Чем занять ребенка в праздники?
статья

Перевезенцева Евгения Александровна

Задача родителя -дать нужное направление в игре, занятии, досуге,ибо ребенок воспитывается в деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye.docx20.33 КБ
Файл chem_zanyat_detey_v_prazdniki.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Диагноз «гиперактивность» (или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром и др.) имеет право поставить только врач. Некоторые педагоги и родители принимают повышенную подвижность ребенка за гиперактивность. Однако только излишняя (с точки зрения взрослых) двигательная активность не может послужить поводом для постановки такого диагноза.

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно еще не установлены. Но многие специалисты (Шевченко Ю. С., 1997; Заваденко Н. Я., 2000 и др.) отмечают среди причин следующие: токсикоз беременности, патология родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетические факторы, хронический алкоголизм родителей. Поданным Н. Н. Заваденко (2000), у 85% детей с данным диагнозом причиной возникновения гиперактивности стали патология беременности матери и/или родов.

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1 —2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас (Заваденко Н. Н., 2000).

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Как подчеркивает Захаров А. И. (1997), ММД сопровождается такими поведенческими проявлениями, как повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность, отсутствие сдерживающих начал, чувство вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они «без тормозов».

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, желательно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Таких детей необходимо как можно раньше направить к врачу для постановки диагноза и начала лечения. В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать ему либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Однако в работе с гиперактивным ребенком необходимо применение комплексного подхода, так как только медицинская помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки.

В. Оклендер (1997) в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основные приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним, пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл (1997) считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются:

- недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом;

- недостаток твердости и контроля в воспитании;

- неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Как правило, гиперактивный ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, если он взаимодействует один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен эмоциональный контакт. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности» (Оклендер В., 1997, с. 230—231).

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии.

Как отмечалось выше, этим детям полезна работа с песком, с крупой, с водой, с глиной. Так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволенного, следует обратить особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: «Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз».

В работе с гиперактивным ребенком неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль.

Иногда гиперактивность сопровождается еще и вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков.

Родителям необходимо наблюдать и активно включаться в игру ребенка, благодаря этому возникает лучшее взаимопонимание между родителями и ребенком.

Прежде всего, родителям гиперактивного ребенка следует понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний. Для этого мама и/или папа (или другие близкие люди) могут в течение дня записывать все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером вся семья зачитывает список и обсуждает, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети — «с мотором», никогда не устают, чем бы они ни занимались. На самом деле это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлениями общей ослабленности мозга. Поэтому родителям необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка.

Одним из важнейших условий при взаимодействии с ребенком является соблюдение четкого распорядка дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное время. Его необходимо оградить от длительного просмотра телевизионных передач, особенно перед сном. Как правило, гиперактивный ребенок мало и беспокойно спит, поэтому родителям желательно вечером, перед сном, погулять с малышом, заняться чем-нибудь спокойным.

Родители гиперактивного ребенка вынуждены в целях безопасности малыша устанавливать определенные запреты. Этих запретов должно быть совсем немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Если инструкции, обращенные к дошкольникам и младшим школьникам, должны содержать не более 10 слов, то для детей раннего возраста они должны быть в 1,5—2 раза короче. Запрет же может состоять всего из 1—2 слов, например «горячо, утюг».

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу. Иначе ребенок будет ежеминутно напоминать родителям об их обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны взрослых.

Так как гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, нельзя от него требовать одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Так, во время чтения сказки взрослый может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой, вставлять реплики.

Гиперактивные дети, в связи со своими индивидуальными особенностями, не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь. Поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус…” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

по материалам книги «Шпаргалка для взрослых» Е.Лютова, Г.Монина, СПб, «Речь», 2002г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чем занять ребёнка в праздники? Для того чтобы ребенок всегда был разумно деятельным, необходимо подсказывать ему, чем он может занять себя . Эффективное средств всестороннего воспитания –игра. В игре развивается у детей активность, самостоятельность, инициатива . Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения со сверстниками. Где дети много и с увлечением играют, они растут более организованными и дисциплинированными. Самые маленькие и дети постарше играют по-разному . Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыши еще не умеют действовать с предметами и самостоятельно играть. Пока ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша играть самостоятельно, отражая несложные сюжеты, пользоваться игрушками бережно, по назначению и убирать их на место. Обязательная принадлежность для игр малышей – предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга (например, кубики, кирпичики), открывать и закрывать (например, матрешки), нанизывать и собирать (например, пирамидки, кольца).

