Психологический тренинг для родителей "Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Потемина Лариса Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение родительской компетентности, понимание природы, внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста; обобщение навыков рефлексии собственной воспитательной позиции в ситуациях затруднительного общения с ребенком, когда он «сводит взрослого с ума».

Педагог: Уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашем зале. Предлагаю вам рассмотреть некоторые вопросы воспитания наших любимых детей. Возможно, сегодня мы найдем с вами оптимальный вариант родительского поведения.

Только в дошкольном возрасте каждый ребенок чувствует себя повелителем джинов и волшебников, т.е. нас родителей, которые могут, и в его понимании должны, сделать все для него. Ребенок думает, что родители, как маги, удовлетворят его любое желание. Детское «хочу» все больше начинает вызывать напряжение, беспокойство, растерянность, раздражение и сопротивление родителей. Как известно, это порождает капризы и так называемую «неуправляемость» ребенка.

Тест: «Поведение родителей в трудных ситуациях».

Педагог: Вот сейчас, уважаемые родители, мы попробуем написать, свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребенок готов «свести вас с ума».

(педагог берет лист бумаги, который разделен на 4 части: «что я разрешаю ребенку», «что я запрещаю ребенку», «что я разрешаю при условии», «что я запрещаю, но иногда уступаю»)

Звучит музыка.

Родители объясняют, что они написали.

Педагог: Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мы запрещаем детям все, что опасно для их жизни и здоровья, и разрешаем все, что способствует их всестороннему развитию. Меня радует, что родители обдуманно подходят к своему поведению в сложных ситуациях.

Педагог: Я предлагаю вам обсудить правила жизни ребенка в семье. Прошу вас посмотреть на экран, внимательно прочитать правила и объяснить свой выбор. Пожалуйста, кто из родителей начнет зачитывать правила? (родители читают правила, объясняя их смысл и приемлемость для своей семьи).

Правила:

- правила (ограничения, запреты, требования)- неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье,

- хорошо, если правил (ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка,

- все ограничения, запреты, требования усваиваются малышом при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи,

- важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного,

- обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего.

Педагог: Мы с вами обсудили все правила, согласились с ними, и я предлагаю вам взять эту памятку.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Педагог: Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно если дети маленькие, и их действия могут навредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача: написать правила для ребенка, не употребляя частицу «не». Например:

«Нельзя переходить улицу на красный свет» (нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора),

«Не спеши во время еды» (будем есть не торопясь),

«Не кричи так громко» (будем разговаривать тише),

«Не рисуй на стене» (рисуй на бумаге)

Педагог: Сложно было выполнить задание? Почему? Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей:

  1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю желание».
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что…»
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут навредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Педагог: У всех у нас разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, по-разному воспитывали нас наши родители, но есть одно, что объединяет вас и нас – это наши дети, мальчики и девочки, которые могут стать для вас радостью, а может и разочарованием. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы вам однажды можно было бы сказать себе: «Я правильно воспитывал своего ребенка!»

Упражнение «Ассоциации»

Педагог: Я предлагаю для начала немного поразмыслить и пусть каждый из вас напишет на листке свои ассоциации, которые возникают со словом НАКАЗАНИЕ.

Теперь, я предлагаю кому-то одному из вас зачитать то, что он написал. Я буду фиксировать предложенные варианты на мольберте, остальные родители добавят то, чего еще не сказано.

Что же такое наказание?

Наказание – это строгое воздействие за какую-нибудь вину, проступок, наказание ребенка за озорство, и подростка за ложь, грубость, проступок строго наказать за прогулы. Наказан кто-то за дело, поделом. (из словаря Ожегова).

Но по какой причине (из-за чего) происходит наказание детей? (ответы родителей)

Причины наказания детей:

  • для поддержания дисциплины,
  • послушания,
  • хорошего поведения,
  • в целях воспитания,
  • установление рамок дозволенного,
  • демонстрация авторитета родителей,
  • охрана жизни и здоровья ребенка,
  • срыв взрослого (усталость, проблемы).

В процессе воспитания, родители используют привычные автоматические реакции, большинство из них носят достаточно негативный характер.

Какие эмоции испытывает ребенок, при агрессивной форме наказания? (страх, ужас, боязнь, потеря авторитета родителей, злость, агрессия, невротические проявления, плохой сон).

Иногда самые любящие родители срываются. Многие мамы и папы повышают голос, потому что «запрограммированы» кричать – так поступали и их родители. Некоторые позволяют прикрикнуть на ребенка только в тех случаях, когда очень расстроены или разгневаны. Подумайте о том, что крик больно ранит самоуважение и чувство собственного достоинства ребенка, а также мгновенно разрушает душевную взаимосвязь между вами.

Когда родители кричат, дети пугаются. Они воспринимают крик, как нападение, поэтому либо бросаются в бой (огрызаются и кричат на нас), либо убегают, стараясь физически, либо эмоционально уйти от крика.

