Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.
консультация на тему

 

Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад № 103»

Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.

Приготовила: музыкальный руководитель

Тярина И.В

Саранск 2016

Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.

Духовно – нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. На данный момент растет интерес к пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Одним из действенных средств, приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные календарные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Сейчас к нам постепенно возвращаются национальные старинные праздники, традиции, фольклор, декоративно-прикладное  искусство, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. А так же самое большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать календарные народные праздники и обряды.

Ознакомление, с народными календарными праздниками  и обрядами происходит разными способами, а именно через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах календарно-обрядовых праздников

Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике,  проводить  народные игры, исполнять песни и хороводы.

А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким.

Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами.

 Наш детский сад ведет активное духовно нравственное воспитание дошкольников и приобщает  детей к знанию   народных  календарных праздников  и обрядов.

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников.

Перед проведением музыкального праздника  мы обязательно  рассказываем детям о нем. В сценарии включаем детский фольклор (игры, прибаутки, песенки, заклички, хороводы).В работе с детьми мы  добиваемся, чтобы они были не только внимательными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, как на занятиях, так и на праздниках и развлечениях. Именно правильная организованная подготовка праздников является одним  из условий успешного их проведения, а так же правильного процесса приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам. В ходе проведения праздников дети должны чувствовать всенародность торжества, свое активное участие в нем. Это должно быть заметно во всём: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом настрое педагогического коллектива. При проведении праздников мы используем местные традиции, обычаи, игры. Эмоциональность восприятия праздничного материала усиливается благодаря активному участию взрослых. Педагоги принимают активное участие и играют разные роли, согласно проводимому празднику.

В основе каждого музыкального праздника или развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому мы  раскрываем ее на доступном детям художественном материале и обязательно рассматриваем  возрастные и индивидуальных особенности детей, учитываем имеющийся у детей репертуар, уровень развития,  вокальных и двигательные  навыки и интересы. Стараемся сделать праздник насыщенным и интересным, чтобы каждый ребенок принял активное участие в празднике. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться одним приятным делом. В нашем детском саду проводятся такие праздники, как например осенины, рождество Христово, крещение, масленица, вербное воскресенье, пасха, день святой Троицы и т.д.

На празднике осени дети с удовольствием исполняют песни, разыгрывают разные сценки, исполняют частушки, играют в игры, исполняют танцевальные номера, рассказывают о дарах осени.

Одним из любимых праздников детей, который проводится в стенах нашего дошкольного учреждения  каждый год, является Масленица. Проводя «Масленицу» в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы.

Вместе с педагогами готовили представление с традиционными сказочными героями Скоморохом, Масленицей, Емелей. Воспитанники детского сада активно принимали   участие в различных играх, соревнованиях, дети играли, водили  хороводы. Репертуар, (песни, заклички, потешки) звучавший на празднике был заранее изучен на музыкальных занятиях. В конце праздника все дети детского сада отведали круглые желтые блины, которые являются  символом солнца, а значит, обновления и плодородия.

Так же хочу немного рассказать о празднике, который проходил совсем недавно в стенах детского сада это «Вербное воскресенье». Дети принимали так же активное участие.

Дети с удовольствием водили хороводы с веточками вербы, играли в задорные игры, исполняли песни на тему праздника такие, как «Вербное Воскресенье», « Барашки», к детям приходила принцесса весна, со своими загадками и подарками.

В воскресенье  1 мая все православные   будут отмечать праздник православного календаря «Пасха». Этот праздник так же празднуется каждый год в стенах нашего детского сада и  не останется без внимания и в этом году и обязательно будет проведен. Хочу так же обратить внимание на то, что организуя эти праздники мы не стремимся в своей работе сделать акцент на православных традициях русского народа. Ведь среди детей в детском саду присутствуют представители разных национальностей. Мы лишь знакомим воспитанников с традициями празднования этих праздников.

Наиболее благотворным периодом ознакомления с народными календарными праздниками и обрядами является дошкольный возраст, когда у детей ярко выражена естественная потребность и интерес к фольклору (детским народным играм, песенкам, прибауткам и т.д.).

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.

Соблюдение традиций – это путь к единению семьи. Поэтому проведение музыкальных народных календарных праздников и обрядов  является  основным средством духовно - нравственно  воспитания дошкольников.


.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре".

Одно из основных задач детского сада является формирование правильной устной речи . Овладение связной речью- главное условие готовности ребёнка к обучению в школе. Реализовать эти задачи помогае...

Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"

Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре  и традициям"...

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре....

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для родителей)

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре ...

Консультация для родителей на тему: "Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям"

laquo;ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».   Мы родились и живем во времена больших перемен, когда над человечеством нависла угроз...

Консультация для родителей "Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре"

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всесто...

Консультация для родителей на тему: "Фольклорные праздники – средство приобщения детей к народной культуре и традициям"

laquo;ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ – СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ».   Мы родились и живем во времена больших перемен, когда над человечеством нависла угроз...