Факультатив для родителей "10 уроков правильной речи"
консультация (старшая группа) по теме

Борисова Елена Васильевна

Цель:  Сформировать у родителей элементарные представления о проблемах речевого развития детей; познакомить родителей с речевыми играми, упражнениями и показать их на практике.

 

Задачи:

  активизировать знания родителей о речевом развитии детей;

  показать возможность речевой игры  для развития  интеллектуально-познавательной  деятельности  ребёнка;

   стимулировать   интерес  родителей  к использованию возможностей игровой деятельности   ребёнка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 уроков правильной речи Факультатив для родителей Логопедическая служба МК ДОУ «Родничок»

Слайд 2

У современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями . Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.

Слайд 3

Обратите внимание! Вашему ребенку - 3 года, а он недавно начал говорить, его речь очень непонятна. Вашему ребенку 4 года, а его речь неразборчива или он не выговаривает многие звуки. Ваш ребенок старше 5 лет, а вы слышите, что некоторые звуки он по-прежнему произносит неправильно. Срочно принимайте меры! Уделите как можно больше внимания развитию речи ребенка и обратитесь за помощью к логопеду!

Слайд 4

Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти.

Слайд 5

Для того, чтобы губы, язык, нижняя челюсть ребенка были сильными, гибкими и подвижными необходимы тренировочные артикуляционные упражнения. Они научат долго удерживать необходимое положение и без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Урок №1

Слайд 6

Комплекс «Губки, щёчки, язычок»

Слайд 7

Для подбора необходимого индивидуального комплекса упражнений обратитесь к учителю-логопеду. Ели у вас нет такой возможности, помогите своему ребенку с помощью специальной литературы.

Слайд 8

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы, нужно еще научить ребенка правильно дышать. Понаблюдайте, как Ваш ребенок дышит при речи – нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.

Слайд 9

Для того чтобы развивать у ребенка правильное физиологическое дыхание, рекомендуется с ним проводить упражнения так называемой дыхательной гимнастики. Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе – поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха. Урок №2

Слайд 10

Дыхательные упражнения

Слайд 11

Пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, дуть на свечку, конфетти, одуванчики, листочки и т.д. очень полезно и интересно для ребенка, поскольку все эти предметы можно обыграть.

Слайд 12

Для того чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, также необходимо научить ребенка воспринимать звуки. Поскольку только полноценное восприятие звуков, умение различать их позволит не допускать ошибок при произношении. Слуховое внимание и слуховая память являются составляющими фонематического слуха, а способность различать звуки и определять звуковой состав слова – составляющие фонематического восприятия.

Слайд 13

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Поэтому необходимость целенаправленной работы в данном направлении очевидна. Существуют определенные игры и упражнения, развивающие у ребенка остроту слуха и умение различать звуки Урок №3

Слайд 14

Помимо нарушений в звукопроизношении у ребенка могут наблюдаться ошибки в слоговой структуре, то есть он может пропускать слоги, переставлять их местами и заменять, не договаривать окончания, может пропускать или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. асипед канадас масаик фетка Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Имейте ввиду, что при данном нарушении ребенок не в состоянии правильно произнести слово ни с какой попытки (разве что только случайно).

Слайд 15

Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно , по принципу от простого к сложному, в игровой форме и с применением картинок. Урок №4

Слайд 16

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен в таких пособиях:

Слайд 17

На развитие речи ребенка особое воздействие оказывают движения пальцев и кистей рук. Кроме того, мелкая моторика повышает работоспособность головного мозга, концентрирует внимание, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Слайд 18

Уделяйте должное внимание развитию мелкой моторики, поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению . Для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений проводите игровые упражнения и пальчиковую гимнастику. Урок №5

Слайд 19

Проводя массаж пальцев рук, пальчиковую гимнастику, занимаясь с ребенком вырезанием, лепкой, рисованием, нанизыванием бус , завязыванием шнурков и бантиков, выкладыванием мозаики, помните! что любой вид деятельности надо превратить в игру.

Слайд 20

Зачастую ребёнок понимает многие слова, которые говорят окружающие, но в своей речи их не употребляет – это, так называемый, пассивный словарь. Перед поступлением в школу ребёнок должен иметь хороший словарный запас, чтобы грамотно излагать свои мысли необходимо перевести пассивный словарь в активный.

Слайд 21

Основная задача словарной работы с дошкольниками заключается в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса. Урок №6

Слайд 22

Рассказывайте и читайте ребенку, как можно больше, об окружающем мире

Слайд 23

Грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях. Аграмматизмы являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений общего недоразвития речи. При этом с накоплением словарного запаса у детей увеличивается и количество аграмматизмов.

