Развитие ребёнка раннего возраста (1-3 лет)
консультация (младшая группа) на тему

алибекова эльнара каламутдиновна

Возрастное развитие- сложный процесс,который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребёнка на каждом возрастном этапе.Для Выготского- это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются Возрастными новообразованиями , т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но новое " не падает с неба" , как писал Л.С.Выготский, оно проявляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития.

   Источником развития является "социальная среда"

   В данной статье выделены два основных подхода : 1."Как правильно вести себя с ребёнком" ; 2. "Ребёнок учится жить у жизни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzroslym_na_zametku_2-3_goda.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям на заметку

Развитие ребенка раннего возраста (1-3 лет)

Восприятие: доминирует. Поведение полевое (притягивает предметы), импульсивное, привлекает только наглядность. Творческого воображения нет, наблюдаются элементарные его формы, например, предвосхищение.

Память: в основном это узнавание. Преобладает аффективная окрашенность восприятия предмета.

Действие и мышление: преобладает наглядно-действенное мышление, источником его развития служит предметная деятельность. Происходит перенос освоенных действий на другие предметы. Появляются личные действия: «Я иду гулять», «Вова кушает». Они являются подготовительным этапом кризиса 3-х лет.

Речь: автономная, трансформируется, происходит замена необычных слов «взрослой» речью. Необходимые благоприятные условия – полноценное общение со взрослыми. Слово приобретает для ребенка предметное звучание (формируется операция обобщения). Растет пассивный и активный словари.

Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная. Развивается режиссерская игра: используемые предметы наделяются игровым смыслом. Это является предпосылкой появления сюжетно-ролевой игры. В процессе игры присутствует замещение (использование предметов с другой целью).

Эмоциональная сфера:

  • отсутствует соподчинение мотивов (ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор);
  • эгоцентризм;
  • эмпатия (сопереживание);
  • характерны эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями;
  • зарождается самосознание (узнает себя в зеркале, называет себя по имени, затем появляется местоимение «Я»);
  • появляется первичная самооценка: «Я хороший». Она основана на эмоциональной безопасности, поэтому всегда максимальна завышена.

Сознание «Я», «Я хороший», «Я сам» - это новый уровень развития (переходный период – кризис 3-х лет). Для кризиса 3-х лет характерны:

  • негативизм,
  • бунт-протест,
  • упрямство,
  • деспотизм
  • строптивость,
  • ревность,
  • своеволие,
  • обесценивание (изменяются отношения к себе и окружающим людям, к вещам, ранее любимым).

Общение с детьми раннего возраста требует от взрослых внимания, времени и, конечно же, доброжелательности. Успешность общения зависит от умения взрослого установить контакт с ребенком, добиться доверительного отношения с ним во всем: в разговоре, в игре, в занятиях, от умения и желания понять малыша, помочь ему, уважая его как личность.                                                                                                                

Как правильно вести себя с ребёнком 

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько советов, которые помогут вам грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить сыну или дочери радость бытия и познания мира.  

Ребёнок 1-3 лет интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живёт.  Можно сказать, что мы «лепим» дитя по своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность — главное  условие нравственно-этического развития личности ребёнка.

В данный период психика ребёнка устроена так, что ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом «Я сам!». Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому, протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление — детская нервность.

Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок, умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.

Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры между родителями, на их движения, тон голоса.

Ребенок учится жить у жизни

Если ребенка постоянно критиковать,

он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде,

он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают,

он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках,

он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости,

он учится принимать других.

Если ребенка хвалят,

он растет благодарным.

Если ребенка подбадривают,

он учится верить в себя.

Если ребенка поддерживают,

он начинает ценить себя.

Если ребенок растет в безопасности,

он учится верить в людей.

Если ребенок растет в честности,

он становится справедливым.

Если ребенок растет в понимании и любви,

он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста

Консультация на тему:«Основные этапы психического развития ребёнка раннего возраста»....

Статья «Развитие ребёнка раннего возраста»

На протяжении 9 лет я работаю с детьми ясельного возраста. Группа детей в возрасте с двух до трёх лет.    В раннем возрасте ребёнок много чему научился, он освоил ходьбу, разнообразные дейс...

«Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста»

раскрыть особенности влияния родителей на психическое развитие детей раннего возраста; определить разницу отцовского и материнского воспитания; помочь родителям лучше понять своего ребёнка; выработать...

Возрастные особенности развития ребёнка раннего возраста

  В нашем детском саду состоялась первая встреча из цикла встреч в рамках «Школы для родителей», которая была организована для родителей группы присмотра и ухода для детей 2-3-х лет «Солны...

Воспитание и развитие ребёнка раннего возраста

материалы из опыта работы воспитателя раннего возраста...

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста.

Буклет. Психологические особенности развития ребёнка раннего возраста. Безопасность ребёнка раннего возраста. Информация для родителей....

Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Игрушка как средство общения и психического развития ребёнка раннего возраста»

Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде...