Сопровождение любовью
консультация ( группа) на тему

Хахова Людмила Николаевна

Идея о том, что детей надо любить, известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством. Но и сегодня эта мысль нуждается в защите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soprovozhdenie_lyubovyu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ

                                                                              Все начинается с любви…

                                                        Твердят:

                                                                «Вначале было слово».

                                                        А я провозглашаю снова:

                                                        Все начинается с любви!

                                                        Все начинается с любви:

                                                        И озаренье,

                                                                        и работа,

                                                        Глаза цветов, глаза ребенка-

                                                        Все начинается с любви!

                                                                        Р. Рождественский

        Идея о том, что детей нужно любить, известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством. Но и сегодня эта мысль нуждается в защите, как мысль новая, даже дерзко новая.

        В исследованиях выдающихся отечественных психологов Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина,  А.В.Запорожца, М.И.Лисиной признается самоценность детства и уникальность опыта, который впоследствии образует жизненный стиль человека, определяющий его базовую культуру. Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависят от нас, взрослых, несущих ответственность за счастье и здоровье детей. Именно мы должны пробудить скрытые в каждом ребенке продуктивные силы, тягу к гармонии и красоте – души и тела, чувств и ума.

        Трудно растить детей в сложном современном мире. Век информационных технологий активно вторгается не только в нашу взрослую жизнь, но и в жизнь наших детей, подменяя непосредственное живое общение аудио-визуальными средствами. Как результат – дети начинают испытывать так называемую эмоциональную депривацию, проявляющуюся в дефиците тепла и ласки, в отсутствии любви и физического контакта. А ведь именно детям во все времена больше всего была необходима  любовь.

        Проблема любви, на первый взгляд, понятна и никто не отрицает ее роли в развитии ребенка. Но следует признать, что детей любить не просто, это -  трудное искусство: во-первых, у ребенка часто непонятный для взрослого внутренний мир и  необъяснимое сопротивление их воле; во-вторых, многие взрослые не умеют выражать свою любовь, считая, что выражение нежных чувств портит личность ребенка. Между тем, именно через внешнее проявление ребенок узнает о том, что его любят.

        Первый вопрос проблемы искусства любви ребенка – понять логику поведения ребенка. А детская логика поведения складывается: из отсутствия жизненного опыта, из неспособности прогнозировать результат поведения, из неумения понять другого человека, учесть его интересы.

        Выделение этих черт формирует базу для педагогического решения: ориентировать внимания ребенка на состояние другого; помогать предвидеть результаты своих действий; помогать вспоминать удачи и успех, и способы их достижений, чтобы ребенок мог опираться на свой опыт.

        Вторая сторона проблемы любви к ребенку – формы ее выражения. Любовь – это чувство, основанное на безусловном принятии ребенка, признания его индивидуальности и непохожести, глубокая забота о его развитии как личности. Любовь жизненно необходима ребенку. Он, как зеркало, отражает любовь, но не начинает любить первым. Ребенок должен ощущать, чувствовать, понимать, что его любят.

       Взаимодействие взрослого и ребенка должно строиться на принципе педагогической экологии: чувстве глубокой любви и эмпатии; безусловном принятии ребенка; уважении его личности, прав и свобод; педагогическом оптимизме.

        Успешная реализация этого подхода предполагает развитие личностных ресурсов самого педагога, обновление форм общения «взрослый – ребенок», и, как результат – формирование у ребенка положительного образа «Я», уверенности в себе, чувства собственной значимости.

        Известный  американский  психиатр  Росс Кемпбелл  в книге  «Как на самом деле любить детей» дает рекомендации для успешного общения с детьми, позволяющие передать любовь ребенку:

                Первый принцип                 - контакт глаза в глаза.

                Второй принцип                 - физический  контакт

                Третий принцип                 - пристальное внимание

                Четвертый        принцип         - активное слушание

                Пятый принцип                 - дисциплина.

        Расшифруем эти принципы подробно.

Контакт глаза в глаза. Когда вы открыто и доброжелательно смотрите в глаза человеку, тем более, когда вы смотрите в глаза ребенку, то действительно по «беспроволочному телеграфу» передаете свою любовь,  нежность, заботу.

Попробуйте пообщаться с человеком, который вообще не смотрит в глаза.

Это мучительно трудно, хотя мы даже не осознаем, в чем дело. Проверьте, как вы чувствуете себя, когда кто-то смотрит на вас, будучи озлобленным и агрессивным. Он может ничего не говорить при этом, но разве вы не чувствуете, как вам плохо? Особенно чувствительны к этому дети, поскольку у них интуиция и инстинкты лучше развиты, чем у взрослых. Они могут буквально заболеть от такой недоброжелательности. Любящий взгляд – один из главных источников эмоционального питания детей.

Физический контакт. Попробуйте просто дотронуться с любовью и нежностью до ребенка. Делайте это как можно чаще. Маленькие дети тянуться к нам, им нужна наша ласка. При физическом соприкосновении идет обмен энергией, биополями, если говорить на современном  «модном» языке. В ласковом соприкосновении заложен замечательный секрет укрепления эмоционального равновесия ребенка.

Пристальное внимание. Оно жизненно  важно для эмоционального здоровья детей. Дети, лишенные живительной влаги нашего пристального внимания, могут даже захиреть и заболеть от недостатка безусловной любви и заботы. Умейте уделить внимание конкретному ребенку, полностью сосредоточиться  только на нем, чтобы он ни на мгновение не сомневался в полной безоговорочной любви к нему, почувствовал, что он единственный в своем роде. Протяните к нему свой золотой лучик любви, и он обязательно захочет погреться в нем…

Активное слушание. Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Активное слушание помогает понять и запомнить сказанное и выразить психологическую поддержку. Как важны в общении с ребенком слова: «Я тебя понимаю…»

Дисциплина. Дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка. Выдвигая требования, важно дать ребенку почувствовать, что он любим. Для осознанной дисциплины важна безусловная любовь.

        Бесспорно, что научное наследие ученых и педагогов-практиков является ценнейшим фундаментом, основой для построения педагогики любви, педагогики сотрудничества. Однако ни одни методические разработки, ни научные статьи, ни учебник сами по себе не смогут помочь взрослому научиться любить детей без «встречной работы» самого взрослого, без тщательного анализа своей собственной деятельности и ее результатов. Только такой подход поможет определить каждому из нас свои методы взаимодействия с детьми, найти свою педагогику любви.

        Воспитание в любви – это ступенька в большой мир. Ребенок, лишенный любви, никогда не вырастет полноценной личностью, умеющей любить, не сможет развить и реализовать творческий потенциал вырастет неуверенным в себе человеком. И, напротив, ребенок, выращенный в атмосфере безоговорочной любви, будет уважать себя, у него появится чувство собственного удовлетворения, он сумеет создать вокруг себя бескрайнее поле любви.

        Тоненький стебелек детской любви… Вдумаемся: ведь все, что в мире есть хорошего, в конечном счете вырастает на этом стебельке.

        

Список использованной литературы

Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. – Москва: Знание, 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »

В наши дни особенно актуален вопрос, как привить детям любовь к чтению книг. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения...

Консультация на тему: «Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства »

Консультация позволит воспитателям организовать совместную  работу с  родителями,  для того, чтобы дети полюбили читать....

Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Памятка для родителей«Прививаем детям любовь к чтению» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна  МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Что такое любовь к детям? Научное обоснование этико-педагогического понятия «любовь к детям»

Статья представляет собой научное обоснование этического профессионального педагогического понятия «любовь к детям»...

Конспект (сценарий) родительского собрания По теме: «Что означает слово любовь? Любовь в воспитании детей»

Природа, как и человек, созданы для любви. без любви не растут цветы, не поют птицы. Любовь согревает наши сердца и наполняет их светом, теплом и нежностью. Семья без любви не имеет смысла. В своей ра...

Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, в ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Дошк

Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, в ведь это основа из основ нравственно-...

"Любовь воспитывается любовью" - тема для размышления

   За всю историю нашего мира никогда еще образование не было таким доступным, как сейчас. Технический прогресс, легкий доступ к любой информации, высокий уровень жизни и доходо...