Лексическая тема "Мой дом. Моя улица"
консультация (средняя группа) на тему

Чугунова Наталья Николаевна

Рекомендации для родителей в логопедический уголок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leks.tema_dom.docx636.06 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема

Словарь

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка, фамилия, имя, отчество, семья, тётя, дядя, отец, мать, школьник, школьница, отличник, бассейн, шахматы, журнал, книга, телевизор, радио, дом, квартира, подъезд.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, цветной, мягкий, твердый, удобный, благоустроенная, двух-, трех-, четырехкомнатная, сильный, слабый, примерный, шаловливый, послушный, веселый, грустный, мудрый, глупый, ленивый.

ГЛАГОЛЫ: сидит, стоит, спит, рисует, шить, пороть, варить, гладить, чинить, рвать, штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, пеленает, стряпать, посещать.

Советы логопеда

Дети должны усвоить: названия основных частей дома; свой домашний адрес; на каком этаже они живут; городской, загородный дом ( если есть); знать и уметь называть части дома: стены, пол, потолок, окна, балкон, крыша, подъезд, лестница, квартира, дверь, замок, комната, ванная, кухня, коридор, туалет.

Во время прогулки с ребёнком
родителям рекомендуется обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Объяснить, для чего нужны дома. Кто и для кого строит дома. Выучить с ребёнком свой домашний адрес. Учить ориентироваться в своей квартире, называть комнаты в квартире и их назначение: прихожая нужна для того, чтобы в ней снимать верхнюю одежду и обувь.

  1. Рассмотрите дом, в котором вы живете. Назовите все его части: крыша, чердак, подъезд, лестница, двери, окна, рамы, лифт, балкон, этаж. Сравните свой дом с другими домами. Что бывает в каждом доме, а что не в каждом.
  2. Сосчитайте, сколько этажей в вашем доме, в соседних домах, в детском саду. Сравните дома по количеству этажей. Покажите изображения небоскребов, расскажите, сколько в них этажей.
  3. Подумайте, какие помещения могут быть в разных домах. В жилом доме есть квартиры, подвал, могут быть гаражи; в детском саду – группы, спальни, спортзал, бассейн, музыкальный зал.
  4. Расскажите ребенку, как строят дом. Как роют котлован, строят фундамент, возводят стены. Расскажите, какие материалы нужны для строительства дома: кирпичи, цемент, бетон, дерево, краска, металл..
  5. Люди каких профессий работают на стройке: строитель, бетонщик, каменщик, плотник, штукатур, маляр, водопроводчик, электрик, водитель, прораб, архитектор.
  6. Скажите, какие машины и инструменты необходимы строителям: экскаваторы, бульдозеры, подъемный кран, мастерок, пила, дрель, кисти…
  7. Найдите в своем доме и назовите деревянные, стеклянные, кирпичные детали. Поиграйте в игру «Самый внимательный» - кто найдет и назовет больше деталей из разных материалов.
  8. Придумайте и опишите дом, в котором вы хотели бы жить. Какие у него стены, крыша, лестницы, окна? Какого он цвета? Сколько в нем этажей? Чем он украшен? Какие в нем есть помещения?

Играем вместе

 «Какой - какая?» (дать полный ответ)

Дом из бревен. Какой? ... Бревенчатый

 Дом из камня. Какой? ...

Дом из кирпича. Какой? ...

Крыша из железа. Какая? ...

Окна из стекла. Какие? ...

Пол из дерева Какой? ...

Труба из кирпича. Какая? ...

Фундамент из бетона. Какой? ...

 «Дом с  чем?» 

Дом + крыша = дом с крышей.

Дом + потолок = дом с потолком.

Дом + стены = дом со стенами.

Дом + пол = дом с полом.

Дом + двери = дом с дверями

 Дом + комнаты = дом с комнатами.

Дом + этажи = дом с этажами.

Дом + окна = дом с окнами

 Дом + подъезды = дом с подъездами.

Дом + ступеньки = дом со ступеньками.

 «Кто кем приходится»

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

 «Что есть в доме?»

(комнаты, окна, стены и т.д.).

     В доме есть.....

«Какой  дом?»


Если в доме один этаж, то это одноэтажный дом.

Если в доме два этажа, то это

Если в доме три этажа, то это

Если в доме четыре этажа, то это

Если в доме пять этажей, то это

Если в доме девять этажей, то это

Если в доме много этажей, то это



«Назови ласково»

Например: Дом - домик

Окно, комната, стена, дверь, балкон, лестница, звонок, крыша, спальня и т.д.


«Где котёнок?»


Составление предложений с предлогами в, за, под, над, около. (Взрослый записывает предложения в тетрадь).

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_891/15/d-14677/7z-docs/1_html_17e9d1e.jpg


Читаем детям

Строители.
Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит!
И неважно, что пока
Этот домик из песка.
Б. Заходер


Новый дом.
На большущей высоте,
Выше крыши, на шесте,
Я построил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Домик мой хотя и мал,
Но недолго пустовал:
Поселились в нем жильцы —
Голосистые скворцы.
Г. Ладонщиков


Маленькие строители.
Решили как-то дети построить куклам дом.
Над речкой серебристой, на берегу крутом.
Фундамент заложили из камушков с реки,
Утрамбовали землю ребячьи каблуки.
С песком и кирпичами возился весь наш двор.
Просеивали известь, готовили раствор.
Потом рубанком доски строгали целый день.
Сложили крепко стены, сплели густой плетень.
Покрыли черепицей — и встал для кукол дом
Над серебристой речкой, на берегу крутом.
К. Гогиашвили

Учим вместе
***

Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

Для весёлых малышей

В доме много этажей.


***
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь открыт,
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем

Расскажи

Загадки

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (Замок.)
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой провожает. (Дверь.)


Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры. (Лифт.)

Расскрась!

дом - цвета (575x690, 109Kb)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников по лексической теме «Улицы родного города» с использованием программного обеспечения PowerPoint

Тема: Составление рассказа  с опорой на картинно-графический план   Прокудина В.В., учитель-логопед          МБДОУ № 15 г.Кандала...

Материал по лексической теме "Мой город. Моя улица"

Материал может быть использован в работе с детьми по данной лексической теме в подготовительной группе с указанием используемых в обучении технологий...

Консультация по лексической теме "Мой поселок. Моя улица"

В консультации даны рекомендации по лексической теме "Мой поселок. Моя улица".  Даны игры и упражнения на развитие речи....

Задание на выходные по лексической теме "Мой город.Моя улица"

Материал для занятий дома по лексической теме "Мой город. Моя улица"...

Лексическая тема "Моё село. Моя улица"

Материал для родителей и педагогов...

Технологическая карта по развитию связной речи по лексической теме "Транспорт. Городская улица"

Технологическая карта подгруппового занятия по равзитию связной речи в ДОУ с детьми старщего дошкольного возраста с ТНР...