Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников по лексической теме «Улицы родного города» с использованием программного обеспечения PowerPoint
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Прокудина Вера Васильевна

     

    Тема: Составление рассказа  с опорой на картинно-графический план

     

     

     Прокудина В.В., учитель-логопед        

     МБДОУ № 15 г.Кандалакши

     

    Цель: создание условий для обогащения знаний детей об улицах родного города; развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; воспитание любви к родному городу.

     

    Задачи:

    • Обогащать и закреплять знания детей о  происхождении улиц города, символике города Кандалакша.

    • Развивать связную речь детей посредством составления рассказов об улицах родного города с опорой на картинно-графический план.

    • Продолжать работу над формированием и коррекцией правильного звукопроизношения, привитием  навыков грамотного построения высказывания.

    • Совершенствовать умение в подборе родственных слов к словам «город», Кандалакша.

    •  Учить детей употреблять в речи степени сравнения прилагательного и его синонимов.

    • Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к родному городу, гордость за свою малую Родину.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_ulicy_goroda.docx153 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  НОД

    по развитию связной речи дошкольников

    по лексической теме «Улицы родного города»

    с использованием программного обеспечения PowerPoint

    Тема: Составление рассказа  с опорой на картинно-графический план

     Прокудина В.В., учитель-логопед        

     МБДОУ № 15 г.Кандалакши

    Цель: создание условий для обогащения знаний детей об улицах родного города; развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; воспитание любви к родному городу.

    Задачи:

    1. Обогащать и закреплять знания детей о  происхождении улиц города, символике города Кандалакша.
    2. Развивать связную речь детей посредством составления рассказов об улицах родного города с опорой на картинно-графический план.
    3. Продолжать работу над формированием и коррекцией правильного звукопроизношения, привитием  навыков грамотного построения высказывания.
    4. Совершенствовать умение в подборе родственных слов к словам «город», Кандалакша.
    5.  Учить детей употреблять в речи степени сравнения прилагательного и его синонимов.
    6. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к родному городу, гордость за свою малую Родину.

    Предполагаемый результат:

    1. Знать названия окружающих улиц, уметь находить их на карте города.
    2. Узнавать улицы и исторические места города по картинкам, слайдам; знать людей, прославивших город.
    3. Находить свой город на карте области.
    4.  Составлять связный рассказ с опорой на картинно - графический план о родном городе.
    5. Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.

    Оборудование:

    1. Использование ИКТ: мультимедийная аппаратура, презентация по теме «город Кандалакша»;
    2. магнитофон, CD - диски с записями музыкальных фонограмм;
    3. карты  улиц Кандалакши, изготовленные педагогами и детьми;
    4. картинно - графическая схема для составления связного рассказа об улицах родного города;
    5. символика города;
    6. детские рисунки;
    7. наборы открыток с видами городов, гербов городов Мурманской области;
    8. раздаточный материал;
    9. микрофон.

    Предварительная работа:

    1. Беседы о городе и улицах города.
    2. Экскурсии, прогулки по улицам Кандалакши, в краеведческий  музей, в краеведческий  отдел  центральной  библиотеки.
    3. Рассматривание буклетов с символикой города Кандалакша, иллюстраций о Кандалакше, знакомство с картой  города.
    4. Составление рассказов об улицах города, достопримечательностях Кандалакши.
    5. Чтение и заучивание стихотворений о Кандалакше, чтение произведений местных авторов.
    6. Прослушивание песен о Кандалакше.
    7. Рисование по теме «Улицы нашего города», изготовлением макетов  города, сюжетно-ролевые игры.

                                                                     

    Ход.

    Организационный момент.

    В группу входит Незнайка под музыку «Гимн Незнайки».

    Незнайка:  Ой, где это я, куда попал?

    Логопед: Здравствуйте.  У нас принято здороваться. Приготовьте  пальчики для приветствия.

    Пальчиковые упражнения «Здравствуй!»

    Здравствуйте, гости дорогие!

    Здравствуйте, улицы родные!

    Здравствуй, милый городок,

    Здравствуй, детский сад «Лесок»!

    Мы живём в родном краю,

    Всех я вас приветствую!!!

    Незнайка: Здравствуйте!