Дети учатся коммуникации, имитируя нашу манеру общения. Если мы намеренно кричим на ребенка, чтобы заставить его делать то, что нам нужно, это называется запугиванием. И дети учатся кричать на других, чтобы принуждать их делать требуемое. Если взрослые кричат на ребенка ненамеренно, значит, они потеряли контроль над собой. И малыш понимает, что кричать на других – это вполне приемлемый способ справиться со своим плохим настроением.

Проблему крика можно устранить и снизить причиняемый им эмоциональный вред. Например:

Новые навыки.

Скажите ребенку, что вы постараетесь справиться с собой, чтобы перестать кричать на него, и попросите помочь вам в этом. Дайте ему разрешение прервать вас, когда вы начинаете кричать. Предложите своего рода пантомиму – зажимать ладонями уши. Кроме того, крик можно прервать словами: «Ты кричишь на меня, а это мне не приятно» или «Пожалуйста, поговори со мной спокойно, ведь ты любишь меня». Отреагируйте на это напоминание, прибегнув к «перемотке, наладке и повторному запуску».

Пример:

«Перемотка» - «спасибо за напоминание, я забыла об этом, поскольку была расстроена».

«Наладка» - «прости, ты не заслужил, чтобы на тебя кричали. То, что ты сделал, нехорошо, но и кричать на тебя тоже не следует».

«Повторный запуск» - «давай начнем все сначала. Я огорчена, потому что ты не соглашаешься со мной».

Что же дает наше разрешение детям напоминать о том, что кричать не следует:

- дает им силу, чтобы защититься от крика, не вступая в борьбу (не спасаясь бегством);

- оберегает их чувство собственного достоинства, потому что дает им понять, что они не заслуживают такого обращения;

- укрепляет взаимосвязь, так как мы выказываем уважение к их потребностям и чувствам.

Иногда, сами не ведая о том, мы даем детям негативные установки.

Негативные установки – позитивные установки

(цветок с разноцветными лепестками, на каждом из которых написаны негативные установки).

Педагог: Сейчас я предлагаю вам взять по одному лепесточку и прочитать негативную установку, подумать и переделать ее в позитивную. Например:

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет». Замкнутость, отчужденность, угодливость, подчиняемость. «Будь собой, у каждого в жизни будут друзья».

«Горе ты мое!» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. «Счастье ты мое, радость моя!»

«Плакса –вакса, нытик, пискля!» Сдерживание эмоции, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. «Поплачь, будет легче».

«Вот дурашка, все готов раздать…» Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. «Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!» Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. «А ты как думаешь?»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!» Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, болезни горла и ушей, конфликтность. «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!»

«Неряха, грязнуля!» Чувство вины, страхи, рассеяность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

Упражнение «Мудрые правила»

  1. Дети учатся у жизни.
  2. Если ребенка критикуют, он учится ненавидеть.
  3. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
  4. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  5. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  6. Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
  7. Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
  8. Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  9. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
  10. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
  11. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Педагог: Теперь давайте прочитаем их по очереди вслух.

Вы согласны с тем, что тут написано? С нашей встречи каждый из вас заберет эти правила домой и постарается их придерживаться в воспитании своих детей.

Продолжить наш разговор я предлагаю стихотворением, которое даст нам, взрослым, тему для размышления.

У нас на столе стоит свеча, я предлагаю зажечь ее. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы смотрите на огонь? Известно, что огонь считался символом домашнего очага.

Стихотворение «А дом,  заставленный добром…»

А дом, заставленный добром –

Еще не дом.

И даже с люстрой над столом –

Еще не дом.

И на окне с живым цветком –

Еще не дом.

И даже с чайника баском –

Еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста,

Что от ладоней до окна наполнен дом,

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота

И стала комната бездонна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты,

Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…

А дом, заставленный добром, - еще не дом,

И даже с люстрой над столом – еще не дом,

И на окне с живым цветком – еще не дом,

И даже с чайника баском – еще не дом…

Рефлексия

Педагог: Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись ли наши ожидания. Если да, необходимо поставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично – ставьте стикеры  на тропе между домом и холмом.

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие  эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Педагог: Мы с вами хорошо поработали. И в завершении,  я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко – накрепко соединить в аплодисменты. До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг: "Правила жизни моего ребёнка"

Повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребёнка младшего дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребёнка....

"Я опасаюсь за жизнь моего ребенка в детском саду" Целиакия.

"Я опасаюсь за жизнь моего ребенка в детском саду" Целиакия....

Тренинг для родителей: «Полезные и бесполезные правила жизни моего ребёнка в семье»

Повышение родительской компетентности, понимание природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ре...

"Правила жизни моего ребенка" (практикум)

Цель и задачи данного практикума: познакомить родителей со стилями (способами и методами) воспитания ребенка в семье; повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка младшего до...

Детско-родительский психологический тренинг "Детская агрессия, как одна из причин жестокого обращения в семье".

Тренинг помогает выявить проблемы в семье, выявить жестокое обращение, насилие. Помогает предотвратить агрессивное поведение и жестокое обращение. Так же способствует сплочению детей с родителями....

Тренинг для родителей "Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье"

Только в дошкольном возрасте каждый ребёнок чувствует себя повелителем джинов и волшебников, т.е. нас родителей, которые могут, и в его понимании должны, сделать для него всё. Ребёнок думает, что роди...