Конспект занятия "Урок правильной речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravilnoy_rechi.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Тематический день. «Праздник правильной речи»

КОНСПЕКТ

занятия «Урок правильной речи»

в подготовительной к школе группе по речевому развитию и обучению грамоте, программа «Радуга» п/р Т. Дороновой

Составила: воспитатель д/с № 36 Галявиева Е. Н.

г.Нижнекамск, 2014 г.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, развитие речи, коммуникация.

Программное содержание

  1. Помочь детям осознать роль слова в речи людей, учить их говорить, слушать, бережно пользоваться языком, с уважением относиться к языку.
  2. Работать над лексическим и этимологическим значением слов.
  3. Развивать способность использовать в речи выразительные

  средства литературного языка: слова - определения, синонимы, эпитеты.

  1. Продолжать упражнять детей в правильном произношении всех звуков русского языка, приучать вслушиваться в стихотворный текст, находить и исправлять смысловые ошибки.
  2. Закреплять знания детьми зрительных образов букв, учить соотносить звуки с их знаковыми образами (буквами).
  3. Обогащать словарь детей за счет речевых форм словесной вежливости.
  4. Воспитывать у детей чувство юмора.

Словарная работа

Этимологическое значение слов: снегирь, зимородок, зяблик, кукушка, скороговорка, головоломка.

Материал: картина «В лесу»; деревянные, пластмассовые, резиновые, бумажные, железные предметы для опытов с водой; маски сороки и медведя; иллюстрации птиц: снегирь, зимородок, кукушка, грач, зяблик, ласточка - береговушка; наборное полотно со словами: дом, двери, цапель, пушки, котел, бочку; разрезная азбука.

Предшествующая работа воспитателя: подготовить демонстрационный материал, воду для опытов, со взрослым обговорить сюрпризный момент, подготовить для сюрпризного момента костюм, атрибуты.

Предварительная работа с детьми: чтение «Муха - цокотуха» К.Чуковского; заучивание реплик на тему: Говорят дети; разучивание сценки «Сорока и медведь»; заучивание загадки «Плачет еж».

Индивидуальная работа: С Азатом, Алиной, показать сценку «Сорока и медведь»; проконтролировать Инфаса при чтении загадки.

    Ход занятия

I.  Воспитатель. Ребята! Знаете ли вы, что только люди умеют говорить? Умение говорить, слушать, пользоваться языком, думать - все это очень необходимо будущему первокласснику. Но если употреблять слова как попало, обращаться с языком кое-как, то очень быстро никто не будет тебя понимать, неинтересно будет с тобой говорить. Поэтому каждый человек должен говорить правильно, красиво, знать много слов и к каждому слову относиться бережно. Этому мы и посвятим сегодня занятие

II. Попробуем оживить любое обыкновенное слово и убедимся, какое оно важное, необходимое.

1) Возьмем слово вода.

  • какая вода на ощупь? Холодная, горячая, теплая, ледяная, студеная.
  • как вода бежит в реке, ручейке? Из - под крана? (стремительно, медленно, быстро, перекатывается по камушкам, капает).
  • Что может делать в воде? (мыться, плескаться, купаться, пускать пузыри, лежать, нырять, полоскать белье, переливать).
  • Состояние воды - Дождь, туман, снег, град, река, море, океан, капельки пота на лбу, роса, изморось, пар.
  • Что в воде плавает, что тонет - дерево, лодка, резиновый круг, мяч, поплавок.

2)        Давайте проверим «Опыты с водой»

-        Убедились, как много вмещает в себя обыкновенное слово, если егс
оживить.

3)        А кто будет читать скучные рассказы; вот, какой рассказ
написал скучный писатель по этой картине:

Бежала лиса по лесу и увидела ежа. Захотела съесть его. Ежик свернулся в клубок, выставил колючки. Давайте раскрасим его красивыми, интересными словами: Бежала (какая?) - пушистая, рыжая, хитрая, голодная лиса. По (какому?) дремучему, густому лесу. (Что сделала?) увидела, обнаружила, заметила,(какого?) маленького, большого, колючего (Как?) очень захотела съесть его. Ёжик (как?) быстро свернулся в клубок, выставил (какие?) острые колючки. Осталась лиса с носом. (Ушла не соло на хлебавши).

  • Вот какой рассказ получился: интересный, чудесный, замечательный. (Повторение нового рассказа 1-2 ребенка)
  • Много слов на белом свете. И каждое по-своему интересно. А откуда они берутся? Послушайте, как об этом рассуждает сорока и медведь.

