Значение совместной работы детей с родителями в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения.
статья ( группа) на тему

Алексеева Галина Александровна

Значение совместной работы детей с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_sovmestnoy_raboty_detey.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Значение совместной работы детей

с родителями в художественно-эстетическом воспитании

подрастающего поколения.

                                                                Алексеева Г.А.

                                                                ГБОУ детский сад №1941

                                                                декабрь 2012г.

Значение совместной работы детей

с родителями в художественно-эстетическом воспитании

подрастающего поколения.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Не касаясь здесь всех условий, способствующих творческому развитию учащихся, отметим лишь, что наилучшей может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями.

Для того, чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Воспитатель должен особо отмечать индивидуальные достижения воспитанника, при этом оценочный фокус должен быть перенесен с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.

По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического,  недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.

Художественное восприятие прежде всего предполагает осмысленное восприятие. Художественный образ только потому и может быть воспринят и понят, что он отражает действительность, имеет своим источником объективную реальность. Воспринимаем мы не цветные пятна и отвлеченные формы, а предметы, которые мы знаем или научаемся узнавать. Поэтому изменение цвета, размера предмета в зависимости от расстояния, соседства с другими предметами, от освещения, не меняет нашего восприятия – понимания.

Одной из важнейших сторон художественного восприятия является его эмоциональность. Подлинно художественное произведение всегда насыщено чувствами, волнует человека, внушает ему определенное эмоциональное отношение к изображаемому, заставляет его переживать.

Сопереживание, сочувствие является одним из важных условий художественного восприятия.

Способность художественного восприятия иллюстраций проявляется в умении воспринять главное, описывать изображаемой действие, разбираться во взаимоотношениях между персонажами, правильно воспринимать средства выражения, при помощи которых художник показывает эти действия и взаимоотношения – позы, жесты, выражения лиц, постановку фигур и прочее.

Наблюдая процесс восприятия детьми иллюстраций, который протекал под систематическим руководством педагога, мы пришли к выводу, что у детей дошкольного возраста происходит значительное развитие способности художественного восприятия. Постепенно они приобретают умение правильно воспринимать те выразительные средства, которыми пользуется художник для выражения действий, характеристики образа, для выражения взаимосвязи между персонажами.

Дети улавливают также переживания героев; настроение, которое передает художник в картинках природы, пользуясь изменением колорита.

Глубоко впечатляют детей и те средства, которые используются художниками для выражения «сказочности» образом.

Способность художественного восприятия развивается постепенно. У детей 3-4 лет ярко выражен игровой момент при восприятии, привлечение своего личного опыта. Но уже в этом возрасте возникает способность воспринимать некоторые средства выражения при условии, что содержание иллюстраций вполне понятно детям.

При определении показателей способности детей к художественному восприятию иллюстраций мы исходили из специфических сторон изобразительного искусства и учитывали возрастные особенности дошкольников.

Как показывает наш опыт и материалы других исследований по данному вопросу, дети дошкольного возраста довольно часто беспорядочно выхватывают отдельные части рисунка и устанавливают между ними частные связи, не раскрыв целого. Тогда неправильно осмысливается как вся картина, так и каждая ее отдельная часть.

При рассматривании сложной картинки дети схватывают в ней отдельные знакомые им предметы. В подобных случаях они ограничиваются перечислением отдельных элементов без связи с содержанием картины в целом.

Следует воспитывать у детей умение постепенно воспринимать в картине все большее число элементов. Это ведет к более глубокому осмыслению картины и, следовательно, к пониманию основного ее содержания.

Необходимо воспитывать у дошкольников чувство цвета, так как цвет в картине придает образу то эмоциональное звучание, которое необходимо для полного раскрытия замысла. Детей старшего дошкольного возраста можно подвести к восприятию цветовой стороны картины как средства передачи определенного настроения. Сами дошкольники свои чувства, переживания и отношение к произведениям искусства выражают ярко, непосредственно.

Для детей младшего дошкольного возраста характерно действенное отношение к картинке, привнесение игрового момента в восприятие, очень непосредственное перенесение своего опыта при рассказывании о рассматриваемом изображении.

Воспитатель должен использовать различные приемы наблюдения действительности для развития у детей способности художественного восприятия картины.

Восприятие детьми иллюстраций, даже при условии раскрытия содержания литературные текстом, окажется недостаточно верным и полным, если оно не будет сопровождаться умелым руководством педагога.

Педагог должен содействовать воспитанию художественного  отношения к действительности. При его умелом руководстве ребенок приобретает умение замечать и видеть прекрасное в жизни, а это является одной из основных целей эстетического воспитания подрастающего поколения.

Наблюдения показали, что повышающийся уровень художественных способностей, степень проявления инициативы, творчество не одинаковы в детском коллективе.

Некоторые дети, выполняя поставленную перед ними задачу, обнаруживают творческую фантазию, выдумку, оригинальность, разнообразно и смело используя свои знания и умения.

Другие – плодотворно следуют указаниям взрослых. Они не только выполняют их, но и развивают, вносят в них свои дополнения. Указания служат детям толчком для проявления, а тем самым и для развития инициативы.

Наконец, всегда имеются дети, которые только следуют конкретным советам, воспроизводят интонации, движения, жесты воспитателя или других участников игры.

В основе указанных различий лежат различные типы нервной деятельности, определяющие особенности личности того или иного ребенка. Известно, однако, что эти особенности изменяются и развиваются в направлении, соответствующем поставленным воспитательным задачам. Следовательно, решающим фактором является воспитание, его направленность, содержание и методы руководства детьми.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Методическая разработка «Система работы по укреплению здоровья старших дошкольников средствами оптимизации совместной деятельности детей и родителей в рамках физического воспитания» (на примере детско-родительского клуба «Растишка»)

Автор делится опытом работы по оптимизации работы с родителями по физическому воспитанию дошкольников посредством организации детско-родительского  клуба....

Конспек совместной деятельности детей и родителей по художественно - эстетическому развитию "В каждой кляксе что - то есть"

Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, направлен на знакомство детей и родителей с нетрадиционными методами рисования – монотипиейв условиях детско-родитель...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому развитию «Волшебная сказка цветных фей»

Конспект совместной организованной образовательной деятельностидетей и родителей по художественно-эстетическому развитию«Волшебная сказка цветных фей»(с элементами арттерапии)...

"Взаимосвязь педагогов, детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию (из опыта работы)"

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» призвана сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, ...