Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.
статья по окружающему миру по теме

Евдокимова Людмила Дмитриевна

Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

     «Воспитание духовности у детей через   поэзию»

     Автор: Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель      

       МБДОУ №12 ст. Каневская.

Сообщение на районном семинаре:

«ФОРМИРОВАНИЕ  ДУХОВНОСТИ  У  ДЕТЕЙ  ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА».

              Духовность детей не возможна без влияния разных видов искусств и одним из таких является поэзия. Чтобы эта работа не проводилась стихийно, а в системе, я составила план работы по воспитанию у детей духовности через поэзию.

В своей работе я использую лучшие образцы русской литературы в поэтическом её проявлении. Это стихи таких поэтов как Ф.Тютчева, А.Плещеева, Ю.Лермонтова, П. Вяземского, М. Пляцковского, А.Прокофьева, В. Шамонина и стихи детских поэтов. Содержание таких стихов раскрывает трепетные чувства привязанности к матери, чувства любви к Родине, к родной армии, к родному дому, о том , как прекрасен мир в котором мы живём. (На мульти медио:  видео фильм, где я со своими детьми наблюдаю природу.)

Постоянно общаясь с детьми я как это возможно, использую поэтические строки. И пусть ещё дети не совсем понимают точный смысл, но ритмика стихотворной формы привлекает. При этом не так важно развита у ребёнка речь или он произносит только отдельные слова. Поэтому поэтические строки я использую в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию с начиная с трёх летнего возраста потешку, используя пальчиковую гимнастику.) . (На мультимедио фото, где я с детьми читаю потешку при помощи пальчиковой гимнастики.)

В этом возрасте я использую малые фольклора: потешки, небылицы, заклички. Они лаконичны и чётки по форме, с их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, а так же эти формы поэзии учат детей народной мудрости, ведь слово «фольклор» в буквальном переводе с  английского языка означает «народная мудрость». В фольклоре воплащены воззрение народа, идеалы, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.

В более старшем возрасте на смену потешкам приходят пословицы и поговорки. Такие формы поэзии развивают не только устную речь ребёнка, но и позволяют обогащать его духовный мир, учат определённым нравственным нормам: развивают патриотизм, уважение к прошлому своего народа, его традициям, усвоение морально – нравственных норм поведения в обществе.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии веками впитавшей в себя  жизненный опыт многочисленных поколений (примеры). Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно отражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово.

И так, фольклор в воспитании духовности играет важную роль, он является уникальным средством для передачи народной мудрости на начальном этапе развития и воспитания детей дошкольного возраста.                

Поэзия развивает чувство родного языка. Как правило дети быстро запоминают стихи и с удовольствием их рассказывают. Важно поддерживать желание детей рассказывать стихи, поэтому в своей работе по данному вопросу я всегда использую стихи выше указанных поэтов и другие. Ни что так не выражает чувств человека как поэзия, а дети как известно, познают всё прежде всего при помощи чувств.На мульти медио видио филь, где дети читают стихи).

Вы только вслушайтесь в эти стихи, которые я прочитала детям, знакомя их с таким удивительным нашим окружающим миром( Лето А.Плещеева). Какой восторг! Ведь ,дети так любят наблюдать за насекомыми, которые составляют одну из ступеней окружающего мира и как точно поэт подметил особенности этого прекрасного мира.( На мультимедио  картины, отражающие наш мир природы) 

В детском саду стало доброй традицией проводить поэтические чтения к определённым датам календаря: Рождественские чтения, Пасхальные встречи, День семьи – Святых Петра и Февронии и др.(На мультимедио фото, отражающие Рожденственские чтения)

А беседуя с детьми об образе матери, которую любит каждый ребёнок, я читаю всем известные строки из стихотворения Е.Благининой « Посидим в тишине» - Мама спит она устала....

И вижу на лицах детей светлую грусть. Ведь это так знакомо и чувство безграничной любви ребёнка к матери ещё более обостряются. И основываясь на этом конкретном образе мамы, я постепенно раскрываю новый образ матери - образ Божьей Матери, которую можно попросить о том ,что бы она помогала детям в добрых делах; что бы мама и папа любили их, а бабушка не болела, что бы братик или сестричка делились игрушками. Она всё исполнит, ведь Божья матерь любит всех. (Читаю стихотворение В.А.Смирнова « Нерушима и священна»; на мульти медио  образы с иконы Божией Матери, которые меняются)

Одной из форм по воспитанию духовности являются «Уроки Доброты», т.е. обыгрывание ситуаций на эмоционально – нравственные темы. Слово «урок» было выбрано с целью создания позитивного образа понятия, которое в школьной жизни ребёнка займёт значительное место. На таких «уроках доброты» дети активно участвуют в сценках, которые формируют у них практический навык любви и уважения друг к другу, а поэзия помогает детям глубже проявлять и понимать свои чувства и чувства других детей. (На мульти медио -  видео фильм со сценками, где дети упражняются на «уроках доброты»).

На таких уроках мы учимся сопереживать, размышлять о своём эмоциональном состоянии, внушить уверенность в себе, ответственность за свои поступки.

Цель таких уроков - научить через поэзию раскрыть нормы нравственного закона: добро порождает добро и наоборот. И благодаря этому обрести гармонию духовного и материального начала, душевное равновесие, покой, радость, мир и благополучие. Дать понять детям что это, и есть полнота жизни. Например, читая стихотворение Р. Гамзатова о друге трудно остаться равнодушным:

             Люди, я прошу вас, ради Бога,

             Не стесняйтесь доброты своей.

            На земле друзей не так уж много,

           Опасайтесь потерять друзей.                                                                                  

Поэзия помогает детям познать глубже, как мы должны поступать, что бы не разрушить гармонию чувств, мыслей и поступков.

В поэзии всё гармонично сочетается. Она сама по себе не может нарушить душевной гармонии. А это верный путь к совершенствованию самого себя. Поэтому поэзия является одним из главных средств совершенствования нравственного начала детской души.

Чувства, которые вызывает у детей поэзия, позволяют оказаться им на поляне добра и любви и способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. (На мультимедио – слайды с полянами различных цветов).

И выражая свои чувства      к выше сказанному, позволю прочитать вам эти собственные стихи:

«Поляна доброты, где же здесь цветы?

 Да вот же все они Андрюши, Тани, Вани.

 Все здесь на этой вот поляне,

 Поляне детства, счастья, и добра.

 Ей вечно расцветать!

 И не увянет никогда поляна та!»

       

                 


           

        ВОСПИТАНИЕ  ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ

                              ЧЕРЕЗ ПОЭЗИЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты