Клуб "Заботливые родители" Детская поэзия
статья (старшая группа) на тему

Костюкова Наталья Владимировна

Детская поэзия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детская поэзия596.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №60 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Клуб «Заботливые родители»

Тема: «Детская поэзия »

Авторы: учитель-логопед Давыдова Лариса Юрьевна

воспитатели: Костюкова Наталья Владимировна

Трифонова Вера Николаевна

                                                       

2016

Детская поэзия.

Цель: Повышать педагогическую культуру родителей в процессе взаимодействия с  педагогами детского сада по формированию у детей интереса к поэзии.

Задачи:

  • Заинтересовать родителей в многообразии и красотой детской поэзии.
  • Помочь родителям в правильном подборе стихотворений для чтения и заучивания с ребенком.
  • Рассказать о важности заучивания стихотворных текстов для развития ребенка.
  • Ознакомить родителей с приемами, помогающими при заучивании и рассказывании стихотворений: мнемотехника, логоритмика.
  • Обучение родителей практическим навыкам использования приемов логоритмики и мнемотехники.

«Читайте детям стихи,

пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,

сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Белинский.

В дошкольном возрасте необходимо вести работу, направленную на воспитание у детей любви к поэзии, знакомство с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихотворения.

  • Заучивание поэтических произведений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
  • Процесс заучивания стихотворений для дошкольников имеет огромную  пользу:

- расширяется кругозор

-  рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию,

-  развивается память

-  формируется культурный уровень  

- обогащается словарный запас, формирующий его собственную речь

- развивается техника речи: дикция, дыхание

D:\Заботливые родители гр 1 2016\P3250002.JPG

Подбор стихотворений для заучивания.

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте требования к подбору стихотворных произведений следующие:

1) простота и четкость ритма;

2) краткость самого стиха и отдельных строк;

3) простота и ясность знакомых детям образов;

4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко

выраженной действенности.

5) в стихотворных текстах должно быть много существительных и глаголов.

Для заучивания можно использовать коротенькие потешки и стихи (например, А. Барто «Игрушки», Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С.Маршака  и др.). По объему - это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Также не стоит забывать и материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются:

  1. более сложные по содержанию и форме стихи
  2. увеличивается их объем (например, З. Александрова «Ёлочка» А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).
  3. могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).  

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять

инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются

достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи

(А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; С. Есенин «Белая береза» и др.) .

В подготовительной группе:

  1. стихотворные тексты усложняются объёмом, художественными средства,
  2.  для заучивания можно предложить детям басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Но для этого, нужно провести подготовительный анализ басни, для понимания басни.

Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно по содержанию соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, спокойным детям - размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи, потешки, песенки (так они смогут выплеснуть стесняющую их энергетику). Застенчивым будет приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

D:\Заботливые родители гр 1 2016\P3250004.JPG

Очень важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего мне это нужно). Это могут быть различные игры: «Артисты», «Порадуй друга», чтение стихов на утреннике для родителей; выступление перед малышами и другие мотивы.

D:\Заботливые родители гр 1 2016\P3250005.JPG

Для помощи заучивания стихотворения с ребенком можно использовать методику -  мнемотехника. Мнемоника (греч.) искусство запоминания. Мнемотехника – это  приемы и способы с помощью которых образуются ассоциации (связи), когда абстрактные объекты  и факты заменяются на зрительные, слуховые и двигательные представления.

Мы хотим поделится опытом, использования этой методики с нашими детьми. (Показ альбома с мнемотаблицами). А сейчас предлагаем вместе заучить стихотворение С. Есенина «Береза».

C:\Users\Наталья\Desktop\работа15-16\Детская поэзия\дети с книжками\IMGP1480.JPG

C:\Users\Наталья\Desktop\работа15-16\Детская поэзия\дети с книжками\IMGP1483.JPG

БЕРЕЗА 

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Для более легкого заучивания и интересного рассказывания стихотворения можем использовать технологию – логоритмика (речь с движением).  Логоритмика  развивает чувство ритма, координацию движения, дыхание, слуховое внимание. Сейчас мы с вами на примере стихотворения С.Я. Маршака вместе используем этот прием.

D:\Заботливые родители гр 1 2016\P3250007.JPG

Когда у вашего ребенка сформирован определенный багаж  стихотворений, можно поиграть в семье в домашней обстановке в различные виды викторин:

- Взрослый называет фразу – ребенок отгадывает героя или произведения.

Я буду вам вторая мать

Умею сливки я снимать.

Мышей ловить я буду,

Мыть языком посуду…

Впустите бедную родню.

(Кошка, Кошкин дом)    

- Взрослый называет героя – ребенок говорит слова героя

- Назвать предметы, которые есть в этом произведении.

D:\Заботливые родители гр 1 2016\P3250001.JPG

D:\Заботливые родители гр 1 2016\P3250011.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. ПОЭЗИЯ.

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.ПОЭЗИЯ....

Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.

Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства"....

"Уйнап, җырлап үсәбез". Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи через поэзию у детей дошкольного возраста.

Во время этой деятельности дети побывают в гостях у кошки, у зайца, поиграют с ними в разные игры. Они узнают очень многое об этих животных, в том числе, и о том, что кошка - домашнее животное, а заяц...

Презентация творчества педагога "Поэзия в рисунках" автор Гаврилова А.А.

В презентации представлен авторский комплект мнемотаблиц "Поэтический Петербург".Это схемы - рисунки, в которых заложена информация об обьектах города сиспользованием поэтического слова....

Поэзия русского народного костюма

Побуждать интерес детей к русскому национальному творчеству, подчеркнуть основное назначение - беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, помнить, что многие виды современной оде...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» ЛУЧШЕ МАМЫ В МИРЕ НЕТ

Наш праздник мы посвящаем нашим дорогим мамам. Сегодня мы будем говорить им слова любви, благодарности и признательности за их заботу, тепло, ласку, которыми они нас окружают с момента нашего рождения...