Консультация "Речевая готовность к школе"
консультация

Арькова Наталья Геннадьевна

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.     

Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевая готовность к школе17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе»

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.      

Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

- Уметь слышать определенный звук в слове.

- Уметь различать звуки родного языка:

звонкие – глухие (т – д,,б – п, в – ф и т.п.) твердые – мягкие (т – ть, л – ль и т.д.), близкие по артикуляции ( ч – щ, с – ц, ш - щ).

Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящимпо смыслу словом.

Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ.

(МАЙКУ)

В ней всего-то три окна,
И за елкой не видна.
Хоть бела, но маловата
Небольшая наша ВАТА.

(ХАТА)

Много снега во дворе —
Едут ТАНКИ по горе.

(САНКИ)

Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.

(БУДКЕ)

Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ.

(СУП)

Посмотрите в воду сами -

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный ДОМ.

(СОМ)

Когда поранишь ты колено,
То покупаешь непременно,
Уверенный, что все пройдет,
Коричневую жидкость — МЁД.

(ЙОД)

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

Уметь выделять первый, последний звук в слове.

•         Определить количества звуков в слове (рука, утка, мак и т.п.)

•         Перечислить последовательно звуки в слове.

•         Определить место звука в слове.

  • назвать три слова со звуком С (или Л и т.д.). Причем, не обязательно заданный звук будет находиться в начале слова. Он может находиться и в конце слова, и в середине.
  • Игра «Цепочка слов»: вы называете первое слово, выделяя в нем последний звук, и предлагаете ребенку придумать слово на этот звук и т.д.
  • Игра «Волшебный мешочек»: достаем предмет из мешочка, называем слово, звуки по порядку и количество звуков.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.  

  • Игра «Чей след?»
  • Игра «Спортсмены»

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Составить предложение с предложенными картинками, составить описательный рассказ.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

  • проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

  • не ругать ребенка за неправильную речь;

  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

    Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

    И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.