Нарушение Эмоционально-волевой сферы у дошкольников.
консультация (младшая группа) на тему

Якимова О.А.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_emotsionalno-volevoy_sfery.docx35.31 КБ
Файл pamyatka.docx260.47 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

Подготовила педагог-психолог Якимова О.А.  МДОУ детский сад № 4 «Теремок»

г. Козьмодемьянск, 2016 г.

 

Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника.

 Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. 

Эмоционально-волевая сфера развивается под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторы внешнего воздействия – это  условия социальной среды, в которых находится ребёнок, а факторы внутреннего воздействия – это наследственность и особенности  физического развития ребенка.

Развивается  эмоционально-волевая сфера  ребенка в  соответствии с  основными этапами  психического развития. Начиная с раннего детства до ранней юности характерен определенный уровень психического реагирования ребенка  на различные воздействия социальной среды, где проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности свойственные определенному  возрастному периоду.  Эти  проявления считаются нормой возрастного развития:      

  • 0 -  3 года.  В данном возрастном периоде у ребенка могут наблюдаться состояния дискомфорта,  недомогания,  повышенная эмоциональная возбудимость, нарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.
  • 3 - 7лет. В данном возрастном периоде у ребенка наблюдаются повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, формирование различных реакций страха, испуга. В первую очередь это психологические факторы, которые связаны с возрастными кризисами трех и семи лет.
  • Во время 3-х летнего кризиса над ребенком преобладают реакции протеста, негативизма, упрямства, обидчивости и плаксивости.
  • Семилетний кризис сопровождается внутренними переживаниями на основе  имеющегося социального общения, именно в этот период закрепляются как позитивные, так и негативные эмоциональные реакции. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики.

Основные нарушения эмоционально-волевой сферы.

    Нарушения в эмоционально-волевой сфере чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. У таких детей с первых дней  жизни стойко нарушен сон –   ребенок с трудом засыпает, часто  просыпается. Возбуждение может возникать даже при  обычных тактильных прикосновениях, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью и склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Факторы, влияющие на эмоционально-волевые нарушения:

  • тип темперамента – с темпераментом ребенок рождается и на его основе, примерно с трехлетнего возраста начинает формироваться характер;
  • социальные факторы – это тип семейного воспитания, отношение воспитателя, педагога, отношение окружающих.

Наиболее выраженные группы  детей, имеющие проблемы

в эмоциональной сфере:

Агрессивные дети. Двигательная разбалансированность, резкость и импульсивность. Ломает игрушки, легко ссорится и вступает в драку, любит быть первым, командовать, подчинять себе других, отказывается подчиняться правилам, стремится сделать все наоборот. Это стремление одного существа причинить вред другому. Формы таких причин являются: словесная агрессия, агрессия действия, агрессия мысли. Где причины могут быть следующими:

1. Боязнь быть травмированным;

2. Пережитая обида.

У агрессивного ребенка неадекватная самооценка (он не переносит, когда над ним пошучивают, завистлив, мстителен, винит других в собственных ошибках). У него слабый контроль над эмоциями, частые эмоциональные вспышки, высокий уровень личностной тревожности.

Родителям и педагогам необходимо ребенку развивать позитивную самооценку, учить управлять своим гневом, снижать уровень личностной тревожности и т.д.

Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. Склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Работа с тревожным ребенком заключается в следующем:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Методика Р. Сирса поможет Вам, уважаемые родители, выявить первоначальные признаки тревожности у ребёнка. Предлагаю Вам, уже сейчас проверить, насколько выражена тревожность или ее отсутствие у вашего ребенка.  Я,  зачитаю утверждения, а Вы отметите только количество совпадений с данными утверждениями.

Вопросы:

1. Часто напряжен, скован.

2. Часто грызет ногти. Сосет палец.

3. Легко пугается.

4. Сверхчувствителен.

5. Плаксив.

6. Часто агрессивен.

7. Обидчив.

8. Нетерпелив, не может ждать.

9. Легко краснеет, бледнеет.

10. Имеет трудности в ситуации, а особенно экстремальной.

11. Суетлив, много лишних жестов.

12. Потеют руки.

13. С трудом включается в работу.

14. Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на вопросы.

