лет,
  • кризис подростковый (12 – 14 лет),
  • кризис юности (17 – 18 лет).

Что касается кризиса 7 лет то, вы можете сказать, что ребенок становится совершенно другим. Когда-то спокойный, послушный ребенок начинает проявлять:

  • Негативизм –нежелание что-либо делать только по тому, что это предложил взрослый.
  • Упрямство – настаивание на своем не потому, что очень хочется, а потому, что он этого  потребовал.
  • Строптивость – поведение ребенка направлено против норм поведения, установленных для него взрослым.
  • Своеволие – стремление к самостоятельности, желание делать самому.
  • Протест-бунт – поведение в форме протеста (война против окружающего мира).
  • Обесценивание – проявляется к взрослым и вещам, которые раньше любил.
  • Деспотизм – стремление проявить власть над окружающими.

В основе всех этих проявлений лежит потребность ребенка в социальном признании, т.е. он хочет чтобы близкие в нем видели взрослого, считались с его мнением, его желания уважали; кроме того ему важно общественное признание (признание и принятие со стороны сверстников в частности в новом коллективе):

Как следует вести себя взрослым в этот возрастной период:

  • Прежде всего, нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить.
  • Если проявляет чрезмерно протест, то скорее всего причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований к желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку в чем-то больше свободы и самостоятельности.
  • Постарайтесь изменить свое отношение к ребенку, он не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  • Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  • Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  • Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

(раздаю рекомендации)

Мы с вами выяснили что для ребенка в возрасте 6-7 лет очень важным является его взаимоотношения со сверстниками, ребенку важно иметь друзей в том числе и в школе. Когда ребенок приходит в школу он попадает в новый коллектив, для ребенка  школьника во многом его отношение к школе и в чем-то успешность в обучении определяется его статусным положением в классе. Как правило, дети, у которых мало или совсем нет друзей, терпеть не могут школу. Социальная жизнь ребенка окрашивает всю учебу в школе и все школьные переживания в целом. В связи с этим я хотела бы познакомить вас с несколькими секретами «социального успеха», возможно или даже, скорее всего ваш ребенок  подойдет к вам за советом: «как сделать так чтобы дети со мной дружили?!» и в этом вы наверняка сможете ему помочь.

Секрет популярности № 1

Детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде.

Популярные дети не только знают, что помогать другим очень важно, но и постоянно это делают. Самые популярные и самые социально адаптированные дети, как правило, и самые щедрые, заботливые и чуткие. Если Вы хотите чтобы ваш ребенок рос таким постарайтесь заменить все источники отрицательного влияния на него положительными. Создайте в семье культуру заботы, сострадания, доброты. Помогите ребенку осознать, что маленькие добрые дела и проявления заботы глобально изменят его жизнь и жизнь окружающих. Старайтесь поощрять стремление ребенка быть заботливым, чутким, сострадательным – и Вы поспособствуете его социальному и эмоциональному развитию.

Секрет популярности № 2

Социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников

Если ребенку нужно найти новую группу друзей, ему следует предпринять четыре основных шага, а вам, взрослым, - помочь ему в этом.

1-й шаг: ребенку следует искать группу, у которой общие с ним ценности и интересы

2-й шаг: помогите ребенку осознать, что любая компания состоит из детей, между которыми много социальных различий.

Чтобы научить ребенка оценивать и различать членов какой-нибудь компании, понаблюдайте вместе с ним за группой людей - по телевизору или в общественном месте, например в парке или на игровой площадке. Приведенный ниже список характерных черт поможет ребенку определить, кто из намеченной компании самый приветливый и к кому лучше всего обратиться при знакомстве:

  • Тот, кто смотрит в глаза всем остальным в компании.
  • Тот, кто смотрит на окружающих, не принадлежащих к компании.
  • Тот, кто часто смеется и улыбается.
  • Тот, кто взаимодействует со всеми в компании, а не с кем-то одним.
  • Тот, кто кажется разговорчивее остальных в компании.

Чтобы ребенку было легче влиться в незнакомую компанию, научите его этому простому способу: выбирать самого приветливого и дружелюбного из компании и обращаться с вопросом именно к нему.

3-й шаг: помогите ребенку выработать дружелюбную манеру держаться.

 Важнее всего для общения то, как мы передаем свои чувства невербальными способами, поэтому уделите особое внимание тому, чтобы научить ребенка «приветливым» жестам, позам, манере говорить и мимике. Дети в большинстве своем не осознают, что окружающие оценивают их по невербальной коммуникации, по манере держаться, даже если сами судят о других именно так - как говорится, «по одежке».

Сфотографируйте ребенка в позе, которую он сам считает «дружелюбной» (то же самое относится и к выражению лица). Затем обсудите с ним фотографию и поговорите о том, как можно улучшить все аспекты его невербального самовыражения. (Разумеется, ограничиваться одним снимком не обязательно.) Перечислю основные невербальные черты, выражающие приветливость и открытость:

  • прямая осанка;
  • открытая поза (руки или ноги не скрещены);
  • ладони на виду (напомню, это универсальный знак дружелюбных намерений);
  • улыбка и приятное выражение лица;
  • взгляд в глаза.

4-й шаг: расскажите ребенку, что в поисках подходящей компании требуется терпение.

Секрет популярности № 3

Социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации

Некоторые дети как будто родились на свет миротворцами. Именно они чаще всего предлагают компромиссное решение, - мирный выход из любого сложного положения. Такие дети понимают, что компромисс не означает победу или поражение, но скорее предполагает альтернативное решение, которое позволит спорящим или даже ссорящимся на чем-то согласиться. Они понимают, что суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не то решение, которого изначально хотели спорщики.

Детям, которые от природы не наделены качествами миротворцев, можно и нужно преподать навыки социального компромисса, точно так же, как и все прочие важные социальные навыки. От взрослого всего-то и требуется, что убедительно объяснить ребенку, как научиться по-новому воспринимать любой конфликт, менять точку зрения на ситуацию, а потом - помочь ему освоить этот метод и приучить применять его в случае возникновения любого конфликта.  Хороший способ учить детей поиску новых выходов из сложного положения - это игра в «мозговую атаку». Заключается она в следующем.  Попросите двух или более детей посмотреть на самый обычный предмет и придумать как можно больше новых способов его использования. Например, попросите группу шестилетних детей придумать, как еще можно поделить между собой одну игрушку. Каждую идею, которая придет в голову участникам нужно записать, но без комментариев. Потом прочитать все записи, но обращая внимание детей на то, что получилось много совместных интересных решений. И совместно выбрать тот вариант, который устроил бы каждого. Если с первого раза не получается – оставить игрушку у себя, через некоторое время попробовать еще раз.

Секрет популярности № 4

Социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих.

Все чувства нормальны, важны не сами  чувства, а то,  как мы их выражаем. Хотя мы считаем некоторые из них положительными (например: радость, гордость), а другие – отрицательными (тревога, чувство вины, страх, замешательство), у нас всегда есть выбор, как именно их выразить. Кроме того люди делятся на тех кто позволяет чувствам управлять собой, и на тех кто сам управляет своими чувствами. Необходимо научить ребенка управлять своими чувствами. Один из способов управления - это рисование (арттерапия), выражение своих эмоций на бумаге. Например, если ребенку приснился страшный сон, то в рисунке можно его изобразить и уничтожить; если ребенок получил плохую оценку, то можно нарисовать рисунок «Как я исправил двойку», т.е. нацелить ребенка на позитивное разрешение ситуации и конечно же подготовиться и исправить оценку,….

Секрет популярности № 5

Социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы.

Дети, пользующиеся социальным успехом, как правило, лучше умеют начать и поддержать беседу, чем их сверстники. Такие дети более открыто и охотно говорят о своих чувствах, проявляют больше интереса к словам и мнению других и лучше умеют вести разговор, построенный на взаимных уступках. Простейший способ научить ребенка быть хорошим собеседником - почаще разговаривать с ним и подавать ему пример необходимых навыков.

В заключение своего выступления я хотела бы остановиться на мотивационной готовности ребенка к школе.

Мотивационная (личностная) готовность определяется наличием у детей желания учиться. Обычно у большинства детей есть желание пойти в школу а, вот  желание учиться формируется не всегда.

 Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту школу очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый рюкзак, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский садик, сидит дома с мамой. Кроме того дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права.

 Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе. А в дошкольном возрасте наша задача заключается в формировании любознательности у детей, интереса к знаниям.

Как формировать любознательность у детей:

• Слушайте вопросы ребенка и не ленитесь отвечать на них. Ведь малыши — ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы.

• Показывайте и наблюдайте вместе с малышом мир. Наблюдение — прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки, оживленные улицы — маленькому ребенку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости — ваш ребенок обязательно найдет что- то интересное для себя. Делитесь с малышом собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним.

(раздаю тесты «Мотивационная готовность»)

Удачи Вам, я думаю что у Вас и у Ваших детей все будет хорошо.

№3

Тема: Что такое адаптация к школе?

Цель: раскрыть понятие адаптации, стадиях школьной адаптации, путях поддержки в период школьной адаптации; дать рекомендации в рамках предупреждения школьных неврозах.

Оборудование: рекомендации «10 заповедей для родителей будущего первоклассника»

Уважаемые родители!

Поступление в школу – это  серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению. Термин «адаптация» означает приспособление, в частности к новым условиям.