Слайд 2

Ребенок должен знать, что гаражу с машинами не место в кукольной комнате, а мячи и прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Если он знает что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного отношения к ним. Для 6-7 летнего мальчика очень важно, чтобы он мог заняться конструкторскими делами – что-то сколотить, распилить, смастерить. А для этого ему необходимы гвозди, молоток, клей, дощечки, коробки, и прочее. Ребенок , мастеря игрушку, долгое время бывает сосредоточенным, усидчивым. Игрушка, сделанная им самим, пусть и незамысловатая, подчас дороже ему, чем та, что куплена в магазине. Ведь это результат его фантазии и усилий. Вот почему работа по поделке игрушек особенно ценна для детей неусидчивых, не умеющих беречь свои вещи . Рассмотрим образовательную деятельность . Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Научите его всматриваться в содержание изображения. Постарайтесь задержать его внимание на картинке. Малыш 3-4 лет способен дать четкие, внятные ответы. Рассказывая содержание картинки, дети учатся логически мыслить, подмечать главное, выражать в слове свою мысль. Дети любят, когда старшие читают им книги, пересказывают сказки. В этой ситуации важно, чтобы ребенок сидел спокойно, слушал внимательно, не отвлекаясь. А это зависти от обстановки – усадите его поудобней так, чтобы он мог хорошо видеть лицо чтеца и даже заглянуть в книгу с иллюстрациями. Ребенок должен понять, что слушание – серьезное занятие, а не забава.

Слайд 3

Дети любят рисовать . В домашних условиях чаще всего они рисуют что хотят. Ребенок часто комментирует свой замысел вслух: «Это тигр. А это я. Я – дрессировщик. Я его не боюсь.» Ребенок не умеет воплотить в рисунке всякий замысел. Спросите : «А рядом с машиной кто? Куда едет машина? Кто управляет ею?» Это, несомненно, увлечет малыша. Немало удовольствия и пользы получают дети от занятий с пластилином . Изображая знакомы предметы, они фантазируют, конструируют, тренируют глазомер. Попутно развиваются мелкие мышцы рук, которые впоследствии будут участвовать в механизме письма . Нельзя забывать и об организации детского досуга, развлечении в кругу семьи. Турнир в шашки, по шахматам, парные картинки, различные словесные игры, развивающие смекалку, юмор, все это источник радости, содействует сближению взрослого с маленьким . Праздники- особенное время! Вся семья в сборе, и ребенку радостно от того, что он пойдет гулять с папой и мамой, он сможет, наконец, обстоятельно обсудить все накопившиеся события в кругу семьи. А сколько новых впечатлений от этих прогулок за город, в музей, в кино. Да, действительно, день особенный, когда ребенок убеждается, что все обещания папы и мамы выполняются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем занять ребенка с нарушением зрения дома? Учитель-дефектолог, Дукова М.Н.

Рекомендации родителям  по развитию воспитанников с нарушением зрения в домашних условиях...

Рекомендации для родителей: "Чем занять ребенка дома"

Не для кого не секрет, что порой приходится сложно придумать одновременно полезный и интересный для ребенка досуг. Сложно составлять конкуренцию телевизору и компьютерным играм. А мы попробуем. Предла...

Чем занять ребенка дома.

Читайте и воплащайте это в жизни со своими детьми в домашних условиях. Я надеюсь Вам это поможет....

Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"

Консультация для родителей  "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"...

Цикл занятий "Чем занять ребенка дома". Занятие № 21 "Музыкальные игры с ребенком дома".

Уважаемые родители! В этом занятии я предлагаю вам интересные музыкальные игры, в которые вы можете играть вместе с детьми дома. Игра-оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на разв...

Младшая группа.Фрагмент книги М.В. Минкина "Чем и как занять ребенка дома" (глава: От автора).Роль семьи в воспитатнии ребенка.

Фрагмент книги М.В. Минкина (глава "От автора") "Чем и как занять ребенка дома" раскрывает важность  значения совместного воспитания ребенка всеми взрослыми в семье....

Младшая группа.Фрагмент книги М.В. Минкина "Чем и как занять ребенка дома" (глава: Наблюдаем. Играем).Роль семьи в воспитатнии ребенка.

Фрагмент книги М.В. Минкина "Чем и как занять ребенка дома"( Наблюдение.Беседы.Игра). Обогащая ребенка способами действий с предметами, играя с ним - развиваем его  умение занять себя....