Как пополнять словарный запас у ребенка?
статья на тему

Орлова Ольга Васильевна

Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000 единиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_popolnyat_slovarnyy_zapas_u_detey.docx14.19 КБ

Предварительный просмотр:

Как пополнять словарный запас у детей

Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, растет и развивается сознание. Ребенок начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000 единиц.

При недоразвитии могут проявляться тревожащие родителей моменты:

- ребенок неактивен в речевом общении;

- он не может связно рассказывать о происходящих событиях;

- наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем

Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

«Наоборот»

Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением.

Например: высоко - ... (низко), потерял - ... (нашел).

«Закончи фразу»

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенку нужно назвать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу

Например: сахар сладкий, а лимон... (кислый); река широкая, а ручей... (узкий).

«Сравни!»

Взрослый предлагает ребенку сравнить.

Например: по вкусу: горчицу и мед; Но цвету: снег и сажу; по высоте: дерево и цветок; по возрасту: юношу и старика и т д. «Скажи по-другому»

Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу

Например: отыскать - найти, зябнуть - мерзнуть, шалить -баловаться.

«Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно-два слова, а ребенку нужно подобрать как можно больше близких по значению слов.

Например: пища - еда (корм, продукты); жилище - дом (квартира, здание).

Эти речевые игры хорошо сочетать со следующими заданиями: «Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?», «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т д.

«Отгадай»

Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит - кто?; льется, журчит - что?

«Кто больше?»

Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Например: бежит кто? (Человек, зверь.); что? (Река, ручей, молоко, время.).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребенок лает с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например, взрослый предлагает составить загадку про предметы одежды, используя описание цвета, величины, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы, поговорки. Например, взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки. и тому подобные.

Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы сами будете проявлять интерес к подобным заданиям, ребенок будет стремиться возвращаться к ним. Обсуждайте пенное после посещения детских спектаклей, музеев и других культурных мероприятий. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как пополнять словарный запас детей"

Развитие грамматического строя речи, игры по   развитию словарного запаса детей 6-7 лет....

Как пополнять словарный запас у детей

консультация для родителей...

«Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет».

Вашему ребёнку 6 лет, идёт последний пред школьный год. Слово “школа” почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольны...

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет

Рекомендации для занятий с детьми...

Как пополнить словарный запас у детей шести-семи лет

Сиатья "Как поплнить словарный запас у детей шести-семи лет"...

как пополнить словарный запас у ребенка

как пополнить словарный запас у ребенка...

Как пополнить словарный запас ребёнка

Консультация для педагогов и родителей...