Обработка результатов:

Нет признаков = нет тревожности.

1 – 4 признака = слабая тревожность.

5 – 6 признаков = выраженная тревожность.

7 – 14 признаков = высокая тревожность.  

Это, конечно же, предварительная диагностика, но если Вы насчитали от 5 и выше совпадений, то Вам необходимо подойти на консультацию к психологу для более полного и точного обследования ребенка.

       Застенчивые дети – застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся. «Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению. Сложное состояние, которое может оказывать самые разнообразные воздействия – от ощущения легкого дискомфорта до необъяснимого страха перед людьми и тяжелых неврозов – это и есть чувство застенчивости. Застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с взрослыми, сверстниками, местом, временем и т. д.

Причины Застенчивости: 

  • Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.
  • Несформированность у ребенка навыков общения с другими людьми.
  • Особые условия воспитания. Хотя, если один из родителей застенчив, то возрастает вероятность того, что и ребенок может быть застенчивым.
  • Если ребенку навешивать ярлык застенчивости.
  • Среди первенцев чаще встречаются застенчивые дети.
  • Глубоко застенчивые дети – это те дети, которых преждевременно психологически отлучили от матери.

При работе с застенчивыми детьми необходимо:

1. Постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах.

2. Привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с активным общением с другими.

3. Создать для ребенка благоприятную среду, обеспечить для ребёнка доброжелательное отношение к окружающим его людям.

              Гиперактивные дети.  Ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему трудно  спокойно заниматься одним делом в течении некоторого времени.  Это психопатологическое состояние, особенностями которого являются раннее начало, нарушение внимания и способности сосредотачиваться, распространенность на все сферы деятельности ребенка. Первые признаки имеют место уже на 3-4 году жизни. А  гиперактивное поведение начинает появляться после 4-х лет и продолжается до подросткового возраста.

Что следует помнить?

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

1. Специалистами (врачом-неврологом, невропатологом)

2. А так же по результатам специальной диагностики и непрерывного наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение, он часто создает конфликтные ситуации, часто обижается, но о своих обидах быстро забывает, он чрезмерно говорлив. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такой ребенок неуклюж, что-то проливает, ломает.

Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от  стратегии и тактики взрослого. Гиперактивный ребенок очень чувствителен к похвале. Необходимо  найти что то, за что действительно можно похвалить гиперактивного ребенка. У гиперактивного ребенка часто  занижена самооценка. Физические наказания, окрики, запреты, непоследовательность взрослых будет порождать все новые и новые капризы ребенка. Мягкая форма замечаний и запретов, необходимо заменить категоричным, но кратким «нельзя», после чего  ребенку предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе мягкий мячик».

Прежде чем делать такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. Если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

Необходимо также помнить о том, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив задание, ребенок постарается какое-то время вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной  активности, нет смысла подавлять ее.

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

- желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

- неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

- снижение двигательной активности;

- недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Какой родитель, такой ребёнок. Помните родители,  ребёнок в большей степени зависит, от Вас. Его психическое, физическое и умственное здоровье в Ваших руках. А как создать условия микросферы своего дома для хорошего обитания, если у каждого есть проблема с обладанием своих эмоций, чувств, восприятия окружающего мира, ситуаций. Чтобы помочь своему малышу, нужно для начала распознать проблемы в самом себе. Сейчас я предлагаю Вам пройти несложный тест, где Вы сможете самостоятельно определить  состояние своей нервной системы.

Тест  «Состояние моей нервной системы»

Ответы:

нет =0

редко = 3

да = 5

частенько = 7

очень часто = 10

Вопросы:

1. Часто ли вы раздражены?

2. Часто ли у вас учащенный пульс, сильное сердцебиение?

3. Часто ли вы устаёте?

4. Страдаете ли вы чувствительностью к шуму, яркому свету?

5. Бывают ли у вас резкие изменения настроения?

6. Вы спите беспокойно, вас мучает бессонница?

7. Страдаете потто выделением, проявление смеха?

8. Затекают мышцы, беспокоят сосуды?

9. Страдаете забывчивостью?

10. Страдаете (при неврозе, переживаниях) зудом?

11. Вам всегда необходимо быть на высоте?