     Логопед:  А теперь скажи, кто ты, откуда? Что с тобой произошло?

     

    Незнайка: 

    Вы слышали когда-нибудь про город из цветов?

    Живут в нём коротышки из сказочных миров.

    Цветочный город шумный - он в сказочной стране.

    В нём чудеса, как птицы, порхают в вышине.

    А я, друзья - Незнайка, вы знаете меня,

    Ведь самый, самый, самый известный  - это я.

    Я - Незнайка из Цветочного города.

    Вместе со своими друзьями я путешествовал на воздушном шаре, но  я отстал от друзей, заблудился в незнакомом городе, не могу понять, где я? Да и телефон не работает.

    Сообщение темы.

    Логопед: Мы расскажем тебе о городе, в котором живём и об улицах нашего  города. А поможет нам волшебный экран.

    - Скажите, дети, как называется наш город?

    Дети:  Наш город называется  Кандалакша. (Демонстрация  слайда)

    Логопед: В какой области мы живём?

    Дети: Мы живём в Мурманской области. (Демонстрация  слайда)

    Логопед: Правильно. Ты, Незнайка, сейчас в Кандалакше, Мурманской области,  в нашем детском саду. Скажите Незнайке, как называется наш детский сад?

    Дети:  Наш детский сад называется «Лесок». (Демонстрация  слайда)

    Незнайка: Какое красивое название у вашего детского сада. А на какой улице он находится?

    Дети:  Наш детский сад находится на  улице Набережная. (Демонстрация  слайда)

    Дети или логопед: Правильно сказать Набережная реки Нива. (Демонстрация  слайда)

    Незнайка: Я понял, улица так называется, потому что находится на берегу реки. Я пока шел, увидел несколько загадочных названий улиц. Вот у нас в Цветочном городе, где я живу, очень много цветов, поэтому улицы так и называются – улица Колокольчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек.  Интересно, почему так называются ваши улицы?

    Презентация «Город. Улицы моего города».

    Ответы на вопросы. Развитие диалогической формы речи.

    Логопед: Сегодня для тебя, Незнайка, мы проведём  экскурсию по нашему городу. Отхлопайте слово: экс-кур-си-я. Сколько слогов в этом слове?

    Дети: В  этом слове 4 слога.

    Логопед: Вспомните, кто проводит экскурсию? (ответы детей).                                                                      

    Логопед: Правильно; оттопайте слово: экс-кур-со-вод. Сколько слогов в этом слове?

    Дети: В  этом слове 4 слога.

    Логопед: Что делает экскурсовод?

    Дети: Экскурсовод  проводит экскурсии.

    Логопед:  Каждый из вас сегодня будет экскурсоводом. Вы познакомите Незнайку с улицами и достопримечательностями нашего города, а волшебный экран нам поможет. Итак, наша экскурсия начинается.

    Беседа  сопровождается  демонстрацией  слайдов.

     1. Назовите Незнайке улицу, которая своим названием увековечила подвиг Героев – воздухоплавателей (ул. Аэронавтов). 

     2. Назовите эту улицу?  (ул. 50- лет Октября).

     3. Как называется следующая улица?  (ул. Уверова, названа в честь героя гражданской войны И. М. Уверова).  

    4. Назовите улицу, которая имеет крутой спуск (ул. Крутой Спуск). 

    5. Переулок, рядом с сосновым бором…(Сосновый переулок).  

    6.Улица, обозначающая одну из сторон горизонта, называется… (ул. Восточная). 

    7.Улица, которая находится за речкой, называется…(ул. Заречная) 

    8.Улица, где водится рыба, называется …(ул. Рыбоводная)  

    9. Улица, которая находится у моря, называется…(ул. Морская).  

    10.Улица, которая находится у речки, называется…(ул. Речная) 

    11.Улица, названная в честь участника ВОВ, героя Советского Союза (ул. Н.Ф.  Данилова). 

    12. Недалеко от нашего детского сада находится улица, названная, в честь комсомольской организации…(ул. Комсомольская).  

    13. Параллельно улице Комсомольская, находится улица, названная в честь рабочих -  пролетариата, … (ул. Пролетарская).  