4)        Сценка «Сорока и медведь» в исполнении детей

  • Эй, Миша - Медведь, на вопрос ответь.
  • Какой вопрос, стрекотуха?
  • Почему тебя Медведем зовут? Глухаря понятно: он весной глухой, Зайца - беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь не понятно!
  • Хе - Хе! Бестолковая ты птица: Мед - ведь значит «мед ведающий». Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан.
  • А где он, мед - то?
  • Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, - все вы в лесу тогда медведями станете.

- Пока медведь и сорока спорят, ребята объяснят, почему вот этих птиц зовут именно так. (Вывешиваю иллюстрации птиц)

5)        Игра «Почему так назвали?»

  • снегирь - снег (прилетает вместе со снегом).
  • зимородок - зимой родится.

- кукушка - произносит ку-ку.

  • грач - гра-гра.
  • зяблик - зябнет, мерзнет.
  • ласточка - береговушка - строит гнезда на берегу.
  • Красноречивы бывают не только слова, но и жесты. Жесты, мимика делают речь человека еще более выразительной, образной.

Физкультминутка.

6)        «Веселая минутка».

  • Как живешь? Вот так! (большой палец обеих рук вверх)
  • Как идешь? Вот так! (шагают на месте)
  • Как бежишь? Вот так! (бегут на месте)
  • Ночью спишь? Вот так! (две ладошки под голову)
  • Как берешь? Вот так! (наклон, две руки вниз)
  • А даешь? Вот так! (руки вперед)
  • Как жалеешь? Вот так (имитируют поглаживание по голове)
  • А грозишь? Вот так! (грозишь указательным пальцем правой руки).
  • В речи человека большую роль играют не только предложения и слова, но даже одна буква. Заблудится буква, убежит из слова, и никто не поймет о чем идет речь. Сейчас мы с вами попытаемся водворить такую букву на место.

7)        Игра «Буква заблудилась».

1.        Говорят, одни рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючке попался дом. (сом)

2.        Закричал охотник: «Ой»,
_
Двери (звери) гонятся за мной!

3.        Врач напомнил дяде Мише
Не забудьте об одном:
Обязательно примите

Десять цапель  (капель) перед сном.

4.        Лежит лентяй на раскладушке

        Грызет, похрустывая пушки (сушки).

  1. Забодал меня котел, (козел) На него очень зол.
  2. Поэт закончил строчку,

        В конце поставил бочку (точку) Дети на наборном полотне ищут слово с «убежавшей буквой» и исправляют ошибку, водворив букву на место Воспитатель. Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было все понятно.

-        А учат всех все выговаривать правильно и ясно скороговорки. Что такое
«скороговорки»?

8) А вы, какие скороговорки знаете?

  • У Василиски глаза лиски.
  • Топали, топали, дотопали до тополя.
  • Летят пичужки над избушкой.
  • Ела Марина малину.
  • Не пугай попугая.
  • Мороз! Мороз! Не морозь мне нос!
  • В барабаны барабанили, барабанили и понабарабанились.
  • Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
  • Сшила Саша Саше шапку.

-        Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

-        Важно не только правильно и красиво говорить, но и не менее важно
учиться слушать.

9) Давайте ребята выйдем на коврик и поиграем в игру.
Физкультминутка. Игра «Кто тебя позвал?»

Воспитатель. Юля, ты, почему не слушаешь, ворон ловишь?

  • Дети, а что у нас в группе вороны летают? Тогда почему я так сказала? (Объяснения детей).
  • Да, дети, когда человек невнимательный, рассеянный, особенно на занятии, на уроке, говорят «ворон считает или ворон ловит».

Жил да был Воробей

По прозванью Ротозей.

И зимой и летом он

Обожал считать ворон.

-        Хотите вы быть похожими на этого Воробья? Да, надо стараться не быть
похожим на него.

10) (Влетает Ворона).

  • Кто это, кто это говорит обо мне? Слышу: «Ворона! Ворона! Кар-кар!»
  • Да, вот понимаешь, мы тут говорили о том, что нашу речь обогащают меткие, краткие, точные выражения. Такие, например, как «ворон считать».

Ворона. Понимаю, понимаю. У меня тоже есть для вас такие выражения. Слушайте, расскажу про себя.

Задала головомойку

Детворе своей Ворона:

Вы летали на помойку-

Я вас видела с балкона

С вами целая морока!