12. У вас частенько плохое настроение?

13. Копите ли вы в себе неприятности?

14. Ощущаете недовольство собой, окружающими?

15. Курите ли вы?

16. Бывают ли у вас неприятности, мучают страхи?

17. Есть ли у вас недостаток подвигаться на свежем воздухе?

18. Есть ли у вас недостаток разрядиться, обрести равновесие?

Результаты:

0 – 25  Не беспокойтесь, ваша нервная система можно сказать в

идеале, но это не повод не заботиться о себе.

26 – 45  Больших поводов для беспокойств нет, обратите свое

внимание на предупредительные сигналы, не упускайте

момент для отдыха, момент обойти ситуацию для стресса.

46 – 60 Ваша нервная система ослаблена, найдите время для

решения проблем. Старайтесь обходить их, от ваших

переживания страдают другие.

60 …. Ваши силы сильно истощенны, обратитесь к врачу.  Страдают все, ваше окружение подвергнуто вашему  эмоциональному стрессу, а вы зачастую этого не видите.

Уважаемые Родители, обратите внимание на себя и своё поведение, а затем,  постарайтесь правильно воспитывать своих детей.

Желаю  удачи!




Предварительный просмотр:

«Рисунок на спине», «Камень и турист» и т. д.

Артикуляционные и дыхательные упражнения: «Светофор», «Дует ветер».

Парные и групповые упражнения: «Поводырь», «Зеркало» и т. д.

Релаксационные игры: «Мы на облаке», «Тёплая речка» и т. д.

Игры-инсценировки: «Кукольный театр», «Сюжетно – ролевые игры» и т. д.

Массажные упражнения:  Самомассаж. «Красные щёчки», «Рисуем лицо» и т. д.

Музыкотерапия: «Громко, тихо, ещё тише» и т. д.

Игротерапия:

Дидактические игры,  сенсорные  игры,  семейные и  подвижные игры,  игры, которые любит ваш ребёнок.

Психогимнастика: проводится психологом.

    Подробную информацию по психотехническим играм и упражнениям, Вы можете  получить у педагога-психолога детского сада.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЕБЯ И СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ, А ЗАТЕМ,  ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ.

ЖЕЛАЮ  УДАЧИ!

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_13/8/d-7711/7711_html_19148b5e.jpg

АДРЕС:

425350, Республика Марий ЭЛ

Г. Козьмодемьянск

Центральный микрорайон, д.3

Тел.: (83632) 7 -18-59

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 «ТЕРЕМОК»

г. Козьмодемьянск

http://www.maam.ru/upload/blogs/ad156e831b3636092f4c96090ddd272e.jpg.jpg

Составитель:

Якимова О.А.,

Педагог-психолог

Этапы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника.

 Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Эмоционально-волевая сфера развивается под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторы внешнего воздействия – это  условия социальной среды, в которых находится ребёнок, а факторы внутреннего воздействия – это наследственность и особенности  физического развития ребенка.

Наиболее выраженные группы  детей, имеющие проблемы

в эмоциональной сфере:

  • Агрессивные дети. Двигательная разбалансированность, резкость и импульсивность. Ломает игрушки, легко ссорится и вступает в драку, любит быть первым, командовать, подчинять себе других, отказывается подчиняться правилам, стремится сделать все наоборот.
  • Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
  • Застенчивые дети.  Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся. «Быть застенчивым» значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.
  • Гиперактивные дети.  Ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему трудно  спокойно заниматься одним делом в течение некоторого времени.  

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

-нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

- желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

- неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

- снижение двигательной активности;

- недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Психотехнические игры и упражнения для преодоления трудностей

в поведении ребенка.

Упражнения для развития тактильных ощущений: «Касалки»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. ...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Рассматривая методы работы с детьми,  арт-терапия является одним из самых действенных способов. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в перву...

«Совместное рисование, как прием индивидуальной работы с дошкольниками, имеющими нарушения эмоциональной волевой сферы».,

Взаимодействие с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, всегда требует особого подхода. Предлагаю свой опыт работы по совместному рисованию. наши индивидуальные занятия  занятия пр...

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь творческой деятельности. Одним из направлений арт-терапии является лепка. Арт-лепка из пластилина - х...