Консультация. Речевая готовность к школе.
консультация (подготовительная группа) на тему

Клепикова Ольга Николаевна

Консультация. Речевая готовность к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к обучению в школе.

В настоящее время рассмотрение и анализ речи основывается на понимании ее как деятельности. В соответствии с этим основными характеристиками речевой деятельности, как и любой другой деятельности, являются: предметность, активность, единство объекта и субъекта, процессуальность, пластичность, неразрывное генетическое единство внешней и внутренней форм, целенаправленность, трансформационный характер.

Готовность к школьному обучению рассматривается как определенный уровень интеллектуального, волевого, речевого развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Н.И. Кузина, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). В связи со сменой образовательных парадигм и стремительной модификацией школьных программ, использованием методов обучения, требующих от учеников владения коммуникативными умениями и навыками, умением конструктивно работать в группе, анализировать и обобщать получаемую информацию, доказывать собственную точку зрения (И.И. Зарецкая, Г.М. Кучинский, А.В. Мудрик, Е.И. Пассов и др.), особое значение в плане готовности к обучению в школе имеет речевая деятельность (Е.Е. Кравцова, Н.И. Кузина, М.И. Лисина, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков и др.). (5)

Значение этой составляющей готовности к школьному обучению особенно явно выступает в случаях ее несформированности, что наблюдается у детей с различными речевыми нарушениями (Л.И. Боровских, В.И. Терентьева, А.В. Ястребова). По данным отечественных и зарубежных ученых, до 3% населения Земли страдают речевыми нарушениями (С.Р. Асланова, Е.Н. Садовникова, А.В. Ястребова, J. Lucong, M. Sugarman и др.).(5)

Коммуникативная деятельность и внеречевые процессы у дошкольников часто имеют особенности, детерминирующие недостаточную сформированность у них речевой деятельности как составляющей готовности к школьному обучению. Присущие таким дошкольникам различные уровни сформированности коммуникативных умений и навыков и различная степень выраженности особенностей внеречевых процессов иногда требуют дифференцированного подхода в обучении.

К моменту перехода в старший дошкольный возраст дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков).

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.  

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки [ с] и[ ц], [с] и[ ш], [ш] и[ ж]  и другие.

К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью. (14)

Словарный  запас    ребёнка старшего возраста    представлен всеми  частями  речи: существительными, глаголами, прилагательными, числительными, местоимениями, наречиями, союзами. Присутствуют  обобщающие  слова.(11)

Словарный  состав  представляет  лишь  строительный  материал, который  только  при  сочетании слов  в  предложении  по  законам грамматики  родного языка  может  служить  целям  общения  и  познания  действительности.(29)

Говоря  об  усвоении  грамматики  имеется  в  виду  выяснение  вопроса  о  том, овладел  ли  ребёнок  на  практике  существующими  в  языке  закономерностями  словоизменения- изменение  слов по различным  грамматическим категориям (родам, числам, падежам, временам),без  изменения  основного  значения  слов   и  словоизменения, при  котором  меняется  основное  значение  слова, образуются однокоренные слова.

Грамматикой  словоизменения  ребёнок  овладевает  к  4 годам, тогда  как  системой  словоизменения   примерно  к 7-8 годам. Грамматика  очень важна, потому что  очень большой словарный запас  не  решает  проблему полноценной  устной речи: умение активно пользоваться  словами, строить из них предложения, высказывания, чтобы достаточно  ясно  выражать свои мысли.(9) К  началу  школьного  возраста  ребёнок  уже  в  такой  мере  овладевает  сложной  системой  грамматики, включая  самые  тонкие  действующие  в  языке  закономерности  синтаксического  и  морфологического  порядка, что  усваиваемый  язык  становится  для  него  действительно  своим.(11)

Под  связной  речью  принято понимать  такие  развёрнутые ( то есть  из  многих предложений  высказывания), которые  позволяют  чётко  и  последовательно  излагать  свои  мысли. (11)

У  детей  старшего  дошкольного  возраста  связная  речь  достигает  довольно  высокого  уровня.  На  вопросы  ребёнок  отвечает  достаточно  точным, кратким  или  развёрнутым  ответами.  Развивается  умение  оценивать  высказывания  и  ответы  сверстников, дополнять  и  исправлять  их. На  6  году  жизни  ребёнок  может  довольно  последовательно  и   четко  составить  описательный  или  сюжетный  рассказы  на  предложенную  ему  тему. Однако  дети  всё  ещё  чаще  нуждаются  в  предшествующем  образце взрослого. Умение  передавать в  рассказе  своё  эмоциональное  отношение  к  описываемым  предметам  или  явлениям  у  них  развито  недостаточно.(2)

Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физического и психическое развитие.(32)

Для развития речи имеет большое значение психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи .оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии,  хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

Формирование речевой деятельности как составляющей готовности к школьному обучению требует соблюдения следующих педагогических условий:

- построение и осуществление коррекционного воздействия в двух взаимосвязанных направлениях: нормализация внеречевых процессов и восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности и включение в него креативных речемыслительных заданий; социально-бытовых ситуаций; совместных движений органов артикуляции и кистей рук; упражнений, направленных на совершенствование свойств голоса и воспитание интонационной выразительности; упражнений, направленных на развитие мимики, жестов движений;

- обеспечение последовательного и поэтапного усложнения коммуникативной деятельности и совершенствования внеречевых процессов у детей с учетом ведущей деятельности данного возрастного периода - игровой;

- организация среды общения на основе положений личностно ориентированного образования в соответствии, с которыми отношения между педагогом и ребенком строятся как субъект-субъектные и ребенок в рамках этих отношений занимает активную позицию субъекта коррекционного процесса. (21)