Ни Синица, ни Сорока

Ни сосед наш Воробей

Не краснеют за детей.

Все воробышки культурны-

Все летают возле урны.

-        Кто объяснит, как это я задала головомойку? Оказывается, так говорят,
 если хотят кого-то наказать за поступок, сделать выговор. Кому из вас

дома «устраивали головомойку», за что? (1-2 отвечает).

-        А у нас для тебя, Ворона, тоже есть вопрос-загадка.

Ребенок. Плачет Ёж, какое горе!

Петь в лесном собрался хоре,

Но ему сказала Муха,

Наступил Медведь на ухо.

Призадумался тут Ёжик:

Не везет Медведю тоже-

Лапу днями напролет

По моей вине сосет.

И собрался Ёж в дорогу,

Разыскал в лесу берлогу;

Хочешь, будем вместе петь?

Не могу, - сказал Медведь.

Мне, дружок, - признался он,-

Наступил на ухо Слон.

  • Когда так говорят: «Наступил Медведь на ухо?» (Ворона не знает).
  • Ребенок. Говорят, обычно так тому, у кого нет музыкального слуха, кто неправильно поет мотив песни.
  • Ворона. Ой, кар-кар, какая же я неученая. Можно, я буду ходить с вами в детский сад учиться красиво говорить?! Ну, до завтра! Я полетела!

11) Воспитатель. А сейчас, ребята, мы поговорим с вами об особых словах, волшебных словах, послушайте стихотворение.

Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, А оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Это слово говорят,

Если вас ...(благодарят) Но молчит она, как рыба, Вместо каждого ...(спасибо).

-        А вы, какие слова волшебные знаете? Слова благодарности?

А теперь послушайте, как Муха-цокотуха из сказки К. Чуковского благодарила блошек за сапожки! Выберите ответ-благодарность, который показался вам правильным. Выберите ответ-благодарность, который показался вам вежливым.

Муха держит в руках сапожки и говорит:

Что за чудесные сапожки!

Где вы их достали блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.

Муха держит в руках сапожки.

У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.

Муха примеряет сапожки и говорит:

Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки,

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору, (ответы детей).

Воспитатель. А помните дальше:

Приходила к Мухе Бабушка-пчела Мухе-цокотухе Меду принесла.

-        Как Муха должна поступить с медом и как отблагодарить?

  1. Поставить мед на стол для гостей;
  2. Спрятать мед подальше;
  3. Налить в красивую вазу и поставить на стол (Дети выбирают правильный ответ, объясняя его) Воспитатель: Вот как много интересного узнали мы про нашу речь, многому научились, увидели, как бережно нужно относиться к каждому слову.

- А сейчас давайте немного отдохнем, вместе посмеёмся над маленькими детками, которые ещё не умеют говорить правильно.

III.

1) Юмористическая игра «Говорят дети»

  • Коля. Ах, мамочка, какая ты красивая, как мотоциклетка.
  • Игорь. Игорь, ты школьник? - нет, ещё садист, потому что в садик хожу.
  • Аня. Ой, мамочка, какие у тебя толстопузые ноги.
  • Алина. (Лялечку побрызгали духами).

Я вся такая пахлая,

Я вся такая духлая,

Мамочка, я красавлюсь.

Я сижу и отмухиваюсь, Сижу и отмухиваюсь.

-        Азат. Ах, какой ты невежа.

  • Нет, я вежа, я вежа Ты такой неряха!
  • Ладно, я буду ряха.

-        Дамир. Мама, у меня на пальце царап.

- Не царап, а царапина

  • Это у Муси царапина. А я ведь мальчик, значит у меня царап!
  • Мама ласкает трёхлетнего сына.
  • Ах ты, Мусенька, дусенька, пусенька!
  • Мама, не кривляй русский язык.

- Вот на этой весёлой нотке с последним советом: не кривляйте язык, мы и закончим наш «Урок правильной речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект итогового занятия по развитию речи и социальному миру «Путешествие в страну правильной речи»

Тема: «Путешествие по городу Правильной речи»Цели:Образовательные:- закрепить разбор слова, работу над предложением, умение составлять описательные рассказы по картинам;- продолжить з...

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа

Конспект по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» старшая группа...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, дети 5-6 лет Тема: Путешествие в страну Правильной речи.

Обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх. Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования; упражнять в употреблени...

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе. Автоматизация звука – Л- в связной речи.

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группеАвтоматизация звука – Л- в связной речи.Цели:Коррекционно - образовательные: формирование практических уме...