Каким образом происходит процесс адаптации:

  • В начале попадая  в новую обстановку организм ребенка отвечает бурной реакцией в виде нервного напряжения всех систем. Эта физиологическая буря длится достаточно долго(2-3 недели).
  • Затем происходит неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит оптимальные варианты реакции на постороннее воздействие.
  • Наступает устойчивое приспособление, когда организм находит подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего  напряжения всех систем.

Адаптация в целом длиться от 2 до 6 месяцев.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на 3 группы:

1.Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют  все требования учителя.

2. Вторая группа детей  имеет более длительный период адаптации, период не соответствия их поведения требованиям школьной жизни затягивается. Дети  не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять взаимоотношения с детьми, они не реагируют на замечания учителя, или реагируют слезами, обидами. Как правило эти дети имеют трудности в усвоении школьной программы и лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школьной жизни.

3. Третья группа -  дети, у которых социально - психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них наблюдаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они мешают работать в классе.

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

  1. Индивидуальными характеристиками ребенка: его способностями, особенностями эмоциональной сферы, состоянием здоровья.
  2.  Особенностями семейной среды: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности.

Школьная дезадаптация подразумевает неуспешность обучения, нарушение школьной дисциплины, конфликты с учителями и одноклассниками; парой дезадаптация проявляется в виде субъективных переживаний ученика (излишней тревожности)

Чаще всего дезадаптация выражается в виде:

- активного протеста (ребенок непослушен на уроках, нарушает дисциплину, ссорится с одноклассниками, мешает им играть на перемене; проявляет агрессию)

- пассивного протеста (ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально не вдумываясь в смысл того что делает, на перемене пассивен, предпочитает быть один, не проявляет интерес к коллективным играм. Преобладает подавленное настроение, страхи).

- реакции тревожности и неуверенности (ребенок пассивен на  уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но вступает с ними в контакт. Тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя).

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким какой он есть. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия и от этого во многом зависит его представление о себе, его самооценка. Адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная наоборот осложняет его.

 Если ученику по каким-либо причинам не хочется идти в школу, то  можно говорить о школьном неврозе. Начинается он постепенно: ребенок просыпается с неохотой, собирается медленнее, чем обычно, ищет предлог задержаться дома. Начинаются жалобы на боль в животе, головную боль, при чем это бывает в будни, и не возникает в выходные. Если ребенка оставить дома, то через непродолжительное время его самочувствие полностью нормализуется. Школьный невроз обычно возникает в начале обучения в школе у впечатлительных детей, болезненно реагирующих на всякое изменение привычных условий жизни. Способствуют его возникновению:

- новая незнакомая обстановка;

- строгость и требовательность учителя;

- конфликтные ситуации с одноклассниками;

- строгость со стороны родителей («Учись только нам 5»).

 В связи с этим  хотелось бы предложить Вам несколько рекомендаций  которые позволят исключить развитие школьного невроза у ребенка:

  •  Первоклассников не рекомендуется  загружать дополнительными домашними заданиями в музыкальных школах, различных студиях, спортивных секциях. Пусть сначала хорошо адаптируется к школе.
  • Каждодневное внимание родителей и учителя (по возможности). Важно, чтобы использовалась любая возможность похвалить ребенка. Отмечая и поддерживая  малейшие улучшения в учебе, вы укрепляете стремление ребенка к учению.
  • Способствуйте формированию дружеских взаимоотношений  ребенка с одноклассниками (позволяйте ребенку приглашать гостей домой, устраивайте совместные праздники).
  • Не требуйте от ребенка только хороших и отличных оценок, это ничего кроме вреда не принесет. Гораздо полезнее настойчиво вести его от успеха к успеху.
  •  Постарайтесь приподнять настроение ребенка перед школой. Это может быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии. Ни в коем случае не следует обещать ребенку вознаграждение за сам факт посещения школы, иначе он непроизвольно начнет заниматься вымогательством.
  • В физиологии высшей нервной деятельности существует термин - «подкрепление». И животные и человек склонны продолжать только такую деятельность, которая подкрепляется, т.е. за которой следует приятный результат. Похвала учителя или родителей – это и есть подкрепление. Получив его ребенок будет стараться и дальше. Если же одобрения нет, то угаснет и интерес к этой деятельности, она начинает вызывать неприязнь как деятельность, в которой нет ничего приятного.
  • Предлагаю  Вам сделать «Копилку школьных успехов». Поставьте в специальном месте стеклянную банку или коробочку, отныне в нее Вы будете складывать все 5 и 4  в виде крупной фасоли, макарон, ракушек, как только копилка будет заполнена – удивите ребенка каким-нибудь приятным сюрпризом. Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой – не становилось делом 5 дней. Таким образом, Вы будете поддерживать интерес и желание  ребенка учиться.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.. 1986.
  2. Божович Л. И. Избранные психологические труды. – М., 1995.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
  4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. – М, 1991.
  5. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста/под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  6. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7-летнего возраста//Вопросы психологии. – 1986. - №4. – С.36-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...