Статья: «Актуальность развития ориентирования в пространстве детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)

Бобонец Лариса Викторовна

Дети шестого года жизни должны уметь хорошо ориентироваться в окружающем пространстве от себя и окружающего предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx100.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста».

Дети шестого года жизни должны уметь хорошо ориентироваться в окружающем пространстве от себя и от любого предмета. Важную роль в формировании знаний о пространстве играют экскурсии, прогулки, подвижные игры и различные упражнения в процессе бытовой деятельности.

Так, гуляя с ребенком, вы обращаете внимание его на расстояние до разных объектов: что находится ближе к нам, а что дальше от нас; какая дорожка прямее, какие цветы находятся около дома, а какие далеко от дома и т. д. Дети этого возраста должны хорошо ориентироваться в выборе направления на основе практической ориентировки, ваших словесных указаний, а также уметь понимать графическое изображение пространственных отношений на бумаге и самостоятельно изображать окружающее пространство в рисунке, схеме.

Особое значение следует уделять обучению детей ориентироваться на листе бумаги. Для этого можно использовать специальные игры и упражнения. Например, игра «Будь внимательным!» Для игры нужна картонная карта или просто лист бумаги (10X12). Вы предлагаете ребенку задания: положи в ряд 5 квадратов на верхней части листа и 4 прямоугольника внизу листа; затем фигуры можно изменить. Например, на верхней части листа ребенок выкладывает кружки, а на нижней - овалы. Выполнив задание, дети объясняют, что сделали, сколько и каких фигур, где положили.G:\1356362036_425.jpg

Подобные задания можно выполнять с игрушками, цифрами и т. д. Фигуры могут располагаться справа и слева, по углам и в центре, но суть одна - учить ребенка ориентироваться в соответствии с инструкцией взрослого.

На последующих занятиях вы можете усложнить задания: учить ребенка определять отношения взаимного положения предметов на листе бумаги, обозначать эти отношения словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине; располагать предметы по образцу. Такие занятия дадут ребенку не только знания, помогут сформировать не только умения в ориентировке, но что не менее важно — будут способствовать развитию у него внимания, мышления, пространственного воображения и речи. Очень полезными будут упражнения в рисовании, конструировании, аппликации. Прежде чем выполнять рисунок, делать постройку, ребенок под вашим руководством должен проанализировать образец, выделив в нем положение основной части или фигуры, пространственное расположение отдельных крупных и более мелких частей, воспроизвести это в заданной работе.G:\22006-2_enl.jpg

Каждое занятие с ребенком должно развивать у него способность производить такой анализ самостоятельно и более тщательно. Вначале ребенок будет тянуться руками к образцу, и пытаться все потрогать, подвигать, но постепенно действия рук будут носить второстепенную роль, а затем совсем перестанут быть необходимыми.

При выполнении различных заданий родители должны обращать внимание на употребление детьми специальных слов, обозначающих пространственные отношения между предметами, направления, расстояния. Например: впереди, сзади, слева, справа, между, сбоку, прямо, наверху, под скамейкой, между деревьями и т. д.

Под влиянием обучения у ребенка шестого года жизни должно быть сформировано представление об основных пространственных направлениях, кроме того, в результате постоянных упражнений это представление как бы начинает дробиться на вертикальные, фронтальные линии. Причем точки на этих линиях, расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением площади выделяемых участков в длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности как о едином непрерывном пространстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди или сзади, справа или слева. Дифференцирование же основных пространственных направлений обусловлено в свою очередь уровнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе"

В статье подробно изложен материал о музыкальных занятиях и как они помогают развиваться дошкольнику....

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы....

Статья "Особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Познавательная активность – это стремление к получению новых знаний, способность к независимым действиям, рассуждениям, обладание инициативой, решительностью, свободой от посторонней поддержки и...

Консультация для родителей «Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Ориентирование в пространстве детей старшего дошкольного возраста»....