Слайд 24

Урок №7 Проявления аграмматизмов отмечаются не только в устной речи детей, но и при овладении ими письмом. Поэтому, очень важно обратить внимание на данное нарушение речи и своевременно начать коррекционную работу.

Слайд 25

Вкусное яблоко Оригинальные жалюзи Игристое шампанское Загадочный инопланетянин Красивый зонт Демисезонное пальто Справедливое жюри Упражнение «Скажи правильно»

Слайд 26

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

Слайд 27

Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, так как этой теме уделяется мало внимания. И, как правило, при поступлении в школу у детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов. Как правило, эта проблема решается в старшем дошкольном возрасте. Известно, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно. Урок №8

Слайд 28

Глухой старик – основное значение «ничего не слышащий». Другие значения: глухой переулок (где прекращено движение, замерла жизнь); глухой лес (густо заросший, тихий); глухая стена (высокая, совершенно закрытая). Примеры многозначности слов

Слайд 29

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. То есть, связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.

Слайд 30

Для того чтобы дети научились планировать свою речь, следует: учить содержательно пересказывать литературные тексты; совершенствовать диалогическую форму речи; учить составлять рассказы о предметах; развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Урок №9

Слайд 31

Сюжетные картинки для рассказа

Слайд 32

Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила: Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка! В общении с ребенком следите за своей речью! Не подделывайтесь под детскую речь! Стремясь показать ребенку неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Не оставляйте без ответа вопросы ребенка! Урок №10



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение компенсирующего  вида   «Родничок»

Факультатив  для родителей

«10 уроков правильной речи …»

                             

                                       Разработали учителя-логопеды:      

                                             Гришаева Людмила Михайловна

Борисова  Елена  Васильевна

Линчик Тамара Васильевна

город Бородино

Красноярского   края

2016  год

Факультатив для родителей

«10 уроков правильной речи»

Цель:  Сформировать у родителей элементарные представления о проблемах речевого развития детей; познакомить родителей с речевыми играми, упражнениями и показать их на практике.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о речевом развитии детей;
  • показать возможность речевой игры  для развития  интеллектуально-познавательной  деятельности  ребёнка;
  • стимулировать   интерес  родителей  к использованию возможностей игровой деятельности   ребёнка.

Оборудование:

  • текст приглашения  для  родителей;
  • мультимедийное  оборудование,  презентация;
  • музыкальный центр;
  • звуковой сигнал (колокольчик);
  • мольберт и фишки для фиксирования результатов двух команд;
  • парные картинки, которые имеют разное значение;
  • музыкальные инструменты: металлофон, молоточки, дудочки;
  • Простые карандаши,  писчая бумага А4;
  • Небольшие пластмассовые мячики (можно из сухого бассейна);
  • Дыхательные тренажеры – ромашки; воздушные шары, вода и трубочки;
  • Пирамидка;
  • Льдинки

Ход мероприятия

Слайд  1   Вступительное слово

Добрый вечер, уважаемые родители! Здравствуйте гости и коллеги!

Сегодня логопедическая служба нашего учреждения пригласила вас на факультатив для родителей «10 уроков правильной речи».

Цель мероприятия: сформировать у родителей элементарные представления о проблемах речевого развития детей; познакомить родителей с речевыми играми, упражнениями и показать их на практике.

И как полагается: там, где есть уроки, там есть и переменки! Я вас приглашаю на переменку – разминку и поиграть в игру «Передай мячик» (родители и педагоги встают в круг, берут по одному мячику; по инструкции под музыку выполняют движения: правой рукой передают мячик, а левой берут у соседа).

- Благодарю всех за участие в игре и предлагаю пройти за столы.

2 слайд

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. У современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями.

3 слайд

Обратите внимание!

  • Вашему ребенку три года, а он недавно начал говорить, его речь малопонятна.
  • Вашему ребенку четыре года, а его речь неразборчива или он не выговаривает многие звуки.
  • Ваш ребенок старше пяти лет, а вы слышите, что  некоторые звуки  он по-прежнему произносит неправильно.

Срочно принимайте меры!

Уделите как можно больше внимания развитию речи ребенка и обратитесь за помощью к логопеду!

- Итак, звенит звонок – начинается урок! (звенит колокольчик).

4 слайд

Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти.

5 слайд

Для того чтобы губы, язык, нижняя челюсть ребенка были сильными, гибкими и подвижным необходимы тренировочные артикуляционные упражнения. Они научат долго удерживать необходимое положение и без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

6 слайд

Комплекс упражнений «Губки, щечки, язычок»  (перечисляет и показывает артикуляционные упражнения).

