Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности.
консультация (младшая группа) на тему

Коновалова Оксана Анатольевна

Консультация для родителей: Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx107.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности.


Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.  
Предметы можно объединить в три группы:
1. Предметы, которыми ребенок не действует.
2. Предметы, которыми он постоянно пользуется.
3. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.


Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).

http://www.kemdetki.ru/media/upload/2016/05/12/3_.jpg


Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят. Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

http://pod-ryukzakom.ru/wp-content/photo/travel/russia/moscow/2012-08-boofest/boofest-2012-08-13.jpg


Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий. Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

http://www.razvitierebenka.net/fotkistatji/b_1_29101.jpg

Рекомендации для родителей

по формирования познавательного интереса к предметному миру:

  1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
    2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно
    3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него. 
    4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество.
    5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
    6. Умейте показать вашему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать.
    7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.

Книги для чтения детям:

Детские энциклопедии для самых маленьких;

Тема: Инструменты

  • «Плохой молоток и непослушные гвозди».
  • С. Маршак, «Какими бывают молотки».
  •  С. Черный «Отвертка».
  • М. Шапиро «Иголка с ниткой».
  • Сказка «Об иголке и непослушной нитке».
  • Сказка «Как пальцы спорили, кому носить наперсток».
  • Р. Бойко «Наша Армия родная»
  • И Шамов «На дальнем рубеже»
  • А. Жаров «Пограничник»
  • Сказка «Каша из топора».

Тема: Дом и его части. Мебель.

  • Ю. Тувим «Стол».
  • С. Маршак «Откуда стол пришел? ».
  • В. Маяковский «Кем быть? 2.
  • Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».
  • А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава)

Тема: Посуда

  • А. Гайдар «Голубая чашка».
  • К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр»
  • Бр. Гримм «Горшок каши».
  • Р. н. с. «лиса и журавль».
  • Л. Берг «Пит и воробей»
  • Р. н. с. «Три медведя»
  • «Сказка про чашечку»
  • «Как Аленка разбила чашку»
  • Г. Горбовский «За обедом», «Деревянная ложка».
  • З. Александрова «О кастрюльке», «Большая ложка»

Тема: Электрические приборы

  • «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»
  • «История о солнце и электрической лампе»
  • Сказка «Утюг и платье»
  • Кот Барсик и стиральная машина».
  • «Сгоревшее печенье»
  • «Люстра – зазнайка»
  • А. Масленникова «Пылесос»
  • «Я чайник – ворчун»
  • Н. Носов «Телефон»

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

  • К. Ушинский «Четыре желания».
  • А. Плещеев «Старик»
  • Е. Благинина «Одуванчик».
  • З. Александрова «Сарафанчик».
  • В. А. Жуковский «Летний вечер».

Тема: Музыкальные инструменты

  • Братья Гримм «Бременские музыканты»
  • «Сколько же здесь свирелей»
  • «Флейта и ветер»
  • Эди Огнецвет «Дудка» «Бубен», Цимбалы» «Скрипка»
  • В Семерин «Музыка всюду живет»
  • Ю. В. Гурин «Музыкальная кошка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей к социальной действительности

Роль игрушек в жизни ребёнкаИгра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в...

Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности

Консультация для родителейПредметный мир как средство приобщения детейк социальной действительностиВ последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача ...

Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей к социальной действительности

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социал...

Конспект занятия по приобщению детей к социальной действительности в средней группе «Что я знаю о себе»

Конспект занятия по приобщению детей к социальной действительности в средней группе«Что я знаю о себе»  Цель: познакомить детей со строением тела человека, с возможностями органи...

Консультация для родителей "Средство ознакомления детей с социальной действительностью"

Консультация для родителей "Средство ознакомления детей с социальной действительностью"...

Консультация для родителей «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» 28.03.2023

Консультация для родителей «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» Изве...