    14. А вот и улица, названная в честь первого руководителя  кандалакшских коммунистов… (ул.  Н.Д. Курасова).

    15. Самая длинная улица Кандалакши…, названа в честь праздника весны и труда (ул. Первомайская).  

    16. Улица, названная в честь советского писателя …  (ул. Горького). 

    17.Что это за улица, которая  носит имя Героя – милиционера … (ул. Пронина). 

    18.Как называется одна из новых улиц города … (ул. Новая). 

    19. Эта улица названа в честь шведского города – побратима Кандалакши…(ул. Питео). 

    Логопед:  Как называется следующая улица? (ул. Защитников Заполярья). 

    Много лет назад, во время Великой  Отечественной войны, фашисты напали на нашу Родину. Храбро защищали свою страну русские солдаты. Они были очень смелыми, отважными. На защиту своего города встали и кандалакшане.

           За мужество и стойкость, проявленные горожанами в годы войны, город Кандалакша награждён Орденом Отечественной Войны l степени. (Демонстрация  слайда).

           В честь подвигов советских людей Кольского Заполярья  была учреждена медаль «За оборону Заполярья». (Демонстрация  слайда)

           В  честь защитников нашего края  и назвали улицу.

    Незнайка:  Да, героическая история у  улицы.

                         Я тоже хочу стать защитником, военным.

    Логопед: Незнайка, если ты хочешь стать военным, ты должен долго и упорно тренироваться, заниматься спортом. Мы сейчас выполним несколько упражнений. Дети, выходите на разминку вместе с Незнайкой.

    Физкультминутка.

                              Муз.  «Буду военным!»

    Лексико–грамматические упражнения  «Усвоение степеней прилагательных»

    Д/игра «Что у нас, а что у вас?»  

    Незнайка:  Интересно, в нашем городе улицы длинные, а в вашем …

    Ещё длиннее.

    Незнайка: В нашем городе улицы чистые, а в вашем…

    Дети:  Ещё чище.

    Незнайка: В нашем городе улицы широкие, а в вашем…

    Дети: Ещё шире.

    Незнайка:  Наши улицы  светлые, а ваши…

    Дети: Ещё светлее.

    Незнайка: Наши улицы нарядные, а ваши … 

    Дети: Ещё наряднее.

    Незнайка: Наши улицы ночью тёмные, а ваши …

    Дети: Ещё темнее.

    Незнайка: Наш город хороший, а ваш…

    Дети: Ещё лучше.

    Незнайка: В нашем городе река глубокая, а в вашем… 

    Дети: Ещё глубже.

    Незнайка: Наш город большой, а ваш …

    Дети:  Еще больше.

    Обогащение словаря прилагательными.  

    Дидактическая игра «Назови, какой твой город?»

    Незнайка: Город у вас большой, героический. А какой ещё ваш город?

    Дети:  Большой, красивый, любимый, исторический, растущий, дорогой, славный, неповторимый.

    Работа с родственными словами.

    Логопед: Дети, подберите слова, похожие на слово город.

    Дети: Городской, загородный, горожанин, горожанка, городок, городище, иногородний,  города, городское, городничий, городишко, моногород, град, город – побратим, город – спутник.

    Логопед:   А ещё такие слова: горожанин, гражданин,  городить, огород, так как город огораживали от врагов; он был огороженным.

    6.Физминутка для глаз.

    Релаксационная музыка.

    Незнайка: Нашим  глазам необходим отдых. Посмотрите на волшебный экран и выполните упражнения. А цветок нам поможет. (Демонстрация  слайда)

    Беседа о гербе города.

                                                         

    Незнайка: А это, что за картинка? (Демонстрация  слайда)

    Дети: Это – герб нашего города.

    Незнайка: А что это за лодка?

    Логопед: Это - судно поморов-рыбаков.

    Незнайка: А что означает летящая птица?

    Дети: На морском побережье очень много птиц, особенно красива – гага. Летящая птица символ независимости, движения вперёд.

    Логопед: Молодцы, вы многое знаете о родном городе.

    Составление рассказа «Улицы родного города»

    по  слайду с опорой на картинно-графический план.

    Незнайка: А как можно назвать девочку и мальчика, жителей  Кандалакши?