7 слайд

Для подбора необходимого индивидуального комплекса упражнений обратитесь к учителю-логопеду. Ели у вас нет такой возможности, помогите своему ребенку с помощью специальной литературы.

Обращаю ваше внимание на то, что в зале представлена специальная коррекционная  литература, которая может стать хорошим помощником и в домашних условиях.

8 слайд

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы, нужно еще научить ребенка правильно дышать.

Понаблюдайте, как Ваш ребенок дышит при речи – нет ли быстрых коротких «задыхиваний» посередине фразы или слова, не слишком ли частит у него дыхание, не прерывают ли речь частые вдохи.

9 слайд

Для того чтобы развивать у ребенка правильное физиологическое дыхание, рекомендуется с ним проводить упражнения так называемой дыхательной гимнастики.

 Когда мы говорим, нам нужно произносить части фраз или целые фразы на одном выдохе – поэтому выдох при речи должен быть длиннее вдоха.

10 слайд

Вашему вниманию предлагаю некоторые упражнения на выработку правильного дыхания (специальные тренажеры – ромашки; воздушные шары, вода и трубочки).

11 слайд

Пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, дуть на свечку, конфетти, одуванчики, листочки и т.д. очень полезно и интересно для ребенка, поскольку  все эти предметы можно обыграть.

12 слайд

Для того чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, также необходимо научить ребенка воспринимать звуки. Поскольку только полноценное восприятие звуков, умение различать их позволит не допускать ошибок при произношении.

Слуховое внимание и слуховая память являются составляющими фонематического слуха, а способность различать звуки и определять звуковой состав слова –  это составляющие фонематического восприятия.

13 слайд

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Поэтому необходимость целенаправленной работы в данном направлении очевидна.

Существуют определенные игры и упражнения, развивающие у ребенка остроту слуха и умение различать звуки.

Упражнения «Слушая, слышу»

  • Повтори последовательность звуков (игра с музыкальными инструментами).
  • Поймай звук (используя алфавит).
  • Определи место звуку (улитки, домики с окошками и др.)

14 слайд

Помимо нарушений в звукопроизношении у ребенка могут наблюдаться ошибки в слоговой структуре, то есть он может пропускать слоги, переставлять их местами и заменять, не договаривать окончания, может пропускать или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д.

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Имейте ввиду, что при данном нарушении ребенок не в состоянии правильно произнести слово ни с какой попытки (разве что только случайно).

15 слайд

Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, в игровой форме и с применением картинок.

16 слайд

Предлагаю вашему вниманию упражнения, которые направлены на формирование фонематического и слогового анализа слов.

Упражнение «Телеграф».

Инструкция: «передать слово», отстучав его ритмическую структуру, то есть количество слогов.

Упражнение «Пирамидки».

Инструкция: поделить слова на слоги, при этом произнесение слогов проводиться  с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни – собрать пирамидку.); сравнить слова: где колец больше, там слово длиннее.

Упражнение «Назови лишнее слово»

Инструкция: учитель-логопед называет ряд слов, родители определяют лишнее слово, обращая внимание на количество слогов в слове (например: мартышка, бегемот, жираф, крокодил).

17 слайд

На развитие речи ребенка особое воздействие оказывают движения пальцев и кистей рук. Кроме того,  мелкая моторика повышает работоспособность головного мозга, концентрирует внимание, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

18 слайд

Уделяйте должное внимание развитию мелкой моторики, поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений проводите игровые упражнения и пальчиковую гимнастику.

19 слайд

Проводя массаж пальцев рук,  пальчиковую гимнастику, занимаясь с ребенком вырезанием, лепкой, рисованием, нанизыванием бус, завязыванием шнурков и бантиков, выкладыванием мозаики, помните! что любой вид деятельности надо превратить в игру.

Предлагаю вашему вниманию криотерапию (игры со льдом)!

Многие авторы считают, что чувствительность кожи пальцев рук связана с чувствительностью артикуляционного аппарата. Именно такие упражнения способствуют тренировке мелкой моторики, а следовательно,  и развитию речи.

Упражнение «Льдинки»

Инструкция: под стихотворный текст катаем льдинки между ладоней.

Снежок порхает, кружится; на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло!

Упражнение «С мячом»

Мяч – «ёжик». Движения соответствуют тексту.

         Я мячом круги катаю,                 (мяч между ладоней)

         Взад-вперед его гоняю.               (смена рук)

         Им поглажу я ладошку,               (соответственно)

         Будто я сметаю крошку.              (смена рук)

         И сожму его немножко,               (сжимаем мяч)

         Как сжимает лапу кошка.            (смена рук)

         Каждым пальцем мяч прижму   (соответственно)

         И другой рукой начну.                 (смена рук)

         А теперь – последний трюк:      (перебрасывание мяча

         Мяч летает между рук!               из руки в руку)

Обращаем ваше внимание на то, что можно использовать, тренируя пальчики ребенка. Это эспандеры, су-джоки, шнуровки, аппликатор Кузнецова, валик, мозаика, прищепки.

