Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе. Автоматизация звука – Л- в связной речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алёна Трифонова 33

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе

Автоматизация звука – Л- в связной речи.

Цели:

Коррекционно - образовательные: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью; формирование кинестетического образа звука – л- (ощущение положения органов артикуляции); расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ; умений составлять рассказ по опорным картинкам формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных, образовывать множественное число существительных;

Коррекционно - развивающие: устранение дефектного произношения звука –л-, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; мелкой и общей моторики; мышления, памяти, внимания;

Коррекционно – воспитательные: воспитание любви к природе; заботливого отношения к окружающим; положительной мотивации к занятиям.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных; макет жилищ диких животных, дидактические игры «Чей хвост, чья голова», «Чудесный мешочек», «Помоги детенышам найти свою маму».

Ход занятия:

1.Оргмомент.

2.Артикуляционная гимнастика:

- накажем непослушный язычок

-белим потолок

-индюк

-стучим по бугорочку и произносим: ыыыы

-гудок паровоза (высовываем острый язычок и произносим: ууу

3. Сообщение темы занятия

- К нам летит самолет и поет песню: ллллллл

- Какую песню поет? Сегодня будем говорить о звуке – Л-

4. Звук в изолированном виде.

Как гудит самолет у Алеши? У Саши….

Все вместе: лллллл

5.Акустико-артикуляционная характеристика звука.

(соответствующие символы характеристики звука)

- Губки улыбаются, язычок вверху за зубками, выдыхаемый воздух теплый, звук звонкий, согласный.

6. Соотношение звука с буквой.

Звук –л- обозначается буквой –эл-(показ буквы)

«Алфавит продолжит нам буква – Л- лесной шалаш»

-Соберите букву – л - из частей (разрезанная буква –л- на части)

7. Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

8. Звук в слогах.

Гостям расскажем стишок с движениями

«Ла-ла-ла –в лесу белка жила (хлопки)

Ло-ло-ло- белкин дом дупло (хлопки, показ дупла руками)

Лу-лу-лу-белка скачет по стволу (хлопки, стучат по столу)

Лы-лы-лы-у белки уши малы (хлопки, показ ушей руками)

9. Звук в словах.

- К нам на самолете прилетели гости, а кто вы узнаете, отгадав загадки:

«Хвост пушистою дугой, всем знаком зверек такой. Острозубый, темноглазый по деревьям любит лазать» (белка)

«Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой» (медведь)

«Кто зимой холодной в лесу ходит серый, злой, голодный?» (волк)

«Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса. Кто же это?» (лиса)

«Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной» (ежик)

«По снегу бежит - петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, волку и лисе обидно» (заяц)

«Сидит под окном и чирикает: чик-чирик» (воробей)

(выставляются картинки)

- Здесь одна картинка лишняя. Какая? Почему? (воробей, потому что птица)

А какие животные: домашние или дикие?

Почему дикие?

А теперь выберите только тех животных, в названии которых есть звук – л-.

-Определим место звука в слове: начало, середина, конец.

Игра «Чей хвост, чья голова» (по картинкам)

Игра «Кто где живет?» (по картинам)

10. Звуко - буквенный анализ слова –волк-.

11. Физминутка.

Поиграем в теремок

- Дети открывайте теремок: разводят руки в стороны

Стоит в поле теремок, теремок (поднимают руки над головой)

Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на носочки)

На двери висит замок (пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьями вперед-назад)

Слева-зайка, справа-мишка (повороты головой)

Отодвиньте-ка задвижку (пробуют затянуть замок в сторону)

12. Звук в предложениях.

Игра «Помоги детенышам найти своих мам»

Животные гуляли со своими малышами на поляне. Детеныши заигрались и потерялись. Помогите им найти своих мам (волчонок у волчицы, бельчонок у бельчихи…..)

13. Звук в связной речи.

- Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом - под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружье, фоторужье. Это он делал снимки зверей на память. (пересказ по цепочке, затем один).

14. Итог занятия.

- Ребята, кто сегодня был у нас в гостях? Чем мы занимались?

Игра «Чудесный мешочек»

-Животные привезли нам чудесный мешочек, а в нем подарки. На ощупь отгадаете что там за подарок и от кого (яблоко, орех, морковь, бочонок меда).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию грамматически правильной речи в подготовительной группе

Автоматизация звука – Л- в связной речи.

Цели:

Коррекционно - образовательные: формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью; формирование кинестетического образа звука – л- (ощущение положения органов артикуляции); расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела, жилищ; умений составлять рассказ по опорным картинкам формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных, образовывать множественное число существительных;

Коррекционно - развивающие: устранение дефектного произношения звука –л-, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; развитие фонематического слуха и восприятия; мелкой и общей моторики; мышления, памяти, внимания;

Коррекционно – воспитательные: воспитание любви к природе; заботливого отношения к окружающим; положительной мотивации к занятиям.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных; макет жилищ диких животных, дидактические игры «Чей хвост, чья голова», «Чудесный мешочек», «Помоги детенышам найти свою маму».

Ход занятия:

1.Оргмомент.

2.Артикуляционная гимнастика:

- накажем непослушный язычок

-белим потолок

-индюк

-стучим по бугорочку и произносим: ыыыы

-гудок паровоза (высовываем острый язычок и произносим: ууу

3. Сообщение темы занятия

- К нам летит самолет и поет песню: ллллллл

- Какую песню поет? Сегодня будем говорить о звуке – Л-

4. Звук в изолированном виде.

Как гудит самолет у Алеши? У Саши….

Все вместе: лллллл

5.Акустико-артикуляционная характеристика звука.

(соответствующие символы характеристики звука)

- Губки улыбаются, язычок вверху за зубками, выдыхаемый воздух теплый, звук звонкий, согласный.

6. Соотношение звука с буквой.

Звук –л- обозначается буквой –эл-(показ буквы)

«Алфавит продолжит нам буква – Л- лесной шалаш»

-Соберите букву – л - из частей (разрезанная буква –л- на части)

7. Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

8. Звук в слогах.

Гостям расскажем стишок с движениями

«Ла-ла-ла –в лесу белка жила (хлопки)

Ло-ло-ло- белкин дом дупло (хлопки, показ дупла руками)

Лу-лу-лу-белка скачет по стволу (хлопки, стучат по столу)

Лы-лы-лы-у белки уши малы (хлопки, показ ушей руками)

9. Звук в словах.

- К нам на самолете прилетели гости, а кто вы узнаете, отгадав загадки:

«Хвост пушистою дугой, всем знаком зверек такой. Острозубый, темноглазый по деревьям любит лазать» (белка)

«Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой» (медведь)

«Кто зимой холодной в лесу ходит серый, злой, голодный?» (волк)

«Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса. Кто же это?» (лиса)

«Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной» (ежик)

«По снегу бежит - петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, волку и лисе обидно» (заяц)

«Сидит под окном и чирикает: чик-чирик» (воробей)

(выставляются картинки)

- Здесь одна картинка лишняя. Какая? Почему? (воробей, потому что птица)

А какие животные: домашние или дикие?

Почему дикие?

А теперь выберите только тех животных, в названии которых есть звук – л-.

-Определим место звука в слове: начало, середина, конец.

Игра «Чей хвост, чья голова» (по картинкам)

Игра «Кто где живет?» (по картинам)

10. Звуко - буквенный анализ слова –волк-.

11. Физминутка.

Поиграем в теремок

- Дети открывайте теремок: разводят руки в стороны

Стоит в поле теремок, теремок (поднимают руки над головой)

Он не низок, не высок (приседают и поднимаются на носочки)

На двери висит замок (пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог? (делают движения запястьями вперед-назад)

Слева-зайка, справа-мишка (повороты головой)

Отодвиньте-ка задвижку (пробуют затянуть замок в сторону)

12. Звук в предложениях.

Игра «Помоги детенышам найти своих мам»

Животные гуляли со своими малышами на поляне. Детеныши заигрались и потерялись. Помогите им найти своих мам (волчонок у волчицы, бельчонок у бельчихи…..)

13. Звук в связной речи.

- Однажды охотник пошел в лес. Взял с собой ружье. Идет, идет, вдруг видит медвежью берлогу. В ней медведица с медвежатами спит. А рядом на дереве беличье дупло. Там живет белка с бельчатами. Идет охотник дальше. Увидел лисью нору. В ней живет лисица с лисятами. Только у зайца нет жилища. Заячий дом - под кустом. Никого не потревожил охотник, потому что в руках у него было не охотничье ружье, фоторужье. Это он делал снимки зверей на память. (пересказ по цепочке, затем один).

14. Итог занятия.

- Ребята, кто сегодня был у нас в гостях? Чем мы занимались?

Игра «Чудесный мешочек»

-Животные привезли нам чудесный мешочек, а в нем подарки. На ощупь отгадаете что там за подарок и от кого (яблоко, орех, морковь, бочонок меда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Средняя группа. Тема. Маленькая страна.

Учить образовывать существительные уменьшительно–ласкательной формы при помощи суффиксов ЕК, ИК....

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи. Тема: Два брата ИК, ЕК.

Практическое использование слов с ласкательным и увели­чительным значением: ИК, ИЩ....

конспект занятия по формированию грамматического строя речи в средней группе

развёрнутый конспект занятия поформированию предложно - падежных конструкций у детей среднего дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)

Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей  в подборе определений к существительным,  антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) " Как богатыри Забаву спасали ".

Занятие  направлено на закрепление в речи  сложной  для употребления и словоизменения  части речи -имени числительного...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе

laquo;Как богатыри Забаву спасали»1. Лексическая тема «Богатыри». 2. Грамматическая тема «Согласование существительных с числительными». Цели: образовательные: 1. Вызыва...