Речевые игры с детьми
консультация на тему

Шлепнина Елена Валериевна

Подборка игр, игровых упражнений и заданий на закрепление речевых навыков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_igry_s_detmi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры с детьми

   Мамины занятия начинаются с первых дней жизни ребенка и даже раньше.

Но они  не подразумевают сесть за стол и выполнять различные действия в строгой последовательности. Заниматься — значит проводить совместные игры, читать книги, беседовать во время прогулки. Детям сейчас не хватает внимания родителей и, если уж мама выступает инициатором игры, то ребенок готов играть, даже с учетом самых сложных условий и трудностей, ведь он играет с мамой а, значит, у него все получится.

    Предлагаю вам подборку игр, игровых упражнений и заданий на закрепление речевых навыков у детей. Отбирая материал, я старалась учитывать большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную в конце дня усталость.

  1.  Игры по дороге домой

Игра «По дороге из детского сада я заметил»

Цель: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения»

Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мио которых проходим; а еще обязательно укажем, какие они: «Вот почтовый ящик, он синий. Я заметила кошку, она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные предметы по очереди.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: обогащение словаря.

Взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

  • Ворона каркает, а воробей … (чирикает).
  • Сова летает, а заяц… (прыгает, бегает).
  • У коровы - теленок, а у лошади - …(жеребенок).  И т.п.

Игра «С какого дерева листок?»

Цель: формирование умения образовывать относительные прилагательные от существительных.

Дети называют, какие листья у деревьев, мимо которых они проходят:

  • Лист березы – березовый.
  • Лист рябины – рябиновый
  • Лист дуба – дубовый.
  • Лист клена – кленовый.
  • Лист липы – липовый.
  • Лист тополя – тополиный.

Аналогично можно называть, какая ветка.

Игра «Волшебные очки»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, умения согласовывать существительные с прилагательными.

Представь, что у тебя есть волшебные очки. Когда их надеваешь, все становится красным (желтым, синим, зеленым, розовым) посмотри вокруг через волшебные очки и скажи, какого цвета все стало: «Красные сапоги, красный дом, красный забор, красное дерево и т.д.»

А если выбрать цвет, в котором есть закрепляемый звук (л, р, ж и пр.), то потренируемся еще и в автоматизации нужного звука.

Игра «Загадки-отгадки»

Цель: закрепление форм родительного падежа, обогащение словаря по лексической теме «Материал», автоматизация звука (с).

Мы с тобой будем играть в загадки-отгадки, вспоминать слова со звуком звук (с) и то, из чего они сделаны.

Стакан…из стекла.

Собака   из пластилина.

Сосиски из … мяса.

Сок из … свеклы.

Суп из … капусты.

Свечка из …воска.

Сладости из …сахара.

Статуя из …гипса.

Стол из…досок.

Бусы из… пластмассы.

Сметана из…сливок.

Сок из…слив.

Вариантов может быть бесконечное множество, здесь важна направляющая роль взрослого.

Игру можно усложнить, добавив относительные прилагательные.

Стакан из стекла (какой? ) … стеклянный.

Собака из пластилина (какая?) … пластилиновая.

Сосиски из яса (какие?) … мясные.  И т.д.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: автоматизация звуков (л), (л`), развитие воображения, мышления.

У меня клубника – а  у меня каблук.

У меня голубика – а у меня полотенце.

У меня молоко – а у меня  плавки.

У меня сливы – а у меня молоток.

У меня масло – а у меня бутылка.

У меня вафли – а у меня колокольчик.

У меня голубцы – а у меня заколка.

У меня шоколад – а у меня лыжи.

У меня блины – а у меня стекло.

У меня оладушки – а у меня болото.

Вариантов много, более трудную лексическую часть мама берет на себя.

Игра «Имена»

Цель: обогащение словарного запаса по лексической теме «Имена», закрепление творительного падежа, автоматизация шипящих.

Представь, что нас пригласили га день рождения. Ты ведь любишь ходить на день рождения, правда? Ты можешь взять с собой подругу или друга, но давай договоримся: имена моих друзей будут со звуком (ш), а твоих со звуком(ж). это очень трудная задача, но ты ведь справишься, да? Начали…

Я сегодня буду с Машей, а я сегодня буду с Женей.

Я сегодня буду с Дашей, а я сегодня буду с Жанной.

Я сегодня буду с Мишей, а я сегодня буду… (А иностранных друзей можно?)

Конечно. Тогда с Джеком.

Я сегодня буду с Наташей,  а я сегодня буду с Джоном.

Я сегодня буду с Андрюшей, а я сегодня буду с …Женечкой.

Ребенок всегда найдет выход из ситуации, если ему интересно играть вместе с вами. Лексически более сложную часть игры берут на себя родители.

