Гиперактивность у детей
консультация по теме

Консультация для родителей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гиперактивность у детей

В медицине проявление повышенной активности называют гиперактивностью, или гиперкинезом (это повышенная, неконтролируемая двигательная активность человека), он не способен к длительной концентрации внимания, не в состоянии спокойно сидеть на стуле, его как бы изнутри распирают какие-то силы.

Такое состояние часто связано с нарушением центральной нервной системы, но иногда возникает в результате эмоциональных стрессов и переутомления.

Гиперактивный ребёнок может довести родителей до отчаяния, если они не понимают, что это заболевание. Что происходит, когда в умах и сердцах матерей и отцов сталкиваются подлинная любовь к своему сыну (дочери) и сильное раздражение из-за постоянного напряжения, в котором им приходится жить? Неизбежным результатом становится чувство родительской вины, которое оказывает сильное отрицательное воздействие на настроение и может даже стать пагубным для здоровья.

Родители должны знать, с какими проблемами сталкивается гиперактивный ребёнок и какие трудности он испытывает. Во-первых, у него могут накапливаться и усиливаться проблемы психологического характера, в основном из-за отношения к нему сверстников. Энергия ребёнка, его нервозный характер раздражают не только взрослых, но и окружающих его детей. Моментально и непредсказуемо он может переходить от смеха к слезам, вызывая у сверстников подозрение в том, что он какой-то не такой, очень странный. Как реакция на негативное отношение окружающих у ребёнка может возникнуть ощущение собственной неполноценности.

Во-вторых, слишком активный ребёнок часто сталкивается с серьёзными проблемами в годы обучения в школе. Ему трудно, а подчас просто невозможно спокойно усидеть на месте и выполнять требования, предъявляемые к ученикам на занятиях. Промежуток времени, в течении которого он может фиксировать на чём-то своё внимание, минимален. Когда учитель объясняет материал или даёт задание, ребёнок начинает озорничать, отвлекаться на что-нибудь постороннее. Это отрицательно сказывается на его успехах и вызывает негативную реакцию взрослых.

У многих гиперактивных детей, скорее всего, просто не сформирован в достаточной степени неврологический аппарат, что затрудняет развитие навыков и умений. Поэтому такие дети обречены переживать неудачи, особенно во время учёбы в первом классе.

15 полезных советов родителям,

предложенных доктором Д.Реншоу.

  1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.
  2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном.

Чувство гнева и возмущения – это нормальное явление, но оно поддаётся контролю и совсем не означает, что вы не любите своего ребёнка.

  1. Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укрепляя нервы для того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они ни были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.
  2. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: «Нет», «Прекрати», «Нельзя».
  3. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка. Например, лучше говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому».
  4. Предлагайте ребёнку очень чёткое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора0, для занятий, работы по дому и отхода ко сну. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, т.к. ребёнок всё равно будет его нарушать. Постепенно такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретёт уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.
  5. Учите ребёнка выполнять новые и ли сложные задания, используя для этого сочетания практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять их так, как надо. Для закрепления различных навыков и умений ребёнку с повышенной активностью требуется больше времени, чем здоровым детям. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение снова и снова.  
  6. Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гадкую пустую стену, на которой ничего его не отвлекает. Простота, ясные, спокойные цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание. Ребёнок, у которого повышенная активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители. Надо сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.
  7. Предлагайте ребёнку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну единственную игрушку; прежде чем он займётся раскрашиванием. Уберите со стола всё лишнее; когда ребёнок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.

  1. Определите для ребёнка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Хорошо отмечать и хвалить усилия ребёнка, даже если результаты далеки от совершенства.
  2. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в «священную рощу» – его комнату.
  3. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в дом, т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.
  4. Старайтесь не проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что и его нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся улучшению и управлению.
  5. Запомните названия и дозы лекарств, которые выписаны ребёнку.

Давайте их регулярно. Следите за их воздействием на ребёнка и сообщайте об это лечащему врачу.

  1. Делитесь своим опытом в достижении успехов с воспитателем. Желательно, чтобы все взрослые следовали тем подходам к вашему сыну (дочери), которые уже оправдали себя.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать внимание.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговойдисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

В основе СДВГ лежит нарушение коры и подкорковых структур и характеризуется триадой признаков: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность.

Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, является проявлением утомления. Утомление у ребенка идет не так, как у взрослого, который контролирует это состояние и вовремя отдохнет, а в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении), слабом его контроле.

Дефицит активного внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени. Это произвольное внимание организуется лобными долями. Для него нужна мотивация, понимание необходимости сосредоточиться, то есть, достаточная зрелость личности.

Импульсивность – неспособность оттормозить свои непосредственные побуждения. Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение

Рекомендации родителям гиперактивных детей.

В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи.

Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе.

Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой.

Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

Определите для ребенка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

Вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.

Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе.

Литература:

Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002.

Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей

Консультация для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение внимания и гиперактивность у детей: диагностика, пути коррекции.

Нарушение внимания и гиперактивностьу детей: диагностика, пути коррекции. В последнее десятилетие растет число детей в мире с перинатальной патологией. Это обусловлено рядом факторов: заболевания...

Гиперактивность у детей

консультация для родителей...

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Здесь вы найдете ответ на вопрос что такое сдвг....

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ). - основные проявления.

синдром  дефицита  внимания и гиперактивность у детей....

Причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети не редкость в современной семье. Каковы же причины гиперактивности? Попробуем в этом разобраться....

Что такое гиперактивность и 7 признаков гиперактивности у детей.

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров. Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повл...