Логоритмика и развитие речи
консультация (младшая группа) на тему

Волошина Елена Сергеевна

Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика - метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_i_razvitie_rechi.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь.

Внутренняя - это наши мысли, мы мыслим словами.

Внешняя речь - это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, во фразы. Это еще и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте.

Ну, и общая дикция, конечно же, потому что можно прекрасно произносить все звуки изолированно, можно пользоваться интонациями, голосовыми модуляциями, но будет общая смазанность, каша во рту и речь будет непонятна, и не будет адекватно и комфортно восприниматься слушателями. Внешнее оформление речи передает подтекст сообщения, выражает эмоции говорящего (радость, гнев, возмущение, удивление), делает речь выразительной.

В произносительной стороне речи проявляется важнейшая функция речи - коммуникативная, то есть речь здесь выступает как средство общения людей.

И, вообще, в филогенезе, в историческом развитии человека (если за основу брать Дарвиновскую теорию происхождения человека от обезьяны) сначала появились жесты и некие звукокомплексы, которые окантовывались ритмом, то есть чередованием ударных и безударных слогов. Это придавало интонационную окраску общению.

Отсюда исходит вывод, что умение правильно пользоваться интонацией, голосом, правильно распределять речевой выдох является предпосылкой языкового развития ребенка.

Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика - метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему музыка? Музыка - это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства.

Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет.

Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.

Таким образом, связь движений и речи

• нормализует состояние мышечного тонуса,

  • помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
  • развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
  • способствует регулированию темпа и ритма речи,
  • устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.

На занятиях логоритмикой решаются следующие задачи:

-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение

произвольно реагировать на музыкальный сигнал);

-снижение психоэмоционального и телесного напряжения; -интонационно-мелодическое развитие речи;

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие и укрепление мимической мускулатуры;

-развитие силы, высоты, тембра голоса;

-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности; -развитие эмоционального мира ребенка и воображения.

Развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики; -развитие чувства ритма и координации движений;

-формирование пространственных представлений и схемы тела (например усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ). Логоритмические занятия включают:

  • -двигательные игры и упражнения (в том числе различные виды ходьбы и бега) на координацию движений, речи и музыки);
  • -дыхательные упражнения;
  • -упражнения для развития мышечного тонуса;
  • -счётные упражнения;
  • -вокальные упражнения;
  • -слушание музыки;
  • -чтение стихов под ритм или музыку;
  • -ударный оркестр;
  • -самомассаж мышц лица, кистей рук; пальцевая гимнастика;
  • -психогимнастические упражнения.

Игры и упражнения периодически объединяются (по тематике) в логоритмическую сказку или в итоговое сюжетно-тематическое логоритмическое занятие.

Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Консультация для родителей «Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы» и «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования. Одна из основных задач музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавл...

Консультация для родителей «Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы» и «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Одна из основных задач музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус воспитанников. И сегодня мы поговорим с вами об этом&helli...

Логоритмика и развитие речи.

Логоритмика и развитие речи....