 

Игра «Магазин»

Цель: закрепление окончаний слов в форме творительного падежа множественного числа, обогащение словарного запаса, автоматизация звуков (щ), (ч).

Мы с тобой в магазине, мы выбираем из множества товаров только то, что нам нужно. Давай, ты ищешь со звуком (щ), а я со звуком (ч).

Здесь много ящиков – здесь много чашек.

Здесь много плащей – здесь много чайников.

Здесь много щеток – здесь много чебурашек.

Здесь много овощей – здесь много чемоданов.

Здесь много щипцов – здесь много тачек.

Варианты: на прилавке много…, на витрине много…, в этом отделе много…

Игра «Часть – целое»

Цель: обогащение словарного запаса, дифференциация звуков (р) и (л) в речи ребенка.

Я назову тебе предмет, а ты догадайся, частью чего он является, для какого предмета нужен. Но в твоих словах должны быть звуки (р) и(л).

Пропеллер… для вертолета.

Крыло…для орла.

Клавиши …для рояля.

Сверло …для дрели.

Штурвал …для корабля.

Чернила …для чернильницы.

Если ответ вызывает затруднение для ребенка, можно предложить в качестве помощи описание предмета другими словами.

Игра «Какой, какая, какое»

Цель: закрепление форм согласования прилагательных с существительными разного рода, дифференциация звуков (с), (ш).

Я назову словосочетание, а ты добавляй к нему слова какой, какая, какое, какие, и старайся при этом не ошибаться.

Пушистая кошка – какая пушистая кошка.

Непослушные малыши – какие непослушные малыши.

Сладкий шоколад – какой сладкий шоколад.

Шумное шоссе – какое шумное шоссе.

Смешные стишки – какие смешные стишки.

Душистые шишки – какие душистые шишки.

Сушеные сушки – какие сушеные сушки.

Скошенное сено – какое скошенное сено.

Игра «Посчитай»

Цель: закрепление форм склонения существительных с числительными, автоматизация нужного звука.

Например, для звука (ц).

Мы с тобой на уроке математики. Давай попробуем посчитать, но только те предметы, в которых есть звук (ц). Предметов будет ровно пять, ты должен правильно считать.

Одна цепь, две цепи, три цепи, четыре цепи, пять цепей.

Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят.

Одно яйцо, два яйца, три яйца, четыре яйца, пять яиц.

  1. Игры из цикла «Путешествие по дому».

Остановка первая: «Кухня»

Кухня – самое интересное место для вашего ребенка. Прежде всего потому, что там находитесь вы, и не просто находитесь, а делаете массу удивительных вещей: что-то режете, варите, перекладываете. Вокруг вас творятся чудеса: идет пар, появляются и исчезают запахи. Что из имеющегося на кухне можно дать ребенку?  Прежде всего, кухонную посуду и утварь.

Игра «Подбери крышку к кастрюле»

Дети подбирают крышку к кастрюле. Это развивает умение соотносить предметы по величине.

Игра «Назови всю дырявую посуду на кухне»

Дети называют посуду с дырками. В ходе этой игры они знакомятся с названиями посуды и с тем, для чего она предназначена.

Дуршлаг – чтобы промывать макароны.

Сито – чтобы просеивать муку.

Солонка – чтобы хранить соль.

Перечница – чтобы хранить перец.

Шумовка – чтобы доставать из кастрюли пельмени.

Игра «Назови части кастрюли»

Дети называют части кастрюли. Эта игра знакомит их с названиями частей посуды, их назначением.

Крышка нужна, для того, чтобы не обжечься паром.

Высокие стенки нужны для того, чтобы не вылился суп.

Дно нужно, чтобы суп оставался в кастрюле.

Ручки нужны, чтобы было удобно держать кастрюлю.

Игра «Что из чего?»

Дети знакомятся с материала, из которых сделана посуда.

  • Миска из дерева – деревянная.
  • Блюдо из пластмассы – пластмассовая.
  • Сковорода из чугуна – чугунная.
  • Сковорода из керамики – керамическая. И т.п.

Эксперименты на кухне.

  • Пустые пластиковые бутылки и коробки.

Большое количество продуктов продается в пластиковой посуде. Не выбрасывайте ее сразу. Детям интересно поиграть и поэкспериментировать с ней. Можно предложить сравнить, в какой бутылочке из-под сока умещается больше воды или, например, гороха. Сколько чайных ложек манки уместится в стаканчике из-под йогурта?

  • Холодильник

Пусть ребенок поможет вам разобрать пакет с продуктами. Предложите разложить продукты по кучкам. Это сформирует умение классифицировать предметы.

  • Молоко, йогурт, кефир, творог – молочные продукты.
  • Колбаса, сосиски, сардельки, фарш – мясные продукты.
  • Картофель, лук, помидоры, перец, - овощи.
  • Ананас, яблоки, груши – фрукты.