    Дети: Кандалакшанка,  кандалакшанин.

    Незнайка: Вы так много знаете о своём городе! Только я не всё запомнил.

    Логопед: Запомнить помогут тебе план и рассказы экскурсоводов.

    Посмотрите на волшебный экран, составьте рассказы об улицах родного города по схеме. (Демонстрация  слайда)  

         1.Сначала экскурсовод должен назвать своё имя, детский сад, в  который он ходит, улицу, на которой находится детский сад.

         2. Затем, экскурсовод назовет город, область в котором живёт; сообщит, как может назвать себя житель Кандалакши.

         3. Потом, нужно рассказать о символе города - гербе.

         4. Назвать улицу, на которой живёт экскурсовод, и объяснить, в честь кого или чего  она названа? В конце рассказать, за что любишь свой город?

    Предлагает экскурсоводу микрофон.

    Образец.

    1. Я - экскурсовод. Меня зовут  (ребёнок называет себя). Я хожу в детский сад…(название), который находится…(на ул. …)
    2.  Я живу в городе Кандалакша, Мурманской области. Я кандалакшанка (кандалакшанин)..
    3. У нашего города есть свой  символ – герб. Описание герба города.
    4. Я живу на улице.. (…),  названной в честь… Я люблю свой город, потому что он…  родной, героический, красивый, древний.

    9. Итог занятия. Оценивание рассказов детей.

    Логопед. Незнайка, чей рассказ тебе больше всего понравился.

    Незнайка: называет.

    Логопед. Что вы узнали нового из рассказов друг друга?

    Логопед. Мы с вами – жители нашего родного города. И все мы  должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.

    Раздаётся сигнал SMS-сообщения.

    Незнайка: Ой. Это смс-ка от Знайки. Он уже ищет меня! От вашего доброго участия и телефон заработал, благодарю. Как хорошо иметь таких умных и добрых друзей!! Присылайте мне письма с рисунками и рассказами о вашем городе. В память о нашей встрече я вам дарю книгу о нашем   Цветочном городе (вручает детям книгу).

    Логопед: Передай и ты своим друзьям послание от кандалакшан, с улицами города. Мы рады встрече с тобой! Эта песня о Кандалакше для тебя, Незнайка! 

    Исполняется песня «О Кандалакше» (муз. и  слова С.Е. Батыревой)

    под фонограмму (минусовка).

    Незнайка благодарит детей, уходит.

    Логопед: Дети! Вы такие умные, рассудительные, а главное, добрые… Вы помогли Незнайке познакомиться с нашим городом. Он обязательно найдёт дорогу домой!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятия для детей дошкольного возраста в совместной деятельности с родителями по развитию речи с использованием образовательных электронных ресурсов краеведческого характера. Занятие «Мой родной город» с использование программного обеспечения POWER POINT

    Наличие дефектов речи мешает ребенку овладевать навыками выразительного общения, умением правильно и грамотно выражать свои мысли. Поэтому так важно, чтобы родители и воспитатели уделяли в...

    экскурсия по городу на тему" улицы родного города"

    Цель :Расширять представления детей об истории улиц родного города. Познакомить с различными источниками получения информации. Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, ...

    Организация образовательной деятельности с детьми средней группы по теме: " Улицы родного города"

    конспект нод по образовательной области " Социально - коммуникативная". Беседа с детьми по теме с дальнейшей продуктивной деятельностью ( аппликацией)...

    Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Космос»

    Цель: составить рассказ по образцуЗадачи:коррекционно-развивающие:·        развивать общую моторику;·        развивать мелкую мото...

    «Помощники бабушки Федоры» Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «ПОСУДА» в старшей логопедической группе

    Цель данного занятия: совершенствование монологической речи детей при составлении загадки-описания с опорой на мнемотаблицу. Рассчитано на детей старшей логопедической группы. Длительность занятия сос...

    КОНСПЕКТ НОД НА ТЕМУ:Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи на лексической теме "Зима" для детей с ОНР старшего дошкольного возраста

    Тема итогового занятия: "Развитие лексико-грамматических средств языка и формирование связной речи на лексической теме "Зима" Цель: формирование диалогической речи Задачи: 1.Учить детей...