20 слайд

Зачастую ребёнок понимает многие слова, которые говорят окружающие, но в своей речи их не употребляет – это, так называемый,  пассивный словарь.  Перед поступлением в школу ребёнок должен иметь хороший словарный запас, чтобы грамотно излагать свои мысли необходимо перевести пассивный словарь в активный.

21 слайд

Основная задача словарной работы с дошкольниками заключается в обогащении пассивного словаря детей и помощи в активизации активного словарного запаса.

22 слайд

Предлагаю упражнение «Нужно украсить слово»

Инструкция: родителям предлагаются предметные картинки (паровоз, мяч, кукла и т.д.), нужно согласно схемы «украсить слово» другими частями речи.

Схемы на листах и лежат на столах. Придумывают и проговаривают словосочетания, либо предложения.

23 слайд

Грамматический строй это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях.

Аграмматизмы являются, чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений общего недоразвития речи. При этом с накоплением словарного запаса у детей  увеличивается  и количество аграмматизмов.

24 слайд

Проявления аграмматизмов отмечаются  не только в устной речи детей, но и при овладении ими письмом. Поэтому, очень важно обратить внимание на данное нарушение речи и своевременно начать коррекционную работу.

25 слайд

Упражнение «Скажи правильно»

Инструкция: педагог предлагает посчитать до пяти правильно проговаривая словосочетания (одно вкусное яблоко, два вкусных яблока и т.д.) В итоге, участники проговаривают по одному словосочетанию.

26 слайд

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребёнка предметным восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

27 слайд

Проблема употребления детьми образных и многозначных слов очень актуальна, так как этой теме уделяется мало внимания. И, как правило, при поступлении в школу у детей сохраняются проблемы понимания и употребления в речи многозначных слов.

Как правило, эта проблема решается в старшем дошкольном возрасте. Известно, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое недостаточно сформировано. Поэтому процесс овладения лексической многозначностью слова осуществляется достаточно сложно и длительно.

28 слайд

Примеры многозначности слов

Глухой старик – основное значение «ничего не слышащий».

Другие значения:

глухой переулок (где прекращено движение, замерла жизнь);

глухой лес (густо заросший, тихий);

глухая стена (высокая, совершенно закрытая).

Предлагаю упражнение «Объяснялки», с помощью которого мы можем формировать навык употребления в речи многозначных слов.

Инструкция: на столы раздаются парные картинки, которые имеют разное значение. Задача родителей – объяснить.

29 слайд

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. То есть, связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.

30 слайд

Для того чтобы дети научились планировать свою речь, следует: учить содержательно пересказывать литературные тексты; совершенствовать диалогическую форму речи; учить составлять рассказы о предметах; развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

31 слайд

- Уважаемые родители, я предлагаю вам сюжетные картинки на тему «Профессии» по которым вы должны составить мини-рассказ (из пяти предложений).

32 слайд

Чтобы помочь ребенку, запомни эти правила:

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями.
  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова и обороты, которые встречаются в тексте, непременно объясните ребенку.
  • Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.
  • Стремясь показать ребенку неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка, и не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Список литературы

  1. Уроки логопеда/ Авт. – сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2011.
  2. Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми» - М.: Просвещение, 1987;
  3. О.Е. Громова «Инновации – в логопедическую практику» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2008.
  4. Фотографии из архива детского сада
  5. И.О.Крупенчук, Т.А. Воробьёва «Исправляем произношение» - М.: Литера, 2008

Информационные источники

  1. http://pandia.ru 
  2. http://iconspot.ru 
  3. http://avito.ru 
  4. http://thebestartt.com 
  5. http://instruction-floor.weebly.com 
  6. http://hostingkartinok.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Урок правильного дыхания"

Упражнения по дыхательной гимнастике...

Правильное дыхание - правильная речь

Уважаемые коллеги и родители! Предлагаем Вашему вниманию несколько интересных игр для развития дыхания....

Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»

Консультация «Правильное дыхание – правильная речь»...

Уроки правильной еды

конспект занятия...

Сценарий совместного досуга детей старшей логопедической группы и родителей «Уроки правильной речи»

Цели: Способствовать укреплению детско – родительских отношений, доверительных отношений между родителями, детьми и педагогами, обогащению опыта игрового взаимодействия взрослого с ребенком....