Игра «Помогаю маме»

Эта игра развивает мелкую моторику и закрепляет названия круп.

Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутится возле вас. Предложите ему перебрать гречку, пшено, фасоль и т. д., тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует пальцы.

Игра «Художник».

Эта игра развивает воображение и фантазию.

Предложите вашему ребенку нарисовать на муке, насыпанной на столе, или на крупе знакомые буквы или геометрические фигуры.

Попросите нарисовать геометрическую фигуру, у которой есть три угла; нет углов; 4 угла.

Игра «Волшебные палочки»

Дайте ребенку счетные палочки или спички с отрезанными головками. Пусть он выкладывает из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Вырезанные из бумаги круги, овалы и трапеции дополнят изображение.

Можно выкладывать на пластилиновой основе замечательные картины из круп.

Игра «Угощаю»

Эта игра направлена на активизацию словаря.

Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все, что придумаете. Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «кислые», «горькие» слова.

Игра «Какой сок?»

Эта игра развивает умение образовывать относительные прилагательные.

Сок из яблок – яблочный сок. Сок из груш – грушевый сок. Сок из абрикосов – абрикосовый сок. …. Сок из разных фруктов – мультифруктовый сок.

Остановка вторая: «Комната»

Комната тоже полна загадочных вещей. В шкафу лежит коробка со швейными принадлежностями, которую нельзя трогать, в углу стоит утюг, который нельзя включать,- всего не перечислишь. Какие вещи можно дать ребенку и как их использовать для его развития?

Игра «Мастерская Золушки»

Эта игра направлена на развитие мелкой моторики, воображения, фантазии.

Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок ржет выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте сделать с ребенком панно из пуговиц. Их можно пришивать (с вашей помощью), а можно укрепить на тонком слое пластилина (без вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома вы можете проконтролировать вашего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

Игра «Один – много»

Эта игра направлена на образование существительных множественного числа.

«Я буду называть, что в комнате одно, а ты – чего много». Например:

  • Окно – много окон.
  • Дверь – многодверей.

Игра «Большое – маленькое»

Эта игра направлена на образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«У нас есть волшебная палочка, с ее помощью мы превращаем большие предметы в маленькие». Например:

  • Окно – окошечко.
  • Стол – столик
  • Диван – диванчик.

Остановка третья: «Ванная комната»

Игра «Фен для волос»

Игра способствует закреплению знаний о частях тела и их назначении.

Убедитесь, что ребенок не боится звука работающего фена. Если вы будете направлять струю на разные части тела и при этом называть их, то ребенок быстрее начнет ориентироваться в их названии.

Игра «Стиральная машина»

Ребенок может помочь вам загружать стиральную машину. Попросите его среди вещей найти свои футболки, майки, брюки.

Можно предложить разделить одежду на группы:

- мужская (папина),

- женская (мамина),

- детская.

Познакомьте ребенка с названиями тканей, из которых шьют одежду, сравните, какая ткань какого цвета:

  • Одежда из шелка – шелковая одежда.
  • Одежда из хлопка – хлопковая одежда.
  • Одежда из фланели – фланелевая одежда.
  • Одежда из кожи – кожаная одежда.

Конечно, такая подготовка к стирке займет больше времени, чем если бы вы ее делали сами, но принесет вам радость совместного общения с ребенком.

Остановка четвертая: «Прихожая»

Игра «Обувь»

Дети говорят, как можно играть с обувью:

- вынимать и вставлять шнурки,

- застегивать и расстегивать молнию,

- разделить обувь на группы: мужскую, женскую, детскую.

Называют части обуви. Например: сапог – голенище, носок, каблук, пятка, подошва.

Игра «Упрямые слова»

Эта игра направлена на развитие грамматического строя речи.

Расскажите ребенку, что есть «упрямые» слова, которые никогда не изменяются. Их нужно запомнить (кофе, какао, кино, пианино, пальто, метро). Например: «Я надеваю пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня холодно и все надели пальто».

Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

Вариантов игр множество. Это  лишь их небольшая часть. Главное помнить о том, что обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для маленького человечка могут стать открытием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с детьми "Играем вместе" с 25.05.-31.05.20г.

Лексическая тема" Скоро лето" Программа "Мозаика"Скоро лето. Летние травы и цветы. Младшая средняя. старшая группы.Скоро лето . Реки и моря. Обитатели рыбы. Старшая, подготовительн...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Речевые игры с детьми: игра "Гусеничка"

Дидактическая цель:  упражнять в определения первого и последнего звука в слове, закреплять навыки интонационного выделения звука в слове.  Задачи: развивает внимание, развивает фонематическ...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...