"Личностные особенности ребенка"
консультация на тему

Голубенко Светлана Васильевна

Если присмотреться какими цветными карандашами чаще пользуется ребенок, то можно кое-что узнать о его характере, на который можно творчески воздействовать. Цвет, который предпочитает ребенок, является важным диагностическим показателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_lichnostnye_osobennosti_rebenka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Личностные особенности ребенка»

Педагог-психолог: Голубенко Светлана Васильевна

                                                     

Большую роль в развитии ребенка играет знание родителями его личностных особенностей. «Цветные дети» - так называется методика, предложенная детским психологом З. Юзмеевой. Все дети любят рисовать. Ученые считают, что по рисункам можно определить характер ребенка, его реакцию и действия в определенных жизненных ситуациях, эмоциональный климат в семье, понять, были ли у ребенка нервно-психические травмы, составить прогноз, кем и каким он вырастет. Иными словами, в рисунках может раскрыться внутренний мир ребенка, порой не видимый родителями.

Если вы присмотритесь, какими цветными карандашами чаще всего пользуется ребенок,  то можете кое-что узнать о его характере, на который можно творчески воздействовать. Цвет, который предпочитает ребенок, является важным диагностическим показателем.

«Желтые» дети более всего предрасположены к творчеству (на языке цвета желтый означает духовность, связь, но и опасность): желтый нимб над головами святых, желтые почтовые ящики, желтый флаг карантина. «Желтые» люди – свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие, а поэтому – опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть, и у кого основной моральный принцип – не выделяться, не умничать. С другой стороны, «желтый», будучи фантазером, может в своих фантазиях оторваться от земли, зайти далеко, и тогда существует ограничение, угроза «желтого дома».

«Желтый» ребенок – мечтатель, фантазер, сказочник, мистификатор, шутник, не от мира сего. Когда он вырастет, он будет предпочитать интересную, разнообразную работу, всегда во что-то верить, на что-то надеяться и жить будущим, а в настоящем он, как правило, неприспособленный и непрактичный.

У «фиолетовых» детей богатый внутренний мир, и от «желтых» детей они отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость, эстетичность, скромность, воздержанность, мученичество. Такие люди чувствительны, их легко загипнотизировать, они возбудимы, стремятся производить впечатление и при этом способны посмотреть на себя со стороны, но очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

«Красные» дети, напротив, открыты и активны. Красный цвет – цвет крови, жизни, здоровья, энергии, сексуальности, силы, власти, войны, революции. Когда-то красную одежду могли носить только короли, сенаторы, генералы, кардиналы, палачи, а красный флаг поднимали революционеры. Очень трудно родителям с «красными» детьми: живыми, непоседливыми, возбудимыми, ломающими игрушки, непослушными. Когда они вырастут, то их высокая работоспособность будет определяться стремлением добиться успехов, получить результат, заслужить похвалу. Интересы сегодняшнего дня превыше всего: отсюда – напористость, эгоизм.

«Сине-зеленые» дети. Данный цвет – индикатор состояния нервной системы. У тех, кому он нравится, нервы перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый, уже имеет истощенную нервную систему. Нервное истощение определяется самим характером: серьезный, волевой человек, принципиальный, педантичный, внимательный, контролируемый, очень боится ошибиться, лишиться достигнутых успехов, скомпрометировать себя, вызвать в свой адрес критику. Не случайно «сине-зелеными» чаще всего являются чиновники и администраторы.

На языке цветов сине-зеленый означает воду, лед, холодность, глубину, принцип, гордость, престиж, тщеславие. Поэтому очень важно «сине-зеленого» ребенка уберечь от излишней регламентации, необходимо предоставлять ему большие свободы, поощрять инициативу, заменять наказание поощрением, не требовать учиться только на пятерки.

Намного реже встречаются «зеленые», «оранжевые», «коричневые», «черные», «серые» и «белые» дети.

«Зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви; чтобы он не вырос в «зеленую» личность – консервативную, боящуюся перемен, которая ничего не приносит, кроме потерь, - требуется особое творческое воспитание, умение внушить чувство надежности, открытости, интереса.

«Оранжевые» дети легко возбудимы, как « красные» и «желтые». Но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат не потому, что что-то случилось, а так, без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу прибавляется оранжевое небо да еще оранжевая мама – этот цвет становится навязчивым, неприятным, он раздражает и опустошает.

«Коричневые». В коричневом оранжевый цвет глушится черным, дискомфорт первого уходит внутрь, не осознается. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, принадлежность к асоциальной группе (среде), участие вместе со взрослыми в драматических событиях – эвакуация, бегство, эмиграция и, наконец, умственная неполноценность. Тогда приземленный, уютный и даже приятный в небольших дозах в зимнее время коричневый цвет у «коричневых» детей становится способом создания своего особого, закрытого и надежного маленького мирка, источника скромных желаний – вкусно поесть, поспать в мягкой постели, испытать приятные ощущения от физической близости.

«Черные». Черный цвет, как цвет угрозы, конца всему и смерти, совершенно противопоказан детям. Его редкое предпочтение другим цветам свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Когда в юности наряду с черным цветом предпочитаются желтый и фиолетовый, то это может быть яркая натура драматического актера, о чем свидетельствуют результаты конкурсных приемов  театральные училища; прибавим предпочтение или отрицание сине-зеленого цвета, и получим ситуацию, когда бурный сценический успех приводит в неврологический диспансер.

«Серые». Иную психологическую картину дает серый цвет, тоже противопоказанный детям и означающий рутину, беспросветность, заботы, бедность, отверженность. Собственно «серые» дети встречаются исключительно редко, но можно их распознать в тихих, несмелых, замкнутых детях. «Серая» ситуация возникает, когда ребенок отгородился от всех или его «отгородили»; в новом классе, в новой школе; ему объявлен бойкот; во время экзамена. Непонимание того, нравится тебе серый цвет или нет, - первый признак усталости.

«Белый». И наконец, белый – цвет начала нового, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Его можно любить только в исключительной ситуации. У подростка: наступление половой зрелости при полной неосведомленности в этой области, длительное пребывание в больнице (часто одновременно предпочтение отдается и черному цвету), перемена места жительства, при полной смене образа жизни  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, со...

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными.

В статье расскрываются личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчинёнными....

Индивидуально-личностные особенности детей

Все дети разные. В общении с детьми необходимо учитывать личностные особенности каждого ребенка...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы....

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 3 до 6 лет.Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет

Методика разработана Гуськовой Т. В. и Елагиной М. Г. и предназначена для диагностики особенностей отношения ребенка к себе в период кризиса трехлетнего возраста....

Каждый ребенок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка ...