Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет
консультация (младшая группа) по теме

Бабась Лариса Владимировна

Практический материал содержит упражнения для формирования правильного артикуляционного уклада при постановке звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»
- Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
- Сами покажите, как нужно улыбаться.
- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
- В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
 
2. «Поцелуй маму»
- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
- После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем аккуратно нажмите ука¬зательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
- Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»
- Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
- Убираем язычок, рот закрываем.
- Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
- Попросим малыша приоткрыть ротик.
- Теперь высовываем язычок.
- ….и покусаем его слегка зубками.
3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
- Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
- Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
- Покажите картинку со снежной крутой горой.
- Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
- Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
- Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
- Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
- Теперь пробует малыш.
- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
- Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
- Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
- Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
- Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты.
- Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
- Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
- Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
- Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Подготовила учитель-логопед Бабась Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная (речевая) гимнастика

Артикуляционная (речевая) гимнастика На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органной речи. Проводить гимнастику надо ежеднев...

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 3-4 лет

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 3-4 лет...

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для тренировки органов, участвующих в образовании звуков речи: языка, губ, щек, нижней челюсти. Условно все упражнения можно разделит...

Артикуляционная (речевая) гимнастика.

 Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного...

Консультация для родителей Артикуляционная (речевая) гимнастика (методика)

Консультация для родителейАртикуляционная (речевая) гимнастика (методика)Для чего нужна артикуляционная гимнастика и речевое дыхание?Естественное желание любой любящей мамы – чтобы малыш ка...

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